М. А. Нюренберг.
(В порядке обсуждения.)
Вопросам методики до сего времени уделялось мало внимания, и на страницах радиолюбительских журналов совершенно не имеется статей, хотя бы вкратце освещающих методы занятий в ячейках, их достоинства и недостатки.
В этой небольшой заметке мне хочется затронуть основной вопрос — о руководителе занятий в ячейках, с тем, чтобы работники мест высказали свои соображения по этому вопросу на страницах нашего журнала.
Как правило, занятия в ячейке ведет специалист-инструктор, он читает лекции по теории и руководит практическими занятиями.
Это правило было принято безоговорочно и правильность его до сего времени сомнения не возбуждала.
Но жизнь заставила подойти теперь к этому вплотную и задать вопрос: нужен ли инструктор в ячейке?
Невозможность дать руководителей во все кружки и ячейки, особенно расположенные далеко от губ. городов, заставила подойти к работе в ячейке каким-то иным образом.
Что дает инструктор ячейке за те два-три часа в неделю, которые он обычно проводит в ячейке? Часть времени инструктор читает лекции по теоретическим вопросам, часть — объясняет практическое устройство и изготовление того или иного прибора и отвечает на задаваемые вопросы. Уложить все это в два часа, конечно, не удается, и часть работы остается скомканной.
Но ведь у нас нет хороших инструкторов.
Хорошим инструктором может быть только радиотехник-педагог. Специалистов-радиотехников у нас в СССР вообще очень мало, а педагогов-радиотехников можно пересчитать по пальцам.
Следовательно, нужен другой путь. Нужно предоставить ячейке работать совершенно самостоятельно на основании существующей литературы и специального руководства для занятий; вопрос издания такого программного руководства необходимо считать боевой задачей дня. Теоретическую часть радиотехники можно изучать в ячейке путем докладов отдельных членов ячейки и совместными чтениями и разбором литературы. Постройку приборов и практические занятия ячейки будут проводить самостоятельно.
Существующая же периодическая и непериодическая радиолитература уже настолько обширна, что на все запросы практического и теоретического характера радиолюбитель может получить в ней ответы. Следует только в специальной программе указать, в каком руководстве следует ему искать нужный и правильный ответ. Могут помочь и районные консультации.
Я предлагаю вместо инструктора три основные меры:
1. Необходимо дать ячейке программное руководство, составленное так, чтобы оно давало исчерпывающие указания, в каком журнале или книге искать ответы на основные вопросы начинающего радиолюбителя. Количество журналов и книг (основная учебная библиотека) должно быть ограничено.
2. Подобные программы должны быть выпущены для ячеек различной подготовки — ячеек на предприятиях, школьных, деревенских, военных и др.
3. Правильно организовать консультации в организациях ОДР СССР.
Конечно, нельзя немедленно перейти от инструктажа к самообразованию с помощью учебника и программ. Этот переход должен быть совершен постепенно — в первую очередь в наиболее совершенных городских ячейках и потом и в начинающих.
Предлагаемый метод занятий имеет, конечно, как хорошие, так и некоторые плохие стороны, и будет весьма полезно, если ячейки и отдельные руководители выскажут свое мнение на страницах «Радио Всем».