РАДИО ВСЕМ, №22, 1929 год. О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ РАДИОЛОТЕРЕИ

"Радио Всем", №22, ноябрь, 1929 год, стр. 645

О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ РАДИОЛОТЕРЕИ

ДЕЛО ПЕРВОСТЕПЕННОЙ ВАЖНОСТИ — ВНЕДРЕНИЕ В ДЕРЕВНЮ 500 000 ПРИЕМНИКОВ — МОЖЕТ БЫТЬ СОРВАНО БЛАГОДАРЯ НЕДОПУСТИМОЙ ХАЛАТНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ. МНОГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОДР НЕ ПРОСНУЛИСЬ ОТ СПЯЧКИ, А ПЛЕТУТСЯ В ХВОСТЕ. БОЛЬШЕ ОРГАНИЗОВАННОСТИ! БОЛЬШЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ.

С июня месяца, началась реализация первой крестьянской радиолотереи. Организация этой лотереи имела своей целью: 1) внедрение в деревню значительного количества приемников и 2) влить в промышленность средства на расширение радиопроизводства.

Если подойти к оценке этого значительного по своему объему начинания, то каждому мало-мальски знакомому с положением радиофикации нашего Союза должно быть ясно, что своевременное проведение этой лотереи должно сыграть огромную роль в ускорении радиофикации Союза.

И, действительно, когда мы читаем сводки о состоянии этого дела у нас в Союзе, на тринадцатом году революции, на шестом году существования этого дела, радиодела — мы невольно поражаемся той большой отсталостью, которая имеется в деревне.

По данным НКПиТ на 1 августа 1929 года мы имеем в деревне 52 590 детекторных установок.

Это количество приемников установлено за прошедшие годы.

Учитывая это обстоятельство, ЦС ОДР прежде всего признал необходимым организовать крестьянскую радиолотерею, имея в виду распространить все розыгрыши исключительно в деревне.

Количество розыгрышей также было определено, исходя из необходимости дать в деревню максимальное количество приемников (58 475 штук). Другими словами, лотерея должна дать деревне больше приемников, чем установлено за прошедшие пять лет.

Следует ли дальше говорить о значении этой лотереи? Нам кажется странным, что эта простая истина до сих пор не усвоена многими организациями ОДР, призванными в первую очередь осуществлять на деле радиофикацию Союза.

А что это именно так, следует обратиться к фактам.

По соглашению с Наркомпочтелем реализация билетов производится через все почтовые предприятия, расположенные в сельских местностях. Своевременно, одновременно с рассылкой билетов, были разосланы агитматериалы. Билеты были разосланы в мае месяце, и в июне уже были получены всеми почтовыми предприятиями на местах.

Организации ОДР были поставлены в известность о начале кампании по продаже билетов и о необходимости приступить к началу создания общественного мнения к этому делу. Рекомендовалось организовать комиссии содействия, вести систематическое наблюдение за ходом реализации билетов, оказывать почтовым предприятиям всемерное содействие в ускорении продажи билетов, информировать ЦС ОДР о ходе реализации билетов и т. д., и т. д.

К чему свелось участие местных организаций?

«Слушали» и «постановили» выделить такого-то товарища ответственным по реализации билетов. И только. Больше ничего местные организации не сделали. Здесь не только нельзя говорить о какой бы то ни было кампании, здесь даже нельзя говорить о самом примитивном содействии.

Местная печать радиолотерее места не уделяет; через радиостанции ни одного слова о лотерее не слышно; местные почтовые предприятия жалуются на полное безразличие организаций ОДР к лотерее; кооперация не привлечена; деревенский актив не использован; крестьянство ничего не знает о радиолотерее и значения этой лотереи не знает и т. д., и т. д.

Можно ли предъявлять требования к работникам почтового ведомства, не связанным так с проведением радиофикации, когда организации, специально призванные к этому, стоят в стороне.

С одной стороны, с мест от отдельных крестьян поступают жалобы на то, что билетов нет, так как какой-нибудь бюрократ из почтового предприятия положил их под сукно и забыл про их существование, а с другой стороны, мы имеем совершенно недопустимый темп реализации билетов.

Если в начале кампании почтовые предприятия отговаривались летним периодом, крестьяне, мол, в поле, вот, дескать, соберут урожай и все будет в порядке, — то теперь и эти отговорки отпадают, а дело с места не трогается.

Трудно допустить мысль, что есть еще целый ряд почтовых предприятий, которые ни одного билета до сих пор не продали.

Ниже мы даем таблицу таких «активных» контор:
Наименование
конторы
Время высыл-
ки билетов
Количество
1. Ирбит ....... 28 апреля 1 000
2. Ишим ....... 28    » 1 000
3. Кудымкор ....... 28    » 1 000
4. Троицк ....... 28    » 500
5. Тюмень ....... 28    » 1 000
6. Уфа ....... 28    » 30 000
7. Мозырь ....... 28    » 1 000
8. Камышин ....... 1 июня 2 000
9. Пугачев ....... 1    » 2 000
10. Урюпинск ....... 1    » 2 000
11. Элиста ....... 1    » 1 000
12. Новая Бухара ....... 27 апреля 500
13. Семипалатинск ....... 27    » 100
14. Уральск ....... 27    » 300
15. Павлодар ....... 27    » 100
16. Kapгополь ....... 13 мая 1 000
17. Нолинск ....... 16    » 500
18. Тотьма ....... 16    » 500
19. Усть-Сысольск ....... 16    » 1 000
20. Яранск ....... 28 апреля 500
21. Баку ....... 29 мая 25 000
22. Батум ....... 24    » 5 000
23. Сухум ....... 16    » 1 000
24. Тифлис ....... 29    » 20 000
25. Елабуга ....... 16    » 500
26. Оошкар-Ола ....... 16    » 1 000
27. Сталино ....... 22    » 20 000
28. Майкоп ....... 11    » 5 000
29. Благовещенск ....... 27 апреля 500
30. Бийск ....... 28    » 500
31. Камень ....... 28    » 100
32. Канск ....... 28    » 100
33. Рубцовск ....... 8    » 100
34. Славгород ....... 28    » 100
35. Улала ....... 28    » 300
36. Могилев-Подольский ....... 24 мая 2 000
37. Нежин ....... 24    » 2 000

И в дополнение весь Московский район.

Все перечисленные предприятия объединяют свыше десяти тысяч почтово-телеграфных предприятий, имеющих в своем распоряжении целую армию письмоносцев.

Было бы ошибкой думать, что в остальных районах совсем благополучно. К сожалению, нужно констатировать, что в остальных местах картина тоже достаточно безотрадна. В большинстве пунктов полученные билеты проданы в пределах 10%.

Следует ли дальше говорить и характеризовать положение с реализацией Первой крестьянской радиолотереи?

Совершенно естественно, что при таком положении намеченный срок розыгрыша лотереи в феврале месяце может быть сорван, и сорван только благодаря недопустимой халатности ряда разных организаций ОДР.

А что значит срыв розыгрыша? Это значит подорвать доверие крестьян к важной кампании. Это значит — дать деревне больше 50 000 приемников на год позже.

Такое положение совершенно недопустимо и должно быть немедленно резко изменено. Еще не поздно проснуться от спячки, еще не поздно принять необходимые меры к оживлению работы по реализации лотерейных билетов. Нужно на деле доказать жизненность и полезность организаций ОДР. Это первый серьезный экзамен всем организациям, и если в это дело не будет внесено достаточно активной массовости, такие организации ОДР докажут свою полную несостоятельность к осуществлению серьезных задач.

Необходимо взять под обстрел все почтовые предприятия, нужно, чтобы каждый знал, что за ним следит общественная организация, что всякое проявление бюрократизма и неповоротливости будет во-время обнаружено и пресечено.

Надо, наконец, и организациям между собой связаться, рекомендуется использовать социалистическое соревнование.

Необходимо всячески использовать местную печать, использовать широковещание, привлечь потребительскую кооперацию и весь деревенский актив.

Сейчас еще не поздно. За дело, товарищи.

С. Ланин