Содержание предыдущего
Рабочая масса выдвигала смелые задания радиотехнике. Робость научно-технических кадров в широких планах, больших цифрах. Потребовалась сильнейшая привязка темпов советской общественностью. Догнать и решительно перегнать капиталистические страны в области радио — СССР мог и должен еще скорее, чем в других областях.
На третьем году пятилетки создан был генеральный план победы над пространством без механического передвижения. Излагаются основные черты этого плана.
На какое время проектируется генеральный план? На 15 лет, начиная от тринадцатого и кончая двадцать восьмым годом пролетарской революции. Это срок, на который легко составить план радиофикации. Легко потому, что самые смелые технические предположения будут в этот период не только достигнуты, но и превзойдены. И, если сейчас еще неизвестны технические детали грядущих изменений, то направление дальнейшего развития уже видно. Научный прогноз в технике плюс политическая директива по необходимому объему, характеру и скорости развития радио дают установку радиофикации на массовый и всесторонний охват всего рабоче-крестьянского населения Союза, всех культурных и хозяйственных организаций в первую очередь.
На какие скорости хода должна рассчитывать радиофикация? Чтобы, во-первых, догнать пройденное в величайшей реконструкции хозяйства, общественной жизни, где радио отстало от бурного, не знающего примера, хода. И затем, чтобы стать впереди по выполнению требований преодоления пространства, чтобы быть подготовленным к выполнению любого задания общественных, хозяйственных организаций через радио.
Необходимая для этого скорость хода может показаться головокружительной только потому, что радио не примеривалось по действительной его роли в культурной революции, по необходимой в нем потребности общественных организаций, хозяйства и по массовой обороне Советской страны от стана классовых врагов. А кроме того, проектируя радио, надо соразмерить его развитие с ходом, намеченным в основных отраслях хозяйства и в особенности электрификации, создающей энергетическую базу, являющуюся источником питания многообразной сети радиоустройств, в свою очередь используемых для электрификации. Наконец, нужно примерить удельный вес радио, каким он есть, каким должен быть в числе орудий культуры.
Вспомним — все капитальные затраты на радиофикацию по первой, превзойденной пятилетке не насчитывали даже ста миллионов рублей. Все производство промышленности по радиопродукции на то же пятилетие намечалось в 785 миллионов рублей. И сравним: даже по несовершенной, преуменьшенной наметке расходов на социально-культурное строительство расходы были определены на пять лет в 16 миллиардов рублей. А пятилетка по культурному строительству, пожалуй, является самой минимальной. И через эти цифры должно легко перешагнуть социалистическое строительство в первые три года.
Огромен размах, взятый в строительстве всего народного хозяйства. До двадцати миллиардов рублей намечено сделать капитальных вложений в промышленность и транспорт в течение пятилетия. Но и этот размах превзойден вслед за принятием разработанного плана, оказавшегося низким.
И в свете этих скоростей и величин, намеченные по плану радиофикации 98 миллионов рублей на капитальные вложения и 785 миллионов по промышленной радиопродукции могут казаться маленькой песчинкой на огромнейшей территории строительства хозяйства, культуры, быта.
Но еще разительнее разница в масштабах, если глянуть на предположения генерального плана по народному хозяйству, также, возможно, далекие от размеров, которых можно достигнуть... «СССР через 15 лет» — таково название книжки Л. М. Сабсовича, в которой даны очертания генеральной установки. Основные фонды народного хозяйства расчитываются по этой перспективе к увеличению за 15 лет почти в 11 раз — с 65,5 миллиардов рублей до 670 миллиардов. Расходы Советского государства по всем разделам должны составить в 1942/43 году около 127 миллиардов. Из них только просвещение и здравоохранение потребуют до 26 миллиардов. Основные фонды электрификации с 840 миллионов, которые она имела в 1927/28 году, должны дойти до 30 миллиардов рублей, если считать по ценам взятого за исходный 1927/28 года...
Какою же может быть доля радио в этих величавых перспективах развития. Как определить ее хотя бы крайне приближенно, имея к началу генерального плана ничтожнейшие размеры фондов радио — ничтожнейшие, если даже учесть все индивидуальные и коллективные устройства, которые были выпущены промышленностью не только к 1927/28 году, но и к тринадцатому году пролетарской революции, если даже не вычитывать физической и моральной изношенности. Как определить долю радио, не впадая в переоценку его значения в ряду важнейших отраслей хозяйственной, общественной деятельности, но вместе с тем и не принижая роли этого орудия победы над пространством?..
Возьмем примерку, имеющуюся в расчетах тов. Сабсовича на 15-летие по средствам связи, где, как видно, включены лишь первично относящиеся к этим средствам почта и проволочная электрическая связь. Удельный вес средств связи остается по этим расчетам таким же, как и в начальном году генерального плана и, тем не менее, фонды связи увеличиваются к последнему году перспективы на 2,7 миллиарда руб., составляя несколько меньше полпроцонта от общих фондов всего народного хозяйства. А доля массовой радиофикации, охватывающей буквально каждый уголок страны и все, даже не самодеятельное население — доля этого важнейшего орудия социалистической культуры, несомненно, будет не меньше одного процента фондов народного хозяйства. Это может выразиться, по ценам 1927/28 года, суммой до семи миллиардов рублей против тех полутораста миллионов, которыми с большой натяжкой можно было бы оценить все радиоимущество, находящееся в стране к 1929/30 году, учитывая даже детекторные приемники и до штепсельных гнезд включительно.
Это не так много, если судить по заданиям, которые должны быть даны социалистическим строительством на радио, но все же неизмеримо больше того, что предполагалось первой радиопятилеткой, возбудившей огромные сомнения, споры.
Директивой к генеральному плану должно быть достижение средствами радио такого уровня развития, такой массовости, многообразия областей применения, при которых был бы обеспечен скорейший ход общественной жизни, требующий мгновенного преодоления пространства для согласованности действий каждой единицы, коллективов и всей массы строителей социализма...
Какой должна быть сеть передающих приемных станций и связанных с ними устройств? Сколько «точек» приема должно быть в плане генерального развития радио? Так обычно ставился вопрос при разработке планов радиофикации. И сюда еще присоединился расчет количества киловатт, которые должны были содержаться в мощностях радиостанций. Но дело не только в количестве точек и в количестве киловатт передающих пунктов. Решение задачи лежит в характере, качестве, организации средств радиопередачи и приема, в технике устройств и в решительных изменениях, которые идут в научно-исследовательской работе.
Сеть радио — это производное от требований, предъявляемых партией, государством, массами рабочих к техническим средствам, позволяющим преодолевать пространство и выполнять задания по размножению, переброске на любые расстояния ценностей общественного творчества связи, информации... В чем же будут, в чем должны выражаться требования к радио по генеральной перспективе? В чем будут они отличны от требований, отраженных пятилетним планом радиофикации?
Прежде всего в степени организованности. Не радиолюбитель и радиослушатель, взятые в одиночку со своими потребностями к производству, торговле по радиоустройствам, должны быть основой исчисления, плана. Плановая радиофикация должна строиться полностью для потребностей организаций, коллективов, органов народного хозяйства и политпросветительной деятельности. Индивидуальная потребность в радио каждого члена социалистического общества удовлетворяется через общественные организации включением в их план, а не путем неорганизованного спроса на радиопродукцию, не позволяющего провести коренные планово-технические разработки и затрудняющего стройную, целостную организацию передающе-приемной радиосети.
Радиолюбитель все больше станет массовиком, лаборантом, наблюдателем, исследователем, энтузиастом борьбы с пространством, ядром многочисленных, организованных отрядов для победы над ним. А специальная категория «радиослушателя» не может сохраниться при массовой, охватывающей все стороны деятельности и всех людей, радиофикации.
Все и всюду и в любое время могут быть «радиослушателями», могут воспользоваться радио в общественной работе, учебе, отдыхе таково первое требование к приемной радиосети в генеральном плане. Если применять привычную терминологию — территория и население должны быть перекрыты «радиовещанием» полностью, стопроцентно, без всяких исключений...
Какова должна быть сила приема и, следовательно, мощность передающих станций? Таков обычный, имеющий большую историю вопрос. Комбинат передатчиков с направленным действием и разных длин волн должен дать в любое время года и суток уверенный, без помех, прием в каждом районном центре Союза. Районный центр, обладающий системой выделенного приема, должен, как минимум, осуществлять уверенный прием центральной станции Союза и областного, либо республиканского центра. А внутри района прием радио производится наложением различных частот на систему электроснабжения и первое время на специальную сеть проводов, общую со всей сетью городских и межнаселенных телефонных сообщений. Стандартный телефонный аппарат, являющийся одновременно радио и проволочным, должен давать возможность принимать любую передачу — циркулярную или выделенную и, вместе с тем, быть передатчиком до районной станции.
И в этом уже сейчас нет технических затруднений. Проволочный телефон выполняет роль передатчика, он включает ряд частей (телефон, микрофон), применяемых и для радиотелефона. А вместе с тем приемно-усилительная «радио»-часть почему-то не представляется в конструкциях телефонного аппарата. И так как же в радио-«точках» переход от телефонной трубки к репродуктору совершенно назрел. Должно быть установлено, что не только провод, или заменяющий ее электропоток, могут быть общим для телефонизации и радиофикации. Все устройства, приборы, вплоть до телефонной автоматики, должны быть полностью и органически объединены. Радиофикация, телефонизация нераздельны.
Соединяющим, коммутирующим и транслирующим пунктом является во всех случаях районный радиотелефонный центр, с группой передатчиков небольшой мощности внутрирайонного значения и одним многократным для обратной связи и трансляции к областному радио-комбинату. Проволочная сеть (электро- и телефонная) является подсобной до момента «радиофикации» и отпадения проволоки в переброске на расстояние самых разнообразных форм электроэнергии.
Мощность станций должна подкрепляться направленностью. Изгибы территории области, района по отношению к их центру не допускают кругового рассеивания энергии в равных долях по всем направлениям. Режим экономии в эфире должен заключаться не в том, чтобы избегать больших мощностей там, где они находят полезное применение, а в ограничении расходования полезной энергии, направленной зря, либо ко вреду, к созданию помех. Первой ступенью генерального плана являются двенадцать передатчиков, расположенных около центра Союза, могущих соединяться в различных комбинациях для совместного и выделенного действия во всех, либо в отдельном из направлений. От длинных до ультракоротких волн устанавливается их диапазон. Многократность (до 16 крат), направленность, рассчитанная по характеру территории, которую нужно перекрыть как внутри Союза, так и вне его, создают действительный радиоцентр для разнообразнейшего использования телефонных и электро-механических устройств (до цветных кино и телевидения включительно).
Радиокомбинат меньшей мощности, но такого же характера в устройствах, создается в каждом областном и республиканском центре. На него переносится основная работа как по круговому радиовещанию, так и по всей культурной, хозяйственной работе, проводящейся через радио.
И, наконец, район. Идущая в нем социалистическая стройка, огромные сдвиги, совершаемые в строе хозяйства, культуре, классовых соотношениях, требуют не меньших сдвигов во всех областях обслуживания социалистического сектора для обеспеченности его развития. Первые шаги радиофикации, спустившейся к району, показали всю величину бреши в средствах связи и радио — средствах победы над пространством, позволяющих вести широкую массовую работу на самых отдаленных от центров участках нового строительства и ослабляющих пространственную отброшенность.
Школы, клубы, библиотеки должны быть оборудованы не только громкоговорящим «широковещательным» приемом, но и радиокино. Коротковолновые передатчики и приборы ультракоротких волн должны дать возможность обратной связи для запросов, учебных бесед, проведения массовых собраний в каждом из пунктов. Районные базы радиосредств и одновременно базы связи требуют не низшего разряда техники, до сих пор применявшейся в «низовой» связи, требуют не односторонней трансляции для приема широковещания и передачи изображений, а техники радиокомбайнов, радиокомбината района...
И не ставка на индивидуалов-любителей должна определять дальнейшее развитие радио в больших и малых центрах и на всей периферии. Не ставка на случайный спрос по важнейшей для всей общественной деятельности радиоаппаратуре, а плановое ее внедрение в структуру каждой организации, двигающей культуру. Кадры энтузиастов техники и общественной службы радио будут расти вместе с кадрами энтузиастов всего социалистического строительства. Но они будут работать не над «радиоконягой» и кустарной «радиосохой», не над своим единоличным, с огромнейшим трудом собираемым хозяйством — радиопередатчиком и приемником, а над организованными, совершенными, обобществленными орудиями радио.
Здесь совсем иной результат получится от затрат энергии, от самоотверженной работы, от просиживания ночей над передатчиком для новых достижений... Три тысячи районных радиоцентров, каждый из которых представляет группу сложных приемных и передающих устройств для связи и всей культурной работы... Полмиллиона передающе-приемных пунктов в каждом месте хозяйственной организации и сосредоточия трудящихся — вот первая ступень, которую предстоит пройти по генеральному плану социалистической радиофикации, далекой от индивидуально-анархического порядка развития радио в капиталистических странах... И... тридцать пять миллионов первичных «точек» приема радио, переходящих дальше, за гранями намеченного, в двухстороннюю, с любым пунктом, связь каждого с каждым и каждого со всеми. Радио... всем... всем...
На экране, вместо четких колонок слов и цифр вводной части генерального плана радиофикации замелькали картины того, что было за гранями этого плана, сверх него в последующие ряды лет...
Кажущееся бесшумным, на огромной высоте, столкновение огромных, приводимых в действие на расстоянии, снарядов. Легкие дымки и бесследное исчезновение сотен воздушных великанов, пытавшихся принести разрушение в социалистическую страну. Это завершение борьбы с последними силами капитализма, с его электро-механической армией — единственной, оставшейся до конца ему верной, не восставшей... Мощные снопы ультракоротких лучей оказались наготове в радиобазах Советской страны.
Обращенные на службу культурной революции, зажегшей яркие огни мысли, испепелившей заросли старого быта, они оказались, вместе с тем, сильнейшим оружием в руках строителей социализма, уничтоживших, в заключительном аккорде ожесточенной классовой борьбы, последнюю опору последней банды эксплоататоров...
Одна за другой мелькающие картины огромных площадей, полей, наполненных лавой оживленного народа. Звуки победного марша, развевающиеся знамена, восторженные голоса и, на стенах зданий, на огромных экранах также движущиеся картины массовых собраний... То идет единовременный митинг сотен миллионов, идет перекличка мировых армий труда.
И слово — Ленин сопровождает повсюду массу, выявляющую единую волю к дальнейшему великому творчеству.
QRD.