Что радио, как средство приобщения самых широких трудящихся масс к культурной и политической жизни Советского Союза, имеет громадное значение — ясно теперь уже для всякого младенца. Нет такого вида культурно-массовой работы, который бы не был предусмотрен в своих программах нашими большими и малыми широковещательными станциями. Газета (рабочая, крестьянская, профсоюзная, молодежская, пионерская), политический доклад, разъяснение пятилетки нашего социалистического строительства, политическая и общеобразовательная учоба (комсомольский, рабоче-крестьянский университет), переподготовка и повышение квалификации (профтехнические курсы, радиотехникум), перестройка быта, безбожная пропаганда, и, наконец, занимающие очень солидное место — это художественные передачи (музыка, пение, пьеса, монтаж). Если взять еще только что начавшую развертывать свою работу станцию ВЦСПС, которая дает исчерпывающую программу, приуроченную к обслуживанию самых широких и разнообразных слоев профработников, то будет совершенно очевидно, что радиовещательная сетка наших больших станций рассчитана на удовлетворение культурно-политических запросов различных по интересам широких масс радиослушателей.
Но оправдываются ли громадные затраты на радиовещание, оправдывается ли целиком существование этих радио-гигантов при том положении, какое мы имеем сейчас с постановкой радиослушания, с организацией учобы по радио. Конечно, нет. Никакой организации этого дела у нас нет; ни профсоюз, строящий много своих трансляционных узлов, ни радиовещательные организации, ни ОДР еще не подошли вплотную к этому вопросу, и мы видим, как коллективные радиоустановки, на которые выбрасывается много денег, совершенно не используются для организации вокруг них массовой культурно-политической работы. Нет ни одного клуба в Москве или Красного уголка, где бы организовали слушание детьми детских передач, профработниками — профинструктивных докладов, слушание газет, концертов или группу слушателей Рабоче-крестьянского университета. Да и в избе-читальне работник ограничивается тем, что «запустить», как умеет (а часто вовсе не умеет) радиоустановку, подвернутся случайные слушатели — слушают, но ничего систематически-организованного с учетом запросов слушателей, их оценкой радиопередач, приглашения на определенные, наиболее важные передачи не существует. Все проходит «самотеком» и едва ли можно особо винить здесь избача или клубного работника. Дел у них «своих» по горло и радио занимает в их работе место только до тех пор, пока «новорожденный» громкоговоритель не пискнул впервые, но как только в отчете клуба сказано «установлено радио», с той поры радиодела откладываются на самые дальние полочки и очередь до них не доходит годами буквально. (Ведь не редкость громкоговорители, молчащие по году, по два, а по нескольку месяцев — обычное явление.)
Прежде всего, кто же собственно должен заниматься всеми этими важными и нужными радиоделами (уход за установкой, организация слушания и учобы, учет запросов, создание кружков и пр.)? Работники клуба, Красного уголка, избы-читальни? Отдел массовой работы Московского радиовещательного центра? Такой же отдел (буде он создан) ст. ВЦСПС? Нет, нет и нет. Наше мнение (и кажется здесь двух мнений быть не может), эту работу должны развернуть на месте ячейки ОДР под руководством соответствующих секций, районных и окружных организаций. Будем исходить из того, что клубы и красные уголки, избы-читальни и культурно-бытовые комиссии жилтовариществ осознали необходимость оказания содействия организации у себя имеющихся радиолюбителей в ячейки ОДР и последние появляются на свет божий даже там, где им до сих пор не давали ходу (к сожалению, такие факты имеются во множестве), что и как должна сделать ячейка ОДР? Прежде всего Бюро ячейки в план своей работы включает (как обязательный) пункт об организации слушания и учобы по радио; поручает эту работу группе (2—3 чел.) членов ячейки, на обязанности которых будет лежать организация всего этого дела. Прежде всего товарищи заботятся о том, чтобы радиоустановка работала; через членов ячейки, которым поручен уход за установкой, они добиваются исправления ее, ежели она испорчена. Ввиду того, что не все передачи удобно слушать через громкоговоритель (учебные передачи лучше слушать на ушной телефон), необходимо поставить вопрос перед правлением клуба или культ-комиссией об оборудовании комнат отдыха ушными телефонами.
Второе — в радиоуголке вывешиваются систематически программы передач наиболее значительных станций, а на особом листе выписываются плакатно наиболее интересные несистематические передачи текущей недели.
Но всего этого мало для создания коллективного слушания. Ежели не приложить усилий, ежели не провести большую разъяснительную и агитационную работу по вопросу, как можно использовать радио для учобы, для политического просвещения, для развлечения, ежели не организовать постоянное слушание определенных передач, то сколько бы объявлений ни было вывешено — толку будет мало. Организацию же слушания надо начинать с привлечения небольших групп, интересующихся теми или иными передачами: детей, школьников тянуть на пионерские, детские передачи, женщин — на женские передачи, молодежь — на специальные молодежные передачи, любителей музыки, пения — на художественную программу. Желательно сколотить группы по 10—15 человек вокруг каждой передачи, которые бы постоянно, раза два-три в неделю слушали одни и те же передачи, а газету — так ежедневно. Среди этих более или менее постоянных слушателей легко уже можно собрать мнение о слышимом, пожелания изменений в передачах, учесть запросы на введение в программу каких-либо новых передач. Собирание замечаний слушателей можно сделать через проведение с ними коллективной беседы и протокольной записи высказываний. Весь этот материал необходимо отсылать в ту радиовещательную организацию (Радиоцентр, ст. ВЦСПС, ст. МОСПС), программу которой разбирали.
Особо большую и полезную работу может проделать ячейка ОДР через организацию коллективной и индивидуальной учобы по радио. Для этой цели необходимо широко известить рабочих данного предприятия, членов клуба, посетителей избы-читальни, крестьян, молодежь, девчат о тех заочных учебных заведениях, которые передаются по радио. Можно подобрать кружки — группы учащихся в рабоче-крестьянском университете, комсомольском университете, радиотехникуме, по безбожному вопросу и т. д. Эти группы пусть небольшие (3—5—10 чел.) могут заниматься или коллективно вокруг общественной громкоговорящей установки, или в одиночку (если имеют дома детекторный приемник), но обязательно собираются хоть раз в неделю вместе для разбора трудных вопросов и для взаимной помощи друг другу. Крестьяне, интересующиеся новейшими способами обработки земли, агрономы, желающие повысить свою квалификацию, учителя — все могут заниматься по радио. Дело ячейки ОДР подтолкнуть, проявить инициативу, помочь организоваться. Только, когда наши коллективные и индивидуальные радиоустановки обрастут кружками, группами, одиночками, которые будут учиться, повышать свою политическую грамотность и развлекаться по радио — можно будет сказать, что существование гигантов радиостанций, средства, затраченные на радиовещание — оправдываются, и вместе с тем только тогда оправдает ячейка ОДР свое существование, как общественной организации, когда сможет крепко поставить работу по использованию радио в культурно-массовой работе
Т. Филиппюк