В настоящее время каждый владелец радиоустановки для того, чтобы зарегистрировать приемник и внести абонементную годовую плату, должен приобрести карточку и, заполнив ее, опустить в почтовый ящик. За карточку он платит 50 коп. для детекторного приемника и 3 руб. для лампового приемника.
Прошел год и радиослушатель вновь приобретает карточку и т. д. и т. д. Карточки, бросаемые в почтовые ящики, собираются в окружных конторах связи, помещаются в особые ящики по алфавиту. Карточки эти нужно разбить по алфавиту, по срокам, по типу приемников, по социальному положению слушателей и т. п., не говоря уже о контроле за своевременной перерегистрацией, переменой местожительства радиослушателей и пр.
В это время другие люди ходят и проверяют у владельца приемника наличие регистрационной карточки. Это Наркомпочтелю обошлось в 1928/29 г. в сумме около 100 000 руб. В 1929/30 г. обойдется в сумме около 200 000 рублей и в 1930/31 г. потребуется на это — 350 000 рублей. Всего за пятилетку будет истрачено от 2 до 3 миллионов рублей. Не преступно ли бросать на ветер эти деньги и нельзя ли существующую систему взимания абонементной платы заменить другой системой, которая позволила бы освободить владельца радиоприемника от регистрации приемника, а Наркомпочтелю сохранить 2—3 миллиона рублей.
В настоящее время в ЦБИ НКПТ подан проект учета индивидуальных радиолюбительских установок, который, отменяя существующую систему, доказывает, что взимание абонементной платы можно производить простым процентным начислением на радиоизделия, причем в виду того, что при этой системе никто не сможет уклониться от уплаты абонементного взноса (радиозайцев не будет), то получается немалая выгода для радиослушателя, ибо ему придется платить гораздо меньше. Вот примерный расчет. В 1930/31 г. контрольными цифрами НКПТ предусмотрено к выпуску радиоизделий на сумму 143 миллиона рублей по розничным ценам. К концу того же года по контрольным цифрам должно быть ламповых приемников 800 тысяч и детекторных приемников 1 300 тысяч. Абонементной платы с них будет получено по существующим тарифам — 3 050 тыс. рублей. Если эти 3 050 тыс. рублей разложить на все радиоизделия, то получится удорожание на 2,1%, т. е. комплект крестьянского детекторного приемника стоимостью в 9 руб. (с детектором и двуухим телефоном) будет стоить — 9 р. 19 к. Если считать, что на антенном устройстве для этого приемника стоимостью в 1 р. 50 к. тоже переплачено будет 3 коп., то всего желающий установить детекторный приемник переплатит — 22 коп. Но так как регистрировать приемник будет не нужно, то в действительности получится экономия в 28 коп. При этом надо еще добавить, что в дальнейшем владелец установки совершенно освобождается от взносов годовой абонементной платы в 50 коп.
Таким образом предлагаемое проектом взимание ложится более равномерно на радиослушателя, освобождая его от необходимости регистрировать приемник и давая немалую экономию Наркомпочтелю. В то же время уничтожая «антиобщеественный» элемент «радиозайцев».
Взимание этого сбора можно легко производить без всяких затрат путем определенного процентного начисления на стоимость радиоизделий при выпуске их с производства или при сдаче торгующим организациям промышленностью или просто путем процентного начисления на обороты промышленности. Сумму же поступлений легко определить согласно количеству приемников, запроектированных Наркомпочтелем.
Представленный в ЦБИ проект также дает указания о том, каким образом мы получим сведения о количестве радиоустановок в Союзе. Дело в том, что существующая система эти сведения все равно дает только приблизительные, так как при наличии незарегистрированных радиоустановок (радиозайцев) их точными и нельзя иметь. При новой же системе можно ориентировочно брать число установок по количеству выпущенных промышленностью за вычетом 10%, находящихся в периоде реализации. Учесть самодельные приемники тоже не трудно, поскольку мы будем иметь точные сведения о выпущенных радиодеталях.
От сведений о социальном составе радиовладелъцев индивидуальных установок можно отказаться, так как основной социальный состав радиослушателей (рабочие и крестьяне) будут радиофицированы, главным образом, проволочной трансляцией (к концу пятилетки 9 500 000 точек против 4 500 000 индивидуальных установок).
Мне же кажется, что со старой системой, вызывающей большие непроизводительные расходы пришло время покончить.
Слово за общественностью!
А. К.