И. Галынкер, В. Шервинский
Нижеописываемый аккумулятор, сконструированный и построенный авторами, добросовестно питал трехламповый приемник втечение полугода и в настоящий момент находится в прекрасном состоянии.
Аккумулятор состоит из секций по сорока вольт. Мы даем описание изготовления и перечень материалов для одной секции.
Подставка для аккумуляторов изготовляется из трех досок, собранных на гвоздях. Размеры стенок, а также способ крепления показан на рис. 1. В доске по числу пробирок просверливаются отверстия диаметром около 20 мм (рис. 2). В каждое из них вставляется пробирка до самого «воротничка». Для большей крепости в том месте, где она находится в дереве, ее заливают озокеритом или варом. Затем доска с пробирками привинчивается к ранее приготовленной подставке.
Размер и форма свинцовых электродов указана на рис. 3. Следует точно придерживаться указанных размеров, ибо иначе пластины могут не подойти к размерам пробирок. Число пластинок — 40. В качестве материала можно использовать либо листовой свинец толщиной 1—2 мм, либо любой другой свинец, который придется переливать. Хотя последнее довольно продолжительно, но зато во много раз уменьшается стоимость пластин. Для отливки необходимо следующее: примус, жестяная банка, картон толщиною в 1,5 мм и 2 дощечки. Из картона вырезаются три прямоугольника размером 200 на 100 мм. В одном нз них прорезается острым ножом несколько отверстий по форме пластинок.
Сборка форм производится следующим образом: на дощечку кладется один из картонных прямоугольников, сверх него картон с прорезами, который прикрывается вторым картонным прямоугольником и дощечкой. Все это зажимается тисками. Затем свинец помещается в банку, плавится на примусе и медленно непрерывной струей выливается в картонные формы. Для получения хороших результатов следует несколько приноровиться. Дав свинцу остыть, форму разбирают и вынимают пластины. Затем форма опять собирается и снова может служить для отливки. Готовые пластины для увеличения поверхности царапаются ножом.
Электроды монтируются на совершенно такой же доске, какая служила нам для пробирок, но отверстия в ней просверливаются несколько меньшие, диаметром в 15 мм. В каждое отверстие вставляются 2 пластинки, концы которых загибаются и прибиваются двумя гвоздями к доске. Для упрощения одним гвоздем можно закрепить 2 пластинки из соседних пробирок (рис. 5). Место соединения пластин следует обязательно пропаять. Затем из дерева вырезают прямоугольную палочку с остреем (рис. 4) на конце и просовывают ее между пластинами, причем острее предварительно смазывается маслом. Непосредственно под доской пластины вместе с дощечкой плотно обматываются тряпкой, чтобы препятствовать выливанию озокерита, которым и заливается отверстие в доске с находящимися там пластинами. Затем тряпка разматывается и извлекается палочка. В заливке остается отверстие, служащее для выхода газов.
Перед сборкой необходимо сделать некоторые приготовления, а именно: 1) из автомобильной камеры вырезаются 20 квадратиков со стороной в 30 мм и в них прорезаются или пробиваются при помощи подходящей металлической трубки отверстия диаметром 18 мм. 2) Из остатков этой же резины вырезаются 20 прямоугольных кусочков которые закладываются внизу между свинцовыми пластинками. 3) Из резиновой трубки отрезаются колечки, которыми стягиваются свинцовые пластины там, где лежит резиновый кусочек. Этот кусочек предохранит пластины от короткого замыкания.
Сборка аккумулятора производится следующим способом: на каждую пару пластинок надевается резиновая шайба и затем каждая пара опускается в соответствующую пробирку. Аккумуляторная серная кислота берется обычной крепости, т. е. 22° по Бомэ.
Уровень жидкости в пробирках не должен достигать края пробирки примерно на 10—15 мм. По налолнении кислотой доска с пластинами плотно привертывается к подставке или, вернее, к доске с пробирками. Подложенные резиновые шайбы предохраняют пробирки от раздавливания и, герметически прикрывая аккумуляторные сосуды, от разбрызгивания кислоты во время зарядки.
Все деревянные части, а также спайки пластин тщательно лакируются. К начальной и конечной пластинкам припаиваются провода.
Зарядка аккумулятора производится от осветительной сети постоянного тока, или от выпрямителя, причем последовательно с аккумулятором следует включить лампу в 25 свечей. Зарядка производится до сильного закипания жидкости, тогда зарядка прекращается, и аккумулятор разряжается через лампу. Подобная операция производится несколько раз. Вначале закипание наступает через несколько секунд, причем емкость аккумулятора ничтожна, но с течением времени емкость его все более повышается, а вместе с тем увеличивается и продолжительность зарядки. По истечении нескольких дней аккумулятор уже может быть использован для работы.
Одним из крупных недостатков самодельных аккумуляторов является саморазрядка, но при тщательном изготовлении предлагаемой конструкции этот недостаток почти совершенно избегнут. Следует только время от времени менять налитую кислоту и промывать пластины и пробирки чистой водой. Осуществляется это просто и не составит труда для радиолюбителя. Кроме того не следует разряжать аккумулятор сильным током, т. е. на малое сопротивление, ибо это влечет за собой порчу аккумулятора.