С июня месяца, началась реализация первой крестьянской радиолотереи. Организация этой лотереи имела своей целью: 1) внедрение в деревню значительного количества приемников и 2) влить в промышленность средства на расширение радиопроизводства.
Если подойти к оценке этого значительного по своему объему начинания, то каждому мало-мальски знакомому с положением радиофикации нашего Союза должно быть ясно, что своевременное проведение этой лотереи должно сыграть огромную роль в ускорении радиофикации Союза.
И, действительно, когда мы читаем сводки о состоянии этого дела у нас в Союзе, на тринадцатом году революции, на шестом году существования этого дела, радиодела — мы невольно поражаемся той большой отсталостью, которая имеется в деревне.
По данным НКПиТ на 1 августа 1929 года мы имеем в деревне 52 590 детекторных установок.
Это количество приемников установлено за прошедшие годы.
Учитывая это обстоятельство, ЦС ОДР прежде всего признал необходимым организовать крестьянскую радиолотерею, имея в виду распространить все розыгрыши исключительно в деревне.
Количество розыгрышей также было определено, исходя из необходимости дать в деревню максимальное количество приемников (58 475 штук). Другими словами, лотерея должна дать деревне больше приемников, чем установлено за прошедшие пять лет.
Следует ли дальше говорить о значении этой лотереи? Нам кажется странным, что эта простая истина до сих пор не усвоена многими организациями ОДР, призванными в первую очередь осуществлять на деле радиофикацию Союза.
А что это именно так, следует обратиться к фактам.
По соглашению с Наркомпочтелем реализация билетов производится через все почтовые предприятия, расположенные в сельских местностях. Своевременно, одновременно с рассылкой билетов, были разосланы агитматериалы. Билеты были разосланы в мае месяце, и в июне уже были получены всеми почтовыми предприятиями на местах.
Организации ОДР были поставлены в известность о начале кампании по продаже билетов и о необходимости приступить к началу создания общественного мнения к этому делу. Рекомендовалось организовать комиссии содействия, вести систематическое наблюдение за ходом реализации билетов, оказывать почтовым предприятиям всемерное содействие в ускорении продажи билетов, информировать ЦС ОДР о ходе реализации билетов и т. д., и т. д.
К чему свелось участие местных организаций?
«Слушали» и «постановили» выделить такого-то товарища ответственным по реализации билетов. И только. Больше ничего местные организации не сделали. Здесь не только нельзя говорить о какой бы то ни было кампании, здесь даже нельзя говорить о самом примитивном содействии.
Местная печать радиолотерее места не уделяет; через радиостанции ни одного слова о лотерее не слышно; местные почтовые предприятия жалуются на полное безразличие организаций ОДР к лотерее; кооперация не привлечена; деревенский актив не использован; крестьянство ничего не знает о радиолотерее и значения этой лотереи не знает и т. д., и т. д.
Можно ли предъявлять требования к работникам почтового ведомства, не связанным так с проведением радиофикации, когда организации, специально призванные к этому, стоят в стороне.
С одной стороны, с мест от отдельных крестьян поступают жалобы на то, что билетов нет, так как какой-нибудь бюрократ из почтового предприятия положил их под сукно и забыл про их существование, а с другой стороны, мы имеем совершенно недопустимый темп реализации билетов.
Если в начале кампании почтовые предприятия отговаривались летним периодом, крестьяне, мол, в поле, вот, дескать, соберут урожай и все будет в порядке, — то теперь и эти отговорки отпадают, а дело с места не трогается.
Трудно допустить мысль, что есть еще целый ряд почтовых предприятий, которые ни одного билета до сих пор не продали.
Ниже мы даем таблицу таких «активных» контор:
Наименование конторы |
Время высыл- ки билетов |
Количество | ||
1. | Ирбит | ....... | 28 апреля | 1 000 |
2. | Ишим | ....... | 28 » | 1 000 |
3. | Кудымкор | ....... | 28 » | 1 000 |
4. | Троицк | ....... | 28 » | 500 |
5. | Тюмень | ....... | 28 » | 1 000 |
6. | Уфа | ....... | 28 » | 30 000 |
7. | Мозырь | ....... | 28 » | 1 000 |
8. | Камышин | ....... | 1 июня | 2 000 |
9. | Пугачев | ....... | 1 » | 2 000 |
10. | Урюпинск | ....... | 1 » | 2 000 |
11. | Элиста | ....... | 1 » | 1 000 |
12. | Новая Бухара | ....... | 27 апреля | 500 |
13. | Семипалатинск | ....... | 27 » | 100 |
14. | Уральск | ....... | 27 » | 300 |
15. | Павлодар | ....... | 27 » | 100 |
16. | Kapгополь | ....... | 13 мая | 1 000 |
17. | Нолинск | ....... | 16 » | 500 |
18. | Тотьма | ....... | 16 » | 500 |
19. | Усть-Сысольск | ....... | 16 » | 1 000 |
20. | Яранск | ....... | 28 апреля | 500 |
21. | Баку | ....... | 29 мая | 25 000 |
22. | Батум | ....... | 24 » | 5 000 |
23. | Сухум | ....... | 16 » | 1 000 |
24. | Тифлис | ....... | 29 » | 20 000 |
25. | Елабуга | ....... | 16 » | 500 |
26. | Оошкар-Ола | ....... | 16 » | 1 000 |
27. | Сталино | ....... | 22 » | 20 000 |
28. | Майкоп | ....... | 11 » | 5 000 |
29. | Благовещенск | ....... | 27 апреля | 500 |
30. | Бийск | ....... | 28 » | 500 |
31. | Камень | ....... | 28 » | 100 |
32. | Канск | ....... | 28 » | 100 |
33. | Рубцовск | ....... | 8 » | 100 |
34. | Славгород | ....... | 28 » | 100 |
35. | Улала | ....... | 28 » | 300 |
36. | Могилев-Подольский | ....... | 24 мая | 2 000 |
37. | Нежин | ....... | 24 » | 2 000 |
И в дополнение весь Московский район.
Все перечисленные предприятия объединяют свыше десяти тысяч почтово-телеграфных предприятий, имеющих в своем распоряжении целую армию письмоносцев.
Было бы ошибкой думать, что в остальных районах совсем благополучно. К сожалению, нужно констатировать, что в остальных местах картина тоже достаточно безотрадна. В большинстве пунктов полученные билеты проданы в пределах 10%.
Следует ли дальше говорить и характеризовать положение с реализацией Первой крестьянской радиолотереи?
Совершенно естественно, что при таком положении намеченный срок розыгрыша лотереи в феврале месяце может быть сорван, и сорван только благодаря недопустимой халатности ряда разных организаций ОДР.
А что значит срыв розыгрыша? Это значит подорвать доверие крестьян к важной кампании. Это значит — дать деревне больше 50 000 приемников на год позже.
Такое положение совершенно недопустимо и должно быть немедленно резко изменено. Еще не поздно проснуться от спячки, еще не поздно принять необходимые меры к оживлению работы по реализации лотерейных билетов. Нужно на деле доказать жизненность и полезность организаций ОДР. Это первый серьезный экзамен всем организациям, и если в это дело не будет внесено достаточно активной массовости, такие организации ОДР докажут свою полную несостоятельность к осуществлению серьезных задач.
Необходимо взять под обстрел все почтовые предприятия, нужно, чтобы каждый знал, что за ним следит общественная организация, что всякое проявление бюрократизма и неповоротливости будет во-время обнаружено и пресечено.
Надо, наконец, и организациям между собой связаться, рекомендуется использовать социалистическое соревнование.
Необходимо всячески использовать местную печать, использовать широковещание, привлечь потребительскую кооперацию и весь деревенский актив.
Сейчас еще не поздно. За дело, товарищи.
С. Ланин