"Радио Всем", №20, октябрь 1928 год, стр. 531-532

РАДИОЛЮБИТЕЛЬ И ЕГО "ВРАГИ".

С. Кин

Путь радиолюбителя — тяжелый путь, усеянный не только «розами» успехов, но и «шипами» неудач. Конечная цель, к которой стремится каждый радиолюбитель, это хороший радиоприем, без помех и искажений. Но на пути к этой цели любителю приходится сталкиваться с огромным количеством препятствий, часть из которых ему так и не удается преодолеть. На каждом шагу его подстерегают «враги», с которыми приходится вести упорную борьбу. И для того, чтобы вести эту борьбу с успехом, чтобы уничтожить или, во всяком случае, обезвредить «врага», радиолюбитель должен быть вооружен — он не только должен располагать соответствующей аппаратурой, но также обладать достаточными знаниями, знать «повадки» своих «врагов» и способы борьбы с ними. И чем лучше «вооружен» радиолюбитель для этой борьбы, тем легче достанется ему победа над врагом. Чтобы помочь радиолюбителю в этой борьбе, мы начинаем целую серию статей о радиолюбителе и его «врагах», в которых мы попытаемся познакомить радиолюбителя не только с характером тех препятствий, с которыми он сталкивается в своем стремлении к хорошему приему, но и с теми способами, которые существуют для устранения этих препятствий (конечно, в тех случаях, когда это, вообще, возможно). Приэтом мы систематически опишем всех «врагов» радиолюбителя, и вместе с тем расскажем, с какими из них и как можно бороться, какой «тактики» следует держаться при появлении того или другого «врага».

Немного "графологии"1)

Чтобы выяснить хотя бы частично характер и природу всех многочисленных врагов радиолюбителя, нам прежде всего придется заняться несколько своеобразной «графологией». У каждого из врагов радиолюбителя есть свой «почерк», по которому можно судить о природе и характере этого врага. Некоторую трудность представляет задача — получить образец этого «почерка». Для этого приходится пользоваться специальными сложными приборами — «осциллографами», при помощи которых можно записывать вид и форму тех или других электрических колебаний или толчков. Пользуясь таким осциллографом в соединении с радиоприемником, можно заставить расписаться любого из «врагов», попадающих в приемник. Располагая осциллограммой — «образцом почерка», можно многое сказать о природе и характере «врага» и способах борьбы с ним.

Собиранием «образцов почерка» различных радиопомех занимаются многие научные лаборатории. В них систематически ведется осциллографическая запись всевозможных помех, попадающих в приемник, и выясняется таким образом их характер.

«Почерк» и характер

Как же можно различать помехи по их почерку? Для примера на рис. 1 приведена осциллографическая запись — «образцы почерка» двух помех различного типа — создаваемых движущимся трамвайным вагоном при искрении у дуги (кривая А) и вызываемых работой обычного ртутного выпрямителя (кривая Б).

Рис. 1.

Одного взгляда на эти «образцы почерка» совершенно достаточно, чтобы сказать, что природа и характер этих помех совершенно различны. Трамвайные помехи отличаются беспорядочным, неровным «почерком», между тем как «почерк» ртутного выпрямителя — правильный, ровный. Образец, с которым следует сравнивать различные «почерки» помех, это «почерк» правильных «гармонических» незатухающих колебаний (их иначе называют «синусоидальными» колебаниями). Эти гармонические колебания (запись их приведена на рис. 2 — кривая А) — это как раз те колебания, которые создает правильно работающий ламповый генератор, и которыми пользуются для радиопередачи незатухающими колебаниями. Радиотелефонная станция, передающая музыку или речь, создает уже неправильные «модулированные» колебания, то есть такие колебания, форма которых искажена вследствие того, что на гармонические колебания генератора воздействуют еще другие колебания, создаваемые микрофоном. «Почерк» таких модулированных колебаний радиотелефонного передатчика (рис. 2—Б) уже много неправильнее «почерка» гармонических колебаний.

Рис. 2.

Какое же значение имеет неправильность «почерка» тех или других колебаний? Для того, чтобы выяснить этот вопрос, рассмотрим простейший случай модулированных колебаний, когда на гармонические колебания действует еще только одно колебание, создаваемое микрофоном (рис. 3—А). Эти модулированные колебания можно разложить на те два составные колебания, из которых оно преобразовалось, то есть на гармонические колебания генератора (кривая Б, рис. 3) и также гармонические, но обладающие другой частотой колебания, созданные микрофоном (кривая В, рис. 3).

Рис. 3.

«Почерк» наших модулированных колебаний (кривая А) — довольно правильный и мало отличается от почерка гармонических колебаний. Поэтому, разлагая колебания, изображенные кривой А, на составные части, мы получаем только два составляющих гармонических колебания (кривые Б и В). Но если бы мы взяли какие-либо колебания с очень неправильным «почерком», например колебания, которые создаются в трамвайном проводе при искрении между дугой и проводом (кривая А на рис. 1), то картина получилась бы другая. Разлагая такое колебание с неправильным «почерком» на составные, мы получили бы огромное число гармонических колебаний, с всевозможными частотами. И чем неправильнее «почерк» каких-либо колебаний, чем больше он отличается от гармонических, тем больше будет число составляющих, из которых эти «неправильные» колебания состоят.

Таким образом, «почерк» тех или других колебаний позволяет судить об их характере — о том, из каких гармонических эти неправильные колебания состоят. А этот именно вопрос о том, из каких гармонических состоят те или другие колебания, создающие помехи при радиоприеме, является одним из наиболее важных для выяснения поведения тех или других «врагов» и способов борьбы с ними.

Положим, что какой-либо из «врагов» пытается «пробраться» в ваш приемник. Но приемник всегда бывает настроен на какую-нибудь определенную частоту. И вследствие явления резонанса, только те гармонические колебания из попадающих в ваш приемник могут вызвать в нем заметный эффект, частота которых совпадает с настройкой приемника. Поэтому все дело сводится к тому, есть ли в «арсенале» вашего «врага» подходящее оружие, то есть есть ли среди гармонических колебаний, составляющих вместе неправильные колебания помех, такие, частота которых совпадает с частотой, на которую настроен ваш приемник. И совершенно понятно, что чем больше различных частот колебаний имеется в «арсенале» «врага», тем труднее с ним бороться. Из большого запаса частот всегда может найтись хотя бы одна частота, близкая к настройке вашего приемника (на какую бы частоту он ни был настроен), которая и вызовет помехи.

Так, например, из двух «врагов», «почерки» которых изображены на рис 1, гораздо более опасными являются именно трамвайные помехи. Они состоят из очень большого числа колебаний, среди которых всегда найдутся такие, которые могут причинить неприятности любителю. Наоборот, колебания, создаваемые ртутным выпрямителем, почти правильный «почерк» которых мало отличается от «почерка» гармонических колебаний, состоят из небольшого числа таких колебаний. Следовательно, ртутный выпрямитель будет создавать помехи не при любой настройке приемника, а только при некоторых определенных положениях настройки, соответствующих немногочисленным частотам колебаний, создаваемых выпрямителем.

Конечно, не один только «почерк» является существенным при изучении природы и характера помех. Но он, как видит читатель, играет очень важную роль. И теперь, после того как мы постигли «тайны графологии», мы сможем приступить к изучению природы и характера «врагов» радиолюбителя.


1) Графология — определение характера человека по его почерку.


Hosted by uCoz