РАДИО ВСЕМ, №2, 1930 год. ЕЩЕ ОБ ЭЛЕКТРОЛЕ

"Радио Всем", №2, январь, 1930 год, стр. 45-46

С. Н. Бронштейн

ЕЩЕ ОБ ЭЛЕКТРОЛЕ

В дополнение к помещенному в № 17 «Радио Всем» описанию радиомузыкального аппарата «Электрола» даем указания о конструкции, которые могут быть полезными радиолюбителям, собирающимся строить этот прибор.

1) Основная задача конструкции — это достижение максимального диапазона звучания при одном прохождении сердечника через катушку, без переключения регистров. Этого можно достичь при увеличении длины генераторной катушки, хотя бы до 150 мм. В этом случае, при квадратном сечении ее остова в 18 мм, получается непрерывная звуковая гамма в 3 октавы (36 полутонов). Данные витков остаются прежними — 12 000 витков в анодной и 36 000 в сеточной обмотках (толщина проволоки 0,08 мм). При этих условиях на всех частотах получается мощный и ровный звук.

Для удешевления катушки можно применить и меньшее количество витков (6 000 и 20 000), хотя это несколько уменьшает громкость.

Не имеющим возможности мотать катушку можно рекомендовать сборку ее из готовых трансформаторов низкой частоты (бронированных, завода «Радио»). Хорошие результаты получаются при соединении последовательно 2-х трансформаторных катушек, что дает их общую длину в 100 мм. Нами применялось соединение двух катушек трансформаторов 1:4 (5 000 и 20 000 витков) с 1:2 (8 000 и 16 000 витков). В результате получалась катушка в 13 000 и 36 000 витков. При сборке нужно соблюдать правильность соединения (конец одной части обмотки с началом другой) и правильное направление сеточной и анодной обмоток друг относительно друга. Проверяется это включение на опыте: при правильном соединении получается максимальная и равномерная сила звука, без ослабления в середине гаммы, а также наибольший диапазон.

Для того чтобы катушки держались прочно, в их середину вклеивается квадратный «патрон» из тонкого картона в 100 мм длины со сторонами в 18 мм.

2) При употреблении больших катушек следует обратить внимание на уменьшение веса железного сердечника, так как длинным и тяжелым сердечником трудно «играть». Достигается это употреблением не сплошного сердечника, но сборного. Для этой цели из тонкого картона склеивается квадратный чехол в 180 мм длиной, со сторонами в 16 мм. Внутренность его заполняется прямыми железными проволоками 2—2,5 мм толщиной и 180 мм длиной. Благодаря такому способу, значительно уменьшается вес сердечника без ущерба для диапазона звуков.

3) Для облегчения манипулирования с сердечником поверхность чехла и внутренняя «дорожка» катушки, по которой он двигается, натирается воском или парафином; снаружи катушки одновременно устраивается опорный резиновый валик, вращающийся на оси.

4) В целях упрощения конструкции параллельное и последовательное соединение обеих половин сеточной катушки посредством «джека» может быть опущено, так как при длинной катушке диапазон и без того достаточно велик.

5) Емкость конденсатора для регистров при 150-мм катушке берется, примерно, в 5 000, 20 000 и 30 000 сантметров, с тем, чтобы для получения низких басовых нот оба последних конденсатора могли бы соединяться параллельно (нажим на два клавиша соответствует емкости в 50 000 см).

6) Для облегчения процесса игры в данном случае можно отказаться от употребления клавиатуры и заменить их обычным коммутатором с несколькими контактными кнопками.

7) Для получения высоких нот, соответствующих флейте и «фальцету», следует применять блокировку клемм репродуктора конденсатором большой емкости порядка 50 000 см. Одновременно полезно параллельное присоединение к конденсатору дросселя с железным сердечником или без него, а также сопротивления от 30 000 до 100 000 ом. Применение того или иного конденсатора, в соединении с разнообразными дросселями и сопротивлениями или без них, резко меняет регистр и тембр звука.

В качестве дросселя без железа пригодны первичная или вторичная обмотки от трансформатора низкой частоты без сердечника (например в 3 000 и 12 000 витков), вместо дросселя с железом удобно взять многоомную телефонную трубку (сопротивлением не менее 2 000 ом), из которой удалена мембрана.

8) Правильность работы «Электролы» очень сильно зависит от качеств применяемой лампы. В этом отношении наиболее пригодны лампы «Микро» старого выпуска (с металлическим цоколем). Новые «Микро», с карболитовым цоколем, значительно хуже, так как генерируют неравномерно на всем диапазоне и вообще несколько сужают объем голоса. Возможно, что новые сорта ламп будут лучше.

9) При работе с существующими лампами на низких звуках (басы) следует иметь в виду, что при включенных больших емкостях (20 000 —30 000 см) контур при вытащенном совсем сердечнике обычно не генерирует, и инструмент начинает звучать при вдвигании сердечника на половину катушки (следовательно, диапазон на басах уменьшается примерно до 1½ октав).

10) Хорошие результаты, при желании достичь художественного исполнения, во многом зависят от системы репродуктора; наиболее пригоден репродуктор типа «Божко» или «Аккорд» с деревянным рупором. При этом следует иметь в виду, что частота собственных колебаний мембраны должна находиться выше или ниже частоты звука инструмента, так как иначе при совпадении частот будут получаться резкие «выкрикивания» (часто бывает в «Рекорде» при неправильной его регулировке). Чтобы избежать этого, рекомендуется поработать над слюдяными или шелковыми мембранами (хороши головки типа «Вестерн»).

11) При употреблении мощных усилителей низкой частоты при демонстрациях «Электролы» в больших залах, следует поставить на выходных клеммах усилителя к репродуктору специальный «тонофильтр» (комбинация из нескольких конденсаторов различной емкости и сопротивлений) для регулировки тембров, а также применять шунтировку трансформаторов низкой частоты усилителя.

12) При пользовании одноламповой «Электролой» трудно, как указывалось, включить в анодную цепь переменное сопротивление для усиления и ослабления звука, так как одновременно меняется высота тона. Ввиду этого необходимо присоединять к аппарату усилитель низкой частоты, в анодную цепь которого включается сопротивление, не влияющее на высоту тона.

Это дополнение удорожает эксплоатацию. Чтобы избежать его, можно репродуктор включить в одноламповую схему не непосредственно, а через трансформатор низкой частоты (первичная обмотка — в анодную цепь, вторичная — к репродуктору). Сопротивление включается во вторичную обмотку.

Для этой цели пригодны обычные трансформаторы низкой частоты, но, конечно, лучшие результаты получаются со специальными выходными трансформаторами.

При подобном включении предельная сила звука уменьшается очень незначительно, характер же звука несколько меняется.