12 апреля 1793 г. впервые заработал оптический телеграф Шаппа. Это был в сущности беспроволочный телеграф; его устройство было следующее. На горах или холмах по всей линии ставили небольшие здания с двумя окнами, размещенными так, что на них можно было видеть ближайший телеграф. На платформе такого здания помещалась мачта, на вершине которой прикреплялась горизонтальная балка длиною около трех метров. Эта балка могла вращаться около горизонтальной оси, принимая различные положения — горизонтальное, вертикальное, наклонное...
На каждом конце балки, которую называли «регулятором», помещались подобные же балки, но более короткие; их называли «крыльями». Эти последние также могли принимать различные положения по отношению к регулятору. Из различных фигур, составленных регулятором и крыльями, можно было составить азбуку и сигнализировать на расстоянии.
До введения электромагнитного телеграфа телеграф Шаппа был распространен во всех государствах, в том числе и у нас. В период 1839—1854 гг. все вести из-за границы передавались через Варшаву при помощи такого оптического телеграфа. Телеграф работал довольно быстро. Так, из Парижа в Калэ (350 км) телеграмма в 20 слов доходила в 4 минуты. Одним из недостатков оптического телеграфа было то, что он мог работать только днем и притом в ясную погоду. Кроме того при знакомстве с алфавитом всякий мог прочесть телеграмму во время ее передачи. Вот почему без всякой борьбы оптический телеграф уступил место электрическому.
14 апреля 1900 г., т. е. ровно 30 лет тому назад в Париже была открыта всемирная выставка, одновременно с которой происходил съезд электротехников. На этом съезде проф. А. С. Попов познакомил членов съезда с разработанллым его сотрудниками (П. Н. Рыбкиным и кап. Троицким) методом приема на слух, при помощи телефона.
15 апреля 1912 г. произошла встреча океанского парохода «Титаник» с огромной глыбой льда («айсбергом»). Произошло столкновение, приведшее к катастрофе. Только благодаря радио пришла помощь, и 700 пассажиров были спасены. Радиотелеграфист Жак Филиппс погиб на своем посту, не прекращая взывать о помощи, пока не затонул весь пароход.
15 апреля 1855 г. был открыт телеграф для публики. В текущем году исполняется 75 лет, как мы пользуемся электрическим телеграфом в качестве одного из средств связи. Заметим однако, что оптический телеграф у нас существовал уже в 1839 году, затем с 1844 г. он был заменен электромагнитным. Но телеграфом пользовалось только правительство. Сначала применялась система Сименса, затем с 1855 г. стал прививаться пишущий телеграф Морзе. Аппараты Юза были введены в 1865 г. Они передают более чем в два раза быстрее по сравнению с аппаратами Морзе. Аппараты Уитстона введены в 1881 г. и, наконец, Бодо — в 1904 г. На аппаратах Уитстона можно телеграфировать до 600 слов в минуту, т. е. передавать во много раз скорее, чем говорит оратор, который произносит максимум 150 слов в минуту.
17 апреля 1790 г. умер общественный деятель и знаменитый физик Франклин, установивший электрическую природу молнии. Франклину мы обязаны также знаменитой теорией электричества, которая просуществовала очень долго, а именно: когда тело заряжено, это значит, что в нем «недостает естественного электричества»; наоборот при положительном заряде (например, при трении стеклянной палочки о кожу) согласно теории Франклина получается в теле (в стеклянной палочке) избыток электричества. Заметим, что самые термины «положительное» и «отрицательное» электричества введены Франклином по аналогии с алгебраическими величинами. Эта теория была сменена электронной теорией. Последняя, между прочим, имеет много общего с теорией Франклина.
20 апреля 1746 г. проф. физики Мушенброк прислал в Париж письмо Реомюру с извещением об удивительном «опыте, произведенном им с банкой». Мушенброк хотел наэлектризовать воду и для этой цели, налив ее в стеклянную банку, опустил туда медный прут и, держа ее в руках, поднос к электрической машине. Когда он попробовал извлечь из нее искру, то получил такой сильный удар, как от молнии, «Хотя сосуд из тонкого стекла, — писал Мушенброк, — обыкновенно сотрясением этим не разбивается и кисть руки не перемещается, но рука и все тело поражаются столь страшным образом, что и слазать не могу... Одним словом, думал, что пришел конец...»
Этот опыт получил название «опыта с Лейденской банкой», так как Мушенброк был профессором в Лейдене. По существу своему эта банка представляет конденсатор. Мы имеем здесь проводник — руку, которая держит банку, затем изолятор — стекло банки и, наконец, другой проводник — воду в банке.