РАДИО ВСЕМ, №4, 1930 год. «ГОВОРИТ КРАСНОАРМЕЙСКАЯ РАДИОГАЗЕТА»...

"Радио Всем", №4, февраль, 1930 год, стр. 86-88

«ГОВОРИТ КРАСНОАРМЕЙСКАЯ РАДИОГАЗЕТА»...

Очерк Ан. Гина


Среди многочисленных радиогазет и радиожурналов центральная «Красноармейская радиогазета» занимает одно из виднейших мест.

Ежедневно редакция получает десятки писем с лестными отзывами о газете из самых отдаленных уголков Советского Союза.

— За вчерашнюю вашу передачу благодарю, — пишет 54-летний радиолюбитель—крестьянин Марк Кpутко с Северного Кавказа.

— На днях я слыхав вашу «Красноармейську газету», такова мне очень понравилась, удачно складена, особенно про кулаков, — сообщает редакции радиослухач тов. Бурса из местечка Смела Шевченковского округа.

— Каждый день слушаю вашу газету. Она лучше всех передач, — пишет бедняк и инвалид Мокроносов Семен Иванович из села Леневского Свердловского округа.

— Слушая вашу газету, мы — ученики школы второй ступени — я и мой товарищ, просим сообщить, как попасть в Красную армию, так как мы хотим стать хорошими защитниками, — обращается к редакции ученик Гребенников из Кустаная.

— Слушая «Красноармейскую газету», приходишь в восхищение и восторг, вспоминая свою службу в Красной армии, — говорит отпускник из Дмитровского района Московской области.

Осоавиахимовец и радиолюбитель из Омска тов. Гладков просит рассказать о газах, о подводных лодках, о миноносцах, об аэропланах и дирижаблях.

Подмосковный рабочий пишет:

— Я с наслаждением слушаю «Красноармейскую газету». У меня пять сынов, и я при вашей помощи думаю воспитать из них хороших бойцов.

Массами поступающие в редакцию письма со всех концов Советского Союза — из Архангельска, Бессарабии, Сибири, Закавказья и даже письма с Памира, лучше всего говорят о том, что «Красноармейскую газету» слушают не только бойцы Красной армии, но и сотни тысяч трудящихся, рабочих, крестьян, отпускников и осоавиахимовцев.

Проведенный недавно учет радиослушателей показал, что 13 процентов радиослушателей, не считая Красной армии, слушают газету постоянно. Это огромное достижение. Оно свидетельствует о том, что «Красноармейская газета» находится на правильном пути в своих постоянных исканиях новых форм и методов подачи материала.

«Красноармейская радиогазета» смело ломает формы обычной печатной газеты и, памятуя, что газета, воспринимается ушами, должна строиться иначе, нежели газета, воспринимаемая глазами, ищет и находит новые способы привлечь внимание слушателя, заинтересовать его, заставить глубже вникнуть в сущность помещаемого в газете материала.

Но сама газета большинству радиослушателей известна, и поэтому о ней говорить мы не будем. Мы расскажем о другой не менее важной работе «Красноармейской газеты» — работе со слушателями, работе с массами. «Красноармейская газета» была одной из первых газет, поставивших вопрос о живой и непосредственной связи с массами.

Радиогазета отличается от печатной газеты весьма большой маневренностью. В любой день она может заявиться к своим слушателям «собственной персоной», в любой день и в любое время она легко может передаваться почти с любого места.

Вот эту-то особенность первой и учла «Красноармейская радиогазета» и широко использовала свою маневренность. Она ввела в систему периодические выезды к слушателям. Вот во время этих-то выездов и завязывается теснейшая связь газеты со слушательскими массами.

В эти дни газета строится почти целиком на материале части. Этот материал дают ей военкоры. Мало этого, редакция предоставляет возможность рассказать о себе, жестоко покритиковать себя на весь Советский Союз самим слушателям. Она формирует военкоровские бригады и составление номера газеты поручает красноармейской редколлегии, состоящей из тех же военкоров.

Мало этого, газета широко показывает и красноармейское творчество. К музыкальному оформлению газеты привлекаются красноармейские затейники, гармонисты, хоры, струнные оркестры, рассказчики, певцы и поэты.

Вот поэтому-то день приезда газеты в часть превращается в своеобразный праздник. Бойцы с энтузиазмом встречают газету и с напряженнейшим вниманием слушают передачи, взрывом аплодисментов одобряя особенно удачные заметки и фельетоны о себе.

После передачи газеты развертываются горячие прения, бойцы тщательно обсуждают помещенный в газете материал и взятые под обстрел недочеты умножают, ищут пути для их исправления и в заключение, как правило, просят газету приехать вторично.

— Пусть газета проверит, как мы будем устранять наши недочеты.

И газета проверяет. Она проводит вторичный смотр определенной отрасли красноармейской учобы и быта и в большинстве случаев убеждается, что бойцы свое обещание ликвидировать отмеченные недочеты выполняют с лихвой. Это служит лучшим показателем той громадной пользы, которую дают выезды газеты к своим слушателям.

Некоторые товарищи до сих пор наивно полагают, что такое сосредоточение внимания газеты на одной части понижает интерес других слушателей к газете. На самом деле получается обратное: интерес к газете резко возрастает. Выездные номера газеты привлекают глубочайшее внимание слушательских масс. Об этом свидетельствуют груды писем. Редакция на выездные номера получает в два раза больше откликов, чем на обыкновенные номера, и, что самое главное, бойцы других частей пишут, что такие-то и такие-то недостатки, подмеченные в таком-то полку, имеются и у них и что благодаря газете они ведут успешную борьбу с недочетами.

Помимо выездов, газета устраивает массовые налеты военкоров, переклички и военкоровские тревоги. Во всех важнейших кампаниях газета принимает непосредственное участие.

На посевной фонд редакция отправила одну из первых красноармейских бригад. Эта бригада была сформирована военкорами школы ВЦИК и провата огромную работу в Мордовской области. Она совершила круговой лыжный пробег — протяжением в 670 километров, обслужив 12 районов, более полусотни селений со 150 тысячами населения. Она обследовала работу по подготовке к весеннему севу почти в 50 колхозах.

Наряду с работой по коллективизации и по подготовке крестьян она провела большую работу по разоблачению кулаков и попов. Она заложила основание трех крупных колхозов, заключила договоры о социалистическом соревновании с беднотой и середняками, в которых крестьяне дали обещание вступить в колхоз и применить агроминимум. Бригадой вскрыт ряд безобразных явлений, в особенности в работе кооперации. Кулаки всеми мерами боролись с колхозами. Они переодевались нищими и вели агитацию среди крестьян:

— Вот, смотрите, каким меня сделал колхоз.

Они пустили в ход и старые истории с чудесами. Один из кулаков устроил «чудо» с обновлением иконы, но был своевременно разоблачен бригадниками. Пробег бригады имени «Красноармейской радиогазеты» дал богатейший материал. Сейчас редакция формирует еще несколько таких бригад.

Большую, нужную и интересную работу ведет газета со своими слушателями. Она не только воспитывает бойцов, но и знакомит всех радиослушателей с жизнью Красной армии. Но она буквально задыхается от недостатка времени. В три раза в семь дней по получасу всего не скажешь, а поэтому наша задача — добиться увеличения времени и числа передач «Красноармейской радиогазеты».

Полумиллионная Красная армия. 5 миллионов осоавиахимовцев, сотни тысяч допризывников, переменников, вневойсковиков и отпускников должны получить удовлетворительное время для своей «Красноармейской радиогазеты».


МОГУЧИЙ АГИТАТОР И КУЛЬТУРНЫЙ СОЮЗНИК

Пять лет тому назад в Красной армии состоялось большое торжество. О нем много писали, говорили и читали. О нем спорили, его хулили, его превозносили. Словом, вокруг него шумели. Оптимисты предсказывали. Пессимисты предрекали.

— Пойдет, — говорили оптимисты.

— Не пойдет, — возражали пессимисты, — не доросли еще мы...

— Посмотрим, — многообещающе возражали оптимисты.

— Увидим, — зловеще предрекали пессимисты.

В назначенный день клуб набит был до верха.

Волнующийся начальник клуба старался изобразить на своем лице демоническую торжественность.

— Товарищи, — сказал он, — прошу соблюдать строжайшую тишину. Сейчас включаем.

Толпа красноармейцев и командиров замерла в почтительном безмолвии и вцепилась глазами в черный таинственный диск. Через минуту оттуда раздался противный свист и дикое завывание. Толпа затаила дыхание. Она ждала человеческого голоса. Ждали добросовестно и долго. И голос раздался. Но, увы, не оттуда, не из таинственного черного диска, а из крошечной аппаратной будки.

— Товарищи, — сказал начклуба, трагическим голосом, — лампочки перегорели... Опыты откладываются до завтра...

Гневная толпа расходилась. Высокое торжество включения первого громкоговорителя в Красной армии закончилось едкой руганью по адресу начклуба.

Это было пять лет тому назад. За эти пять стремительных лет много воды утекло. Сейчас громкоговоритель имеется почти в каждом ленинском уголке. Сейчас большинство частей Красной армии имеет не только мощные радиоустановки, но и целые радиостанции с мощными трансляционными узлами.

Некоторые из таких узлов насчитывают по несколько сотен громкоговорителей. От недавней технической радиобеспомощности мы шагнули далеко вперед. Мы научились использовать радио, мы сделали его могучим агитатором в нашей великой социалистической стройке.

Красная армия в деле использования радио уже накопила много опыта. Она блестяще научилась пользоваться этим могучим оружием. Она уже осуществила то, о чем наши гражданские слушатели и политработники лишь мечтали. И поэтому знать, как владеет радиооружием Красная армия, не только полезно, но и поучительно.

Красная армия сумела приспособить радио не только для политической работы, но и для учебы. О некоторых формах этой работы мы и считаем полезным рассказать.

Вряд ли широкие радиослушательские и радиолюбительские круги подозревают, насколько широко использует Красная армия радио. А между тем в этом отношении у Красной армии можно многому поучиться.

Возьмем хотя бы такую форму использования радио, как выпуск радиогазет. Недавно во всех газетах было опубликовано горделивое сообщение о том, что в СССР насчитывается 200 радиогазет. Это сообщение мы считаем неточным. Не точно оно потому, что сюда не включены красноармейские радиогазеты. А таких газет, по нашим подсчетам, Красная армия имеет уже около сотни. Да, да, товарищи. Это открытие делаем мы впервые. Но такие ли открытия ожидают нас впереди.

Большая половина частей Красной армии уже сейчас имеет свои трансляционные узлы и свои микрофоны. Во многих частях, оказывается, уже давным-давно существуют радиосоветы, которые ведут систематическую работу по использованию радио.

Вот вам даже протокол заседания одного из таких заседаний радиосовета 51-го стрелкового полка:

«Слушали: о подготовке к Всесоюзному радиопразднику Красной армии. Постановили: развернуть широкую работу в полку по подготовке слушания. Создать ударную бригаду по ремонту радиоустановок в окрестных арзамасских деревнях и привлечь к слушанию крестьян. Выпустить специальный номер радиогазеты. Организовать экскурсии красноармейцев на свой радиоузел и в свою студию, в полках организовать специальный агитконцерт по радио».

Вы чувствуете, товарищи? Не только свой радиоузел, не только своя газета, но и своя студия, свои концерты. Чем не радиотеатр?

Но это, конечно, далеко не все. Формы и возможные использования радио в Красной армии гораздо шире. Красноармейские трансляционные узлы не только имеют свои прекрасные программы передач. Они используются и для практических учебных целей.

Мы знаем много таких частей, где командиры и политработники регулярно делают доклады по радио, где врачи читают лекции, где ежедневно передаются сводки о социалистическом соревновании, где радио заменяет посыльных.

Особенно богатый опыт в этом отношении имеет N. стрелковый полк в Бобруйске.

В этом полку радио используют в самых неожиданных на первый взгляд целях.

Представьте, например, такую простую картину.

Глухая ночь. Старая Бобруйская крепость спит глубоким сном. Даже бодрствующие, обычно, дневальные позевывают и нетерпеливо смотрят на часы. Двенадцать... час... половина второго... Минутная стрелка убийственно медленно ползет по циферблату. Кажется, эта глубокая тишина ненарушима. Но вдруг черные диски во всех воротах открывают бездонные пасти.

— Алло, алло. Товарищ дневальный. Говорит дежурный по полку. Объявлена тревога. Слушайте, слушайте. Объявлена тревога.

В одну и ту же секунду этот возглас гремит во всех ротах и глухая ночная тишина взрывается и разлетается на части. Мигом вспыхивает яркий свет. Мигом оживает казарма. Резкий звук тревожного рожка, передаваемый по радио, призывает к постоянной боевой готовности в любую минуту взять винтовку, набить подсумки патронами и выступать в поход.

И через 7 минут роты широко разбросанного N. стрелкового полка стягиваются на сборном месте, командиры рот и старшины четко рапортуют командиру полка о полной боевой готовности подразделений. При свете электрического фонаря поблескивают ребра штыков и пулеметы тычут тупые морды в ночную темноту.

В семь минут полк собирается по тревоге исключительно благодаря радио. Раньше на это дело уходило из-за большой разбросанности полка не менее 30 минут.

А сколько времени экономит полк благодаря радио при организации всяческих собраний и совещаний. Раньше посыльные сбивались с ног, оповещая командиров о совещании. А теперь все делается просто. Дежурный по полку подходит к микрофону и просто объявляет:

— Алло, алло. Товарищ дневальный. Говорит дежурный по полку. Передайте командиру роты приказание явиться на совещание в кабинет комполка.

Или:

— Алло, алло. Товарищи коммунисты и комсомольцы третьей роты. Почему вас не видно на собрании? Особого приглашения ждете? Живо шагайте в клуб...

Огромную роль сыграло радио при проведении всеармейского смотра казарм. Нередко оно оказывало поразительное психологическое действие. В этом отношении влияние радио на бойцов превзошло даже стенные газеты. Да иначе и быть не могло. Представьте-ка, например, чтобы вы смогли ответить на такую реплику:

— Алло, алло. Товарищи из взвода связи. Как вам не стыдно. Сидите тут, пересмеиваетесь, а в казарме непорядок. Ну-ка взгляните на стену против себя... Взглянули? Видите эту дырку на стене? Неужели вам так трудно ее заделать?

Ну, что бы вы ответили на эту гневно-изобличительную реплику? Ясно, заделали бы стенку. Так же пступали и связисты, и стрелки, и пулеметчики. Они немедленно устраняли непорядки по указаниям громкоговорителя.

Мы могли бы привести еще десятки не менее ярких примеров, показывающих, насколько широки возможности практического использования радио, но думаем, что будет полезнее, если читатели сами подумают над этим вопросом.

От неуменья и кустраничеста в радиоработе Красная армия переходит к широчайшему, подлинно массовому использованию радио в своей повседневной жизни и боевой учебе. Она находит все новые и новые формы использования громкоговорителя — этого могучего агитатора и культурного союзника.

Приобретают более совершенные формы и методы радиослушания. И здесь ведется борьба с кустраничеством. Слушание радио вводится в систему внешкольного воспитания бойца. Дальнейшие радиопередачи включаются в планы внешкольной работы. Во многих частях уже сейчас осуществляется плановое коллективное слушание. Для обеспечения этого слушания во многих частях выделяются к каждому громкоговорителю специальные радиоорганизаторы-активисты, создаются радиосоветы, которые не только разрабатывают программы и организуют свои передачи, но и ведут массовую радиоработу и организуют радиолюбителей.

Разумеется, недостатков еще уйма. Разумеется, еще много громкоговорителей стоят великими молчальниками и в ленинских уголках Красной армии, но все же факт очевиден.

В Красной армии уже накоплен громадный опыт в практическом использовании радио.

У Красной армии есть чему поучиться нашим радиолюбителям и всей нашей радиообщественности.

Радио является могучим агитатором и культурным союзником командира, политработника и бойца Красной армии.

Анат. Шаргин