"Радио Всем", №17, сентябрь 1928 год, стр. 451-452

Радио, школа и учитель.

(С. Песчанка, Новомосковского района, Днепропетр. окр.)

Моя статья имеет целью указать, какую роль школа и учитель могут сыграть в деле продвижения радио на село и обслуживания установок.

Учитель на селе может и должен быть проводником радио в деревне. Ведь он агитпроп на селе, и никто ближе не стоит к культурной работе, как именно он, учитель. Через него пере- даются массам все новости науки и техники.

Вот несколько слов о моей "учительской радиоработе". Это было еще в 1926 году, когда о радио тут на селе знали только понаслышке, а слушать его — было сказочной мечтой. Мечта иметь эту волшебную шкатулку у себя не давала мне покоя. Выписал за целый год радиожурналы и для меня раскрылся новый мир.

Купил звонкового провода. Закипела работа и вот... этот чародей по Шапошникову — готов. Но закрадывается сомнение: неужели услышу. И вот поздно вечером с трепетом ожидаю... И, о диво... слышу, да, слышу, это не обман — где-то играет оркестр... немного погодя слышу: "Алло, алло, говорит Москва". Мое настроение было неописуемо.

1) Учитель Клюшников за экспериментом по приему на рамку.

На следующий день об установке знало уже все село, все заговорили о радио. Ведь это была первая установка на весь район. И приходили, и приезжали, чтобы посмотреть на эту диковинную штучку — радио. Каждый вечер школа была атакуема желающими послушать, убедиться... Интерес к радио растет.

Но меня не удовлетворяет уже телефон — нужен громкоговоритель. Делая сбережения, сделав у товарищей «радиозаем», я собираю по схеме 1—V—2... Новое достижение... новая атака селянства... Популярность радио растет, авторитет его непоколебим. Школа превращается в своеобразный центр радиоконсультации...

Зимой 1927/28 года проводится два радиокурса: в школе для учеников старших групп и в сельбудынке — для селянского актива. В итоге рождается новая детекторная радиоаппаратура, изготовленная селянскими детьми и взрослыми слушателями.

2) В Песчанской I трудшколе на уроке по радио.

Зарождается мысль о радиофикации сельбудынка. Сельсовет отпускает средства, и к 10-летию Октября установка готова. Театральный зал на 300 человек полон слушающих первый радиоприем новой станции. Каждый вечер и стар и млад спешит в сельбудынок, чтобы услышать по радио дельный доклад, хорошую музыку. Так новый быт через радио проник на село.

Первые выпускники радиокурсов вскладчину по 5—10 рублей заводят свои громкоговорящие установки. И теперь вот ни один праздник, ни один свободный вечер не проходит у селян, чтобы они не навестили свою радиоустановку.

3) Седовласое семейство пришло в школу послушать радио.

При школе открыта детская площадка. «Рекорд» выносится на воздух. Приходящие дети с матерями и отцами долго остаются, чтобы послушать интересные сообщения и отдохнуть в соответствующей обстановке.

Как видите, у нас понятия: «радио, школа и учитель» — неразделимы, это — одно целое.

Не останавливаясь на добытых результатах, школа экспериментирует над разными схемами, с рамочной антенной и т. д. На очереди постройка коротковолнового приемника и... передатчика... Таким вот образом, идя вперед, школа подтягивает за собой и более отсталую массу села.

4) Массовое слушание детской передачи в I трудшколе с. Песчанки Новомосковского района Днепропетровского округа.

Следовало бы какому-либо органу взять на себя руководство радиоработой в школе, так как не всякий просвещенец с одинаковым успехом может самостоятельно ориентироваться в новых вопросах радиоработы на селе. Необходимы также исчерпывающие популярные пособия по радиотехнике для учителя. Необходимо разработать программу-минимум радиоработы в школе и методику ее. Без него немыслима и успешная работа.

Учитель Клюшников П. Г.


Hosted by uCoz