Е. Н. Горячкин
При ведении занятий по радио не только в школе, но и в кружках при клубах, одним из самых существенных этапов работы является практическое ознакомление учащихся со схемами различных приемных устройств. Естественно, что каждый работающий в кружке должен собрать ряд типичных схем расположенных приэтом в порядке нарастания сложности, и кроме того каждую из этих схем обязательно испытать на приеме. Такое испытание схем даст постепенное приобретение навыков обращения с приемником и выявит для каждой из них, свойственные ей недостатки и достоинства. Практикуемый по большей части в таких случаях монтаж схем наглухо вопервых отнимает слишком много времени и вовторых, в особенности на первых порах, приводит к порче отдельных слагающих приемных частей. Получить максимальный эффект от учащегося в наименьшее время — лозунг каждого педагога—руководителя, и поэтому вопрос об экономии времени при работах кружка должен быть поставлен достаточно остро. Наконец, каждый собранный наглухо в учебных целях приемник является как бы мертвым, лежащим без движения капиталом, выводящим из скромного оборудования кружка целый ряд частей, которые должны быть использованы при последующих работах.
Приемники такого типа, после их испытания, обыкновенно приходится разбирать, чтобы дать возможность и другим работающим в кружке вновь собрать их уже своими силами. При этих сборках и разборках, в особенности с нашей не всегда доброкачественной аппаратурой, наблюдается постепенное изнашивание и гибель отдельных частей. Монтаж приемника на панелях и в ящиках не рационален, кроме этих двух указанных причин, также еще и потому, что разбивает внимание учащегося, заставляя его в целях удобства управления приемником в принципиальную схему, являющуюся в данный момент единственным объектом изучения, вносить целый ряд усложняющих изменений. Поэтому, как это показал опыт, работы по изучению схем радиоприемников и их сборки в учебных целях, должны вестись при посредстве отдельных, заранее приготовленных и смонтированных частей радиоприемников.
Опыт работы втечение нескольких лет с учащимися 8 и 9 годов обучения и преподавателями физики позволяет обратить внимание педагогов на необходимость итти при постановке работ в кружке именно этой дорогой. Автору приходилось не раз слышать возражения, что приемник, созданный на столе из отдельных частей, не может заслужить внимания, так как он никогда не даст того эффекта, как смонтированный наглухо на панели. Нетрудно видеть, что это возражение прежде всего направлено не по существу и наконец только до некоторой степени верно.
Действительно, цель первых работ заключается в изучении принципиальной стороны дела, а не в стремлении получить от приемника наилучший, возможный при данной схеме, результат действия. Кроме того, опыт показал, что приемник из частей при известной аккуратности, даст вполне удовлетворительные результаты, даже при 3-ламповых схемах.
Очевидно, что такая сборка приемников из отдельных частей не может быть рекомендована для работы с короткими волнами — или для приемников с повышенной селективностью и чувствительностью.
Целью настоящей статьи является ознакомление читателей с теми выработавшимися на практике частями, и некоторыми особенностями их монтажа, которые позволяют не только быстро собрать в учебных целях различные типы приемников, но и поставить ряд измерительных работ и опытов, иллюстрирующих отдельные главы, прорабатываемого курса радиотехники.
Части, или, как мы их называем, элементы, для сборки приемников рекомендуется смонтировать на деревянных достаточно толстых квадратных и прямоугольных дощечках и обязательно снабдить клеммами. Рекомендуем набор элементов (см. таблицу), который дает возможность проведения занятии не только с приемниками, но и ознакомления с методами радиоизмерений и постановкой некоторых опытов. В отдельных графах указано необходимое количество отдельных вспомогательных деталей, кроме основных, упомянутых в 1-й графе, озаглавленной: название элемента.
Название элемента. | Количество | Конденсат. пост. емк. |
Мегом | Клемм. | Гнезд | Шкал. |
Конденсатор переменной емкости 1000 см. (рис. 1) | 1 | — | ... | 2 | — | 1 |
Конденс. перем. емк. около 500 см. | 1 | — | — | ... | — | 1 |
Держатель для одной катушки самоиндукции (рис. 2) | 2 | — | — | 2×2 | 2×2 | — |
Колодка для трех катушек самоиндукции (рис. 3) | 1 | — | — | 6 | — | — |
Набор сотовых катушек от 25 витков до 150. | 1 | — | — | — | — | — |
Элемент для соединения детектора с телефоном (рис. 4). | 1 | — | — | 3 | 4 | — |
Гридлик | 1 | 1 | 1 | 3 | — | — |
Патрон для электронной лампы (рис. 5 и 6) | 3 | — | — | 4×3 | — | — |
Трансформатор высокой частоты (рис. 7). | 1 | — | — | 4 | — | — |
Элемент для усилит. выс. частоты (рис. 8). | 1 | 1 | 2 | 4 | — | — |
Трансформатор низк. частоты 1:4 — 1:6 (рис. 9). | 2 | — | — | — | — | — |
Пищик (рис. 11). | 1 | — | — | 2 | — | — |
Рамка | 1 | — | — | 4 | — | — |
Вариометр (рис. 10). | 1 | — | — | 2 | — | 1 |
Реостатов накала (рис. 12). | 3 | — | — | 2×3 | — | — |
Микрофон | 1 | — | — | — | — | — |
Вряд ли рационально, хотя вполне возможно, изготовление отдельных деталей: вариометра, трансформатора низкой частоты, гнезд и т. п. своими силами. Эти отдельные детали необходимо приобрести готовыми и затем уже смонтировать в составляющие приемник элементы, так как это показано на рис. 1—12. Единственным исключением является рамка, приобретение которой в готовом виде нерационально, так как при самостоятельном изготовлении она будет стоить во много раз дешевле. Следует еще раз подчеркнуть необходимость установки на каждом из элементов клемм. Это увеличивает первоначальные затраты на оборудование, но ведет к удобству соединений и сохранению деталей: реостатов, конденсаторов, колодок и т. п., у которых их собственные клеммы сделаны недостаточно прочно и удобно.
При сборке те дощечки, на которых монтируется колодка для катушек и элемент для соединения детектора и телефона, следует утяжелить, то есть снабдить укрепленными на шурупах тяжелыми свинцовыми полосами. Отливка из свинца таких полос в деревянной, железной или наконец глиняной формах и последующая обработка напильником не представляет особых затруднений. Стремление избежать при сборке схем на столе пересечений проводников и не отступать при этом от принципиальной схемы, заставляет при монтаже панели электронной лампы устроить пересечение проводников под дощечкой, на которую укрепляется эта панель (рис. 6).
Важно, чтобы клеммы, соответствующие сетке и аноду, лежали не в противоположных концах квадрата, а на его одной стороне и притом в том порядке, как это изображено на рисунке 6.
При желании поставить работы измерительного характера, конденсатор и три катушки самоиндукции необходимо переслать в лабораторию ОДР или МГСПС для градуировки конденсатора (кривая емкости) и для градуировки трех контуров (кривые длин волн). Конечно, волномер с сотовыми катушками, в особенности после неаккуратного обращения с ними, будут давать погрешность, но это в конце концов не так существенно, так как в средней школе важно учащихся познакомить: 1) с самыми методами радиоизмерений и 2) с теми условиями, при которых получаемая при этих измерениях ошибка по отношению к эталонам, являлась бы наименьшей.
Если преподаватель пробовал сличить между собой показания, имеющихся в его распоряжении амперметров, вольтметров, магазинов сопротивлений и т. п., то он должен знать цену всех измерений учащихся, с точки зрения соответствия получаемых результатов истинным величинам. На рис. 13 показаны типичные схемы приемников в той последовательности, в которой они должны быть предложены для сборки учащимся. Обведенные пунктиром квадраты указывают, что расположение составляющих приемники элементов при сборке схем на столе позволяет точно соблюсти расположение проводников, харакктерное для принципиальной схемы.
Среди схем приемников имеются также схемы: 1) примитивного радиотелефонного передатчика, 2) волномера, служащего как для измерения длины волн контура, так и емкости С и коэфициента самоиндукции L, 3) Мостика Уитстона для измерения емкости, 4) микрофонного усилителя, для усиления речей ораторов, 5) прибора для получения биений (радиомузыка), которые могут быть созданы о теми же элементами.
Рекомендуем соединения отдельных элементов между собой выполнять цветными проводниками, расплетенными из шнуров для электрической осветительной проводки. При сборке ламповых приемников весьма полезно выделения тремя различными цветами цепей: анода, накала и колебательного контура. На рисунке в заголовке показан регенеративный приемник с последующим усилением низкой частоты, выполненный из отдельных элементов. Для работы с ламповыми приемниками, кроме рамки, должна быть устроена комнатная антенна. Особенно удобен тип антенны, у которой снижение соединено с горизонтальной частью посредством ролика от блочной лампы (рис. 14). Само собой разумеется, что ролик должен быть металлическим. Такая антенна натягивается поперек комнаты и позволяет благодаря подвижности своей вертикальной части, располагать приемники на столах, стоящих у стен или в середине комнаты. Естественно, что монтаж элементов из отдельных деталей так же должен быть осуществлен силами учащихся и будет таким образом служить им введением к монтажу приемников на панелях.
В заключение укажем, что набор элементов описанного типа Физической комиссией по наглядным пособиям при Главсоцвосе, включен в число аппаратуры, рассылаемой Главсоцвосом в текущем году по школам для физических кабинетов.