Не только радиолюбители, но и радиослушатели, которым приходится самим иметь дело с радиоприемником, хорошо знают, какое важное значение имеет плавность настройки обратной связи. Недаром в эту именно часть приемного устройства радиолюбители стремятся внести усовершенствования, не стесняясь с денежными затратами.
Я добился плавности настройки другим по сравнению с обычным путем, который и хочу предложить радиолюбителям. Состоит он в следующем.
В моем приемнике имелась обычная вариосвязь (как в приемнике БЧ); на картонной трубке намотана сеточная неподвижная катушка и внутри ее вращается болванка с подвижной анодной катушкой. Намотано было на болванку 45 витков.
Анодную катушку с болванки я смотал. Оставил на болванке только 8 витков. Остальную проволоку я намотал сверху на сеточную неподвижную катушку и сделал отводы от 8, 16, 24 и 32 витков. Конец подвижной катушки (ось болванки) соединил я с началом неподвижной и сделал аноды. Получилось, таким образом, всего 5 отводов от анодной катушки, имеющей всего 40 витков (см. схему).
Плавность настройки получается потому, что изменение положения весьма небольшой вращающейся части анодной катушки (8 витков) не дает резкого изменения обратной связи.
Предупреждаю радиолюбителей, что наматывать анодную катушку, как подвижную, так и неподвижную ее часть, следует в одном направлении, но, с другой стороны, направление ее витков не должно совпадать с направлением витков сеточной катушки. Расчет витков дан для проволоки диаметром 0,2 мм. В данном случае катушка будет иметь мертвые витки, но бояться этого не следует, так как потери в них с лихвой компенсируются плавным подходом к порогу генерации, а следовательно, и усилением слышимости.
Ф. Ф. Белогрищенко
Во избежание возможной случайной порчи аккумуляторов предлагаю устроить поляризованный автомат, который дает возможность пропускать через аккумулятор ток только в одном направлении, при изменении же направления тока автомат выключит из сети аккумулятор и этим самым предупредит возможность его порчи.
На постоянный магнит намотано небольшое количество изолированной проволоки (подобрать на практике, смотря по силе зарядного тока и силе магнита, но с таким расчетом, чтобы магнитное поле катушки не могло перемагнитить постоянный магнит). Устройство ясно из приводимого рисунка. При отсутствии постоянного магнита якорек 3 посредством пружинящей части 4 прижимается к контакту 2, когда же вставим в катушку постоянный магнит, он должен преодолеть сопротивление пружинящей части 4 и притянуть якорек к контакту 1, но так, чтобы он не касался самого магнита; такое положение якорька будет рабочее.
Когда присоединим аккумулятор для зарядки и включим ток в таком направлении, как указано на рисунке, то он создаст в катушке магнитное поле, противоположное полю постоянного магнита, и поэтому сила притяжения последнего понизится. От этого якорек под действием пружинной части 4 отойдет к контакту 2, и будет происходить нормальная правильная зарядка аккумулятора. Если же ток пойдет по катушке в обратном направлении, т. е. переменятся полюса в сети, то в катушке создастся магнитное поле, полюса которого совпадут с полюсами постоянного магнита, якорек притянется к контакту 1, и аккумулятор окажется выключенным из зарядной цепи.
Если к этому автомату добавить еще автоматический выключатель, то тогда радиолюбитель будет вполне спокоен за сохранность своих аккумуляторов.
Я предлагаю легко выполнимую и надежную систему джека. Удобство этого джека заключается в отсутствии необходимости применения пайки монтажных проводов при включении джека в схему.
Также исключена возможность нарушения контакта у пружин.
Сущность устройства джека заключается в следующем: на эбонитовой пластинке укрепляется 6 контактов. Под контакты А и В поджимаются (не очень туго) 2 проволоки диам. 2—2,5 мм, которые будут служить подвижными пластинами джека.
Пластинка М может двигаться только между головками контактов c и d, пластинка M1 — только между е и f. Гайки контактов выведены на другую сторону, и с помощью их присоединяются к джеку провода.
Раздвижение пластин достигается овальной эбонитовой пластинкой Е, которая укреплена между этими пластинами на оси (диам. 3—4 мм).
Пластинки А и В притягиваются к контактам d и е пружинками r и r1 или за неимением их резинкой u.
Стоимость этого джека 66 копеек (6 контактов и ручка).
С. Н. Якубович