Тов. К. Эйсмонт (Москва) предлагает следующую конструкцию болванки для намотки сотовых вариометров.
Рис. 1.
Прежде всего нужно взять болванку с таким диаметром, каким должен быть диаметр внутренней (подвижной) катушки вариометра, и сделать в ней все те пропилы, какие указаны на рис. 1 сплошными линиями. (Пунктиром показаны линии, где будут воткнуты шпильки.)
Рис. 2.
Приэтом болванка распадется на составные части: А — ручку болванки, В и С — два полуцилиндра. Е — небольшой брусок и «D» — брусок, который останется при катушке.
Рис. 3.
Бруски «Е» и «D» должны быть толщиной в пять миллиметров. Так как наверно придется мотать не один вариометр, то нужно наделать по форме брусочка «D» еще несколько таких же брусочков. Когда все готово, нужно собрать снова болванку и стянуть ее болтиком, как показано на рис. 2. Затем точно посредине между рядами шпилек просверливается отверстие, перпендикулярное к брусочку «D» для оси вариометра. Когда отверстие просверлено, болванка снова разбирается и в обоих полуцилиндрах лобзиком выпиливается щель, как показано на рис. 3, для того чтобы после намотки катушек их можно бы было снять с оси сбоку. Когда все пропилы и вырезы сделаны, нужно из какого-либо крепкого дерева выстругать ось. Ось должна быть такой толщины, чтобы она туго входила в брусок «D», но в то же время она должна быть не толще, чем каждая сота катушки. Для того чтобы ось совершенно не могла повернуться в брусочке «D», ее нужно прикрепить к брусочку сбоку маленьким гвоздиком, как показано на рис. 4, или клеем.
Рис. 4.
Когда ось налажена, болванку собирают и свинчивают. Затем вбивают шпильки и между ними прокладывают полоску картона, шириной равной ширине между рядами шпилек. Эта картонная полоска вместе с брусочком «D» будет служить основанием будущей катушке. Для того чтобы она крепко держалась на брусочке «D», ее нужно прибить к нему гвоздиками, как показано на рис. 5. Шпильки для этой болванки надо брать раза в три длиннее чем обычно, так как обе катушки вариометра будут мотаться на одну и ту же болванку. Теперь можно приступить к намотке самой катушки. Намотка ведется также, как и в обычных сотовых катушках. Когда внутренняя катушка вариометра намотана, поверх нее наклеивается картонная полоска по ширине катушки, для того чтобы, когда шпильки будут вынуты, она не рассыпалась. Поверх этой катушки будет мотаться наружная катушка вариометра. Чтобы внутренняя катушка могла вращаться в наружной, прежде чем мотать наружную катушку, на внутреннюю надо намотать несколько слоев картона. После этого нужно сделать еще одну картонную полоску для основания наружной катушки и уже после этого мотать самую катушку.
Рис. 5.
Намотка ее ведется так же, как и намотка внутренней катушки. Если нужно, то от нее делаются отводы. Когда катушка намотана, ее укрепляют такой же полоской картона, как и внутреннюю катушку. Теперь можно вытащить шпильки. Когда шпильки вынуты, болванка развинчивается, полуцилиндры вынимаются, лишний картон удаляется, и вариометр готов. При этом способе изготовления вариометра его внутренняя катушка оказывается очень прочно насаженной на ось. Общий вид изготовленного таким способом вариометра показан на рис. 6.
Рис. 6.
Если потребуется прикрепить вариометр к крышке приемника, то нужно достать старую граммофонную пластинку и вырезать из нее горячим ножом или выпилить лобзиком полосу по ширине равную ширине катушек вариометра. Затем, разогрев ее над плитой или в кипятке, в горячем виде согнуть вокруг вариометра, как показано на рис. 6. Для того чтобы катушка прочно держалась внутри пластинки, ее можно прикрепить к ней двумя болтиками.