РАДИО ВСЕМ, №24, 1929 год. 10 лет звуковой фильмы. 1919—1929.

"Радио Всем", №24, декабрь, 1929 год, стр. 714-715

10 лет звуковой фильмы.
1919—1929.

10 лет тому назад, в июле 1919 года, трое германских изобретателей — Массоле, Энгль и Фогт — начали в Берлине свои опыты со звуковой фильмой. В результате этих опытов появился аппарат системы «Три Эргон», который был показан изобретателями несколько лет тому назад в Москве.

Мы помещаем ниже перевод статьи одного из трех изобретателей — Ганса Фогта. Статья дает яркую характеристику буржуазно-капиталистических условий, при которых изобретение, даже самое значительное, может найти применение лишь тогда, когда использование его выгодно предпринимателям данной отрасли промышленности.

Совершенно очевидно, что если бы не было противодействия (о чем говорится в статье Ганса Фогта), со стороны германских кинопредпринимателей — звукофильма давно получила бы в Германии сильное развитие.

Звукофильма является сейчас в буржуазных странах лишь сенсацией, из которой предприниматели выколачивают колоссальные прибыли. Но об использовании этого замечательного изобретения в культурных целях там нет и речи.

Статья Ганса Фогта.

1912 год. В техническом мире — сенсация: первая усилительная лампа Либенса. Ее появление уже указывало пути к возможности фиксации невидимого дыхания человеческой речи в видимых знаках на кинопленке. Явилась возможность запечатлевать не только жесты и движения артиста, но и его голос.

Империалистическая война требовала, однако, иного. Приходилось работать для военных нужд. Тут было не до звуковой фильмы. Но идея ее осталась.

1919 год. Трое изобретателей уединяются в небольшую лабораторию в Вильмерсдорфе в Берлине. Падающие в цене бумажные марки, получаемые в виде поддержки от небольшой группы финансистов, дали изобретателям возможность в течение целых трех лет экспериментировать в полной тиши, вдали от посторонних взоров. Никто не знал, над чем и для чего они работают.

За это время в лаборатории был разработан ряд изобретений, которые имели огромное значение для говорящей фильмы и для электроакустики: газовый микрофон, двигательный механизм для тонфильма, электростатический громкоговоритель, фотоэлементы, специальная оптика для тонфильма, съемочная и проекционная аппаратура, и, наконец, кино-звуко-фильмы.

Первое слово, произнесенное тонфильмой, было — «миллиампер». Первая звуко-кино-фильма изображала артистку Фридель Хинтце, читающую стихотворение «Полевая роза».

1922 год. 17 сентября, в 11 час. утра в театре Альгамбра (неподалеку от великолепного кино «Глория-Палас», где сейчас, 7 лет спустя, немецкая публика поражается ввезенному из Америки «чуду» — звукофильме), был обнародован секрет трех изобретателей. Небольшой круг приглашенных лиц имел возможность убедиться, что экран действительно заговорил.

Вся пресса отметила это событие, как исторический день кинематографии. Только господа предприниматели немой фильмы скептически улыбались. Печатные органы кинопромышленников возвещали, что истинное киноискусство должно быть немым. И вообще упаси нас, боже, от подобных экспериментов.

Это значило, что германская кинопромышленность решила воздержаться от работы со звукофильмой. Фирмы, производящие киноаппаратуру — тоже.

Финансировавшие изобретателей предприниматели стали жалеть о своих 60 000 марок, потраченных на изобретение системы «Три Эргон». Изобретатели, ставшие вдруг знаменитыми, не имели средств на жизнь...

В этот тяжелый для них момент появился некий швейцарец-юрист, который купил изобретение. Благодаря этому явилась возможность продолжать опыты.

В 1923 г. мы создали фильму «Жизнь в деревне» с чудесными съемками зверей. На сконструированных нами по трем системам проекционных аппаратах фильма демонстрируется с большим успехом в Берлине и на Рейне. Мы в это время конструировали все нужные приборы, от микрофона до репродуктора.

Аппарат «Три Эргон»

Звукофильма начинает жить и завоевывать общественность, движимая усилиями трех энтузиастов.

Но в это время швейцарец поссорился с финансировавшими его текстильными фабрикантами.

Звукофильмой заинтересовалась кинопромышленность. Взялись за это дело какие-то случайные люди, представители фильмы «Уфа», и с треском его провалили.

Германская фильма становится опять немой.

Изобретатели опять заперлись в своей лаборатории и продолжали свои опыты.

В 1925 г. появился в Цюрихе американец Фокс, который скупил за бесценок для представляемой им фирмы права на изобретение. По этой системе в Америке была сооружена аппаратура. Но и там неудача преследовала это дело, так как американская мощная кинопромышленность была против звукофильмы. Косность и жадность коммерсантов и здесь тормозили интереснейшее начинание.

В конце концов решающую роль сыграл случай. Некое чахлое кинопредприятие, стоявшее на краю гибели, решило потратить свои последние доллары на опыт со звукофильмой, и фирма изготовила звуковую кино-картину.

Успех этой картины был ошеломляющим.

Когда мировые поставщики фильм и киноаппаратуры увидели, что американская публика отнюдь не является сторонницей немого кино, — началась великая горячка со звуковой фильмой в Америке, а затем и в Западной Европе.

Американцы начали тратить грандиозные средства на усовершенствование техники звукофильмы, и добились блестящих результатов. Так как в европейских странах технические достижения в этой области стоят на весьма низком уровне, американские предприниматели выкачивают с европейского рынка деньги при помощи изобретения, приобретенного в Европе за гроши.

На родине звуковой фильмы — в Германии — до сих пор еще не создана ни одна более или менее удачная звуковая фильма.

Перевел Б. Цнаймер