РАДИО ВСЕМ, №5, 1930 год. УСИЛИТЬ ТЕМПЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЖУРНАЛА И ГАЗЕТЫ В МАССЫ

"Радио Всем", №5, февраль, 1930 год, стр. 107-108

УСИЛИТЬ ТЕМПЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ЖУРНАЛА И ГАЗЕТЫ В МАССЫ

Журнал «Радио всем» и газета «Радио в деревне» — организаторы и пропагандисты СССР. Журнал и газета создают массовые радиокадры — 120 000 и 150 000. Не все каналы продвижения журнала и газеты в массы использованы нами. Ни одного клуба, красного уголка, избы-читальни, казармы без журнала «Радио всем». Ни одного клуба, красного уголка в совхозе, колхозе, коммуне, ни одной избы-читальни без газеты «Радио в деревне». Кооперация и комсомол самым живейшим образом заинтересованы в продвижении журнала в массы. Методами социалистического соревнования проведем кампанию подписки на журнал и газету. Из местного актива создадим сеть организаторов подписки.

Стране нужны радиокадры

Проблема радиофикации есть в конечном счете проблема создания мощной, широко разветвленной сети радиосвязи, приемных и передающих радиостанций. Успешное разрешение этой проблемы, действительный охват радиовещанием широких масс, использование всех достижений радиотехники для постоянного совершенствования и улучшения радиосвязи — возможно только при условии наличия в стране достаточных кадров радиотехников, радиомонтеров, при условии, когда каждый радиослушатель обладает необходимым минимумом радиознаний, без которых невозможно ни правильное обращение с приемником, ни исправление тех повреждений, которые часто случаются в любом типе радиоустановки. Следовательно, радиослушатель в массе своей должен быть радиограмотным. Это необходимо для того, чтобы из пассивного радиослушателя он мог превратиться в активного радиофикатора, имеющего минимум необходимых теоретических и практических сведений по радио. Поднимать техническую квалификацию широких масс радиолюбителей и радиослушателей исключительно через школы и курсы — задача в настоящее время сложная, требующая затраты чрезвычайных сил и средств. В школьно-курсовой работе все внимание сейчас должно быть направлено на подготовку радиотехников и радиомонтеров, которые могут быть брошены на непосредственную работу по радиофикации.

Радиопечать и подготовка кадров

Полностью разрешить задачу подготовки массовых радиокадров, распространения радиограмотности в широких массах может наша радиопечать. Роль периодических изданий — радиожурнала и радиогазеты — особенно велика. За время существования журнала «Радио всем» и газеты «Радио в деревне» ими проделана в этом направлении огромная работа. Десятки тысяч радиолюбителей и радиослушателей через журнал и газету научились строить радиоприемники, управлять ими, исправлять повреждения. Многие читатели журнала и газеты приобрели настолько серьезные познания, что имеют возможность принимать в настоящее время участие в практической работе по радиофикации. Столкнувшись с тем или иным затруднением в своей работе, с той или иной неполадкой в радиоприемнике, радиослушатель, не имеющий возможности получить устную консультацию, обращается к журналу или газете и почти всегда находит в них ответ и разрешение своего затруднения.

С 12 000 до 120 000 и 150 000

Журнал «Радио всем» начал выходить в 1927 г. тиражем в 12 000. О том, насколько необходим журнал, насколько важна его роль как массовой школы для подготовки радиокадров, можно судить по росту его тиража. В конце 1927 года тираж журнала вырос до 25 000; 1928 г. начинается тиражом в 25 000 и кончается в 40 000; 1929 год начинается тиражем в 50 000 и, вследствие затруднений с бумагой, тираж остался почти на том же уровне — 55 000 до конца года. Но уже в начале 1930 г. журнал выходит тиражем в 75 000. Редакция и издательство ставят перед собой задачу довести тираж его к концу года до 120 000. Еще более широкий скачок дает газета «Радио в деревне». Начав свой тираж в 1930 г. с 75 000, газета должна достигнуть к концу года до 150 000. Журнал и газета выходят в текущем году по декадам и дают своим подписчикам ряд ценных приложений.

Активизировать работу по распространению

Мы не имеем никакого права успокаиваться на достигнутых нами успехах. Мы должны с полной категоричностью сказать, что рост числа подписчиков, читателей журнала и газеты до сих пор происходил в значительной мере самотеком и успех распространения надо отнести не на счет нашей активной работы по продвижению журнала и газеты в массы, а, главным образом, за счет острой потребности, которая создавалась и создается бурными темпами роста радиолюбительства и радиофикации. Мы далеко отстаем от действительного удовлетворения потребности в журнале и газете. Не будет преувеличением сказать, что реальная потребность удовлетворяется нами не более чем на 50%. Масса не знает журнала и газеты, и мы не проводим почти никакой работы для популяризации нашей радиопечати среди широких масс. Организации ОДР на местах ограничиваются рассылкой низовым ячейкам тех агитматериалов, которые в ограниченном количестве высылаются из центра. Такие огромные каналы продвижения журнала и газеты, как кооперация, низовые профорганизации, почти не использованы. На предприятиях почти ничего не знают о журнале и в тысячах деревень не знают о существовании газеты «Радио в деревне» — единственного деревенского периодического радиоиздания на весь Союз. Значительная часть тиража газеты оседает в городе, таким образом реальное распространение ее в деревне значительно меньше номинального тиража. Общественное мнение вокруг журнала и газеты недостаточно организовано. Ни в одной библиотеке не видно плакатов о журнале, библиотека не обслуживает радиолюбителя, не активизирует его. В этом вина организаций ОДР, которые проходят мимо задачи активного внедрения журнала и газеты в широкие массы. Необходим перелом в этом отношении. Организации ОДР должны помнить, что журнал «Радио всем» и газета «Радио в деревне» являются лучшими агитаторами и пропагандистами радио и ОДР.

Первая ласточка

С большим удовлетворением отмечаем мы первый известный нам в этом году опыт активизации местной организацией ОДР дела распространения журнала «Радио всем» и газеты «Радио в деревне». Речь идет об Оргбюро ОДР Западной области в г. Смоленске, которое, совместно с отделением ГИЗа, недавно разослало всем организациям и ячейкам подробные указания, как проводить эту работу. Выделить в каждой ячейке организатора подписки, проводить инструктивные собрания организаторов подписки, премировать их по соглашению с местным отделением ГИЗа, поднять широкую кампанию за журнал и газету, организовать вокруг них общественное мнение — вот те задачи, которые ставит Западное областное оргбюро ОДР перед всеми своими организациями и ячейками. Все организации ОДР должны, по примеру Западного областного ОДР, взять на себя задачу активного продвижения журнала в массы, используя для этого все каналы, все пути.

Методами соцсоревнования продвинем журнал и газету в массы

Продвинуть журнал «Радио всем» и газету «Радио в деревне» в массы, довести тираж обоих изданий к концу 1930 года до 120 000 и 150 000 — это значит увеличить подготовку кадров радистов на многие десятки тысяч человек, это значит широко развернуть массовую пропаганду радиофикации, радиограмотности, радиознаний. Для нас важны не только абсолютные цифры. Для нас важно, чтобы рост числа подписчиков и читателей журнала и газеты происходил прежде всего за счет рабочих в городе, батраков и колхозников в деревне, ибо рост читателей журнала за счет этих слоев будет означать создание из этих слоев остро необходимых нам кадров радиофикаторов, повышение радиограмотности широких масс. Вот почему задачу продвижения журнала и газеты в массы надо ставить как широкую общественную кампанию, в которой должны принять участие комсомольские ячейки, все звенья кооперации, низовые профорганизации. Мы не сомневаемся ни на одну минуту в том, что со стороны всех организаций будет оказана необходимая поддержка, если местные организации ОДР и отделения ГИЗа проявят необходимую инициативу в деле организации общественного мнения вокруг продвижения радиопечати в массы. Между ячейками ОДР должно быть объявлено соцсоревнование на продвижение журнала и газеты в массы. Каждый член ОДР, каждый радиолюбитель и радиослушатель должен быть подписчиком журнала.

К практическому разрешению задачи продвижения журнала и газеты в массы надо приступить теперь же.

Р. Д.


ПЛАН РАДИОФИКАЦИИ СТРАНЫ НЕ ОБЕСПЕЧЕН РАДИОАППАРАТУРОЙ. РАЙОНЫ СПЛОШНОЙ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ ЖДУТ МАТЕРИАЛОВ

Мы уже писали о том, что план радиофикации находится под угрозой срыва, так как радиофицируемые организации, выполняющие государственный план, не обеспечены материалами. Так Центросоюз, который выполняет до 60% всего пятилетнего плана радиофикации, материалов имеет всего лишь около 10%. Следовательно, нужно иметь дополнительно 90% радиоаппаратуры, чтобы выполнить план этого года.

Радиоаппаратура до сего дня продается торгующими организациями, и нужная радиоаппаратура для плановой радиофикации идет не по прямому назначению, а попадает в руки нежелательных, чуждых нам прослоек, могущих за наличный расчет покупать их в городах из рук торгующих организаций.

Все благие пожелания Центрального радиосовета пока что не выполняются. Время идет. Большая культурно-политическая задача находится под угрозой срыва. Разрешение вопроса длится месяцами. Идут жалобы во все организации, что материалов для радиофикации нет, планы срываются даже в тех районах, которые перешли на сплошную коллективизацию, как Северный Кавказ, Нижняя Волга, Урал и др. Больше всего это чувствуется по линии потребительской кооперации, которая является основной радиофицирующей организацией, куда ежедневно является ряд представителей с мест, заявляя, что столбы поставлены, работа по радиофикации подготовлена, намечены районы. Привозят категорические требования об обеспечении материалами начатой уже работы.

Но телеграммы идут за телеграммами по адресу Центросоюза; ответов, сколько-нибудь удовлетворяющих эти планы, Центросоюз не дает, да и дать не может за неимением материалов для плановой радиофикации. Приходится пока что надеяться на скорое разрешение этого вопроса в Правительственных организациях. Но жизнь эти надежды опрокидывает и угроза срыва плана день за днем становится все больше и больше очевидной.

Северный Кавказ, наметивший план сплошной радиофикации, Нижняя Волга, Урал и др. районы, радиофицируя обобществленный сектор сельского хозяйства, не могут развернуть работу по-настоящему за неимением аппаратуры. Промышленности все равно кому отпускать товар, она не заботится об обеспечении плана в первую очередь.

Наркомпочтель в последнее время дал ряд решительных установок. Но за отсутствием поддержки от других организаций они не проводятся в жизнь. До последнего времени и ОДР не перестроил свою работу; существующие секции при ОДР должны быть перестроены и направлены в основном на выполнение плана работ по радиофикации, обеспечив представительство в секциях организациям, проводящим практически в жизнь план радиофикации.

Вывод один — все усилия на выполнение плана; перелом нужно сделать в работе теперь же, иначе намеченный в этом году план останется только на бумаге. Принятое Радиосоветом решение нужно проводить немедленно в жизнь при поддержке всей общественности.

Все материалы, имеющиеся у торгующих организаций, следует направить, в первую очередь, на обеспечение плана радиофикации, передав их организациям, ведущим эту работу. Обязать промышленность немедленно перезаключить договоры для обеспечения плана радиофицирующих организаций.

Необходимо в срочном порядке составить список аппаратуры и деталей для плановой радиофикации.

Необходимо проработать вопрос о снабжении потребителя аппаратурой через потребкооперацию.

Только после решения этих кардинальных вопросов можно будет приступить к успешному выполнению плана радиофикации под определенным контролем со стороны общественности.

Перевощиков