"Радио Всем", №6 апрель 1927 год.

КАК ДОЛЖНО БЫТЬ ОРГАНИЗОВАНО РАДИОВЕЩАНИЕ.

А. Любович.

На местах больно ощущаются вопросы организации радиовещания. Чем дальше от Москвы, тем острее ставятся они в порядок работы. Мощной, разветвленной по всему Союзу сети еще нет; только начинает она строиться. Есть много маломощных радиостанций, либо нет ничего в огромных районах. А если станция построена — на что тратятся огромные усилия, — то на следующий же день приходится искать средства для организации широковещания, приходится раздумывать, кто должен организовать широковещательную работу. В каждом месте это решается по иному — Губпрофсоветы, Политпросветы, ОДР и даже органы связи занимаются широковещанием. А "Радиопередача"? Она ведет радиовещание с огромного количества станций, применяя для каждой республики, губернии различные договоры, главным образом, на половинных началах расходов, определяя от щедрот своих, а не по каким-либо нормам, ее обязывающим, долю ассигнований на радиовещание. Правда и "Радиопередача" не может обеспечить получаемыми ею средствами широковещательную работу, в том числе и эксплоатационно-технические расходы; правда, существующая, все умножающаяся сеть маломощных передатчиков не является правильной, пригодной для плановой постановки радиовещания; но никому от этого не легче. Радиовещание ведется многими организациями, но нет организации, обязанной ставить широковещание, ответственной за постановку его в Союзе, обеспечивающей средствами широковещательные программы и расходы по эксплоатации станций.

Не установлена перспектива. Если во всем строительстве страны требуется иметь обязательный план, то здесь нет взгляда даже на год—два вперед — как будет строиться широковещание, на какой базе, на какие средства, какой организацией будет оно выполняться. На местах тем более не может быть перспективы; каждый идет от случая к случаю, невольно повторяя сделанные другими ошибки. Если выработан и частью выполняется пятилетний план устройства широковещательных станций, то тем более нужен план использования не только будущей, но и существующей сети — план обоснованный, четко определяющий — кто, как будет его выполнять. Начальный кустарный период пора уже закончить, пора дать выход, в особенности отдаленным республикам и областям Союза на подлинно широкую, правильно построенную дорогу радиовещания.

Как же определить сущность и формы радиовещательной организации.

Начнем с просмотра задач, которые ставятся радио в области широковещания. Задачи таковы — охватить политической и просветительной передачей по радио наибольшее количество пунктов, в течение наиболее продолжительного времени и притом наилучшим качеством передаваемого материала, наибольшим его приспособлением к условиям каждой республики, области и всего Союза в целом. Кто должен это делать? Конечно — государственный аппарат. Нам не приходится об этом раздумывать, так как огромное политическое значение радио признается даже буржуазными странами, лихорадочно берущими организацию широковещания либо в свое ведение, либо под жесткий контроль правительственных органов.

А какая именно государственная организация в СССР должна взять на себя обязанность и ответственность в постановке радиовещания в Союзе? Легче всего ответить, конечно, — "Радиопередача". Если уткнуться в начальные формы радиовещания, то нужно, очевидно, удовлетвориться существующими, признать отсутствие остроты в этом вопросе, настроиться на "постоянную" волну имеющейся организации — широковещающей, торгующей, занимающейся техническими установками.

Решать нужно, просмотрев природу, составные части широковещания. Идеолог — ВКП. Проводники идеологии — политические и просветительные учреждения Союза, газеты, школы. Можно ли политическую и просветительную работу, в том числе и радио, оторвать от системы учреждений, которая ее ведет? Очевидно нет. Политпросветы на Украине и в ряде губерний уже взялись за эту работу. Не приступил к ней серьезно Наркомпрос РСФСР, но из этого не следует, что он не должен ею овладеть.

Итак, мы неизбежно приходим к необходимости организации политпросветительной радиоработы посредством учреждений Наркомпроса (по линии Главполитпросвета).

Но может быть, широковещание нужно сравнить с газетной и книжной издательской работой, может быть, поэтому, нужен государственный радио-издат — "Радиопередача"? Газета входит существенной частью радиовещания, но все же только частью. Если и нужна выделенная ячейка, то она может быть организована Главполитпросветом.

Практика, хотя и немноголетняя, однако берет свое. Спрашиваем, — а как же станции, трансляционные узлы, торговля аппаратурой — то, что делается сейчас широковещательной организацией? Проводить политпросветительную работу приходится, пользуясь бумагой, типографиями, магазинами. Но совсем не обязательно и даже наоборот, Наркомпросу, газетам, издательствам иметь непременно свои бумажные фабрики, свои типографии, свою торговую сеть. А в радиотехнике организация, ведающая радиостанциями, трансляционными проводами и всем, что необходимо для предоставления технических средств радиовещанию — есть. Фактически и теперь станции, линии вне городов и в городах входят в организацию НКПиТ. Торговля же — дело государственной и кооперативной торговой сети. Итак, мы приходим ко второму выводу, доказанному целесообразностью, — нужно усилить работу по организации техники и руководства процессом широковещания в имеющихся основных государственных учреждениях Союза — Наркомпросах и НКПиТ.

Обязанным ставить широковещание, ответственным за него должен быть Наркомпрос.

А средства? Первое время радиовещание проводилось частью на суммы от торговли, частью за счет государственных средств (в том числе и местных). Теперь идут целевые сборы и абонементная оплата, которые могут обеспечить широковещательную работу на нескольких станциях в СССР. А дальше — можно ли считать твердым, длительным способ целевых и абонементных сборов, как материальную базу широковещания; можно ли считать, что эти сборы покроют все расходы, связанные с радиовещанием, в том числе и постройку сети станций, проводов и т. д.? Нет; как не покрывались эти расходы торговлей аппаратурой, так и не могут они быть покрытыми и сейчас и в будущие годы от абонементного и целевого сбора. Учтены разве расходы мест по постройке, эксплоатации и даже широковещанию, которые были ими произведены? Учитываются ли и сейчас расходы, которые несут места еще в большем размере даже по договорам с "Радиопередачей"? Нет. Учитываются ли расходы по постройке мощной сети радиовещательных станций, которые нес и обязан в дальнейшем нести НКПнТ? Тоже нет. Тратятся государственные средства на дело — важное для пролетарского государства. И чем крепче будут финансы республик Союза, тем больше нужно будет затрачивать на радиофикацию страны из средств республик и Союза в целом.

Целевой и абонементный сбор имеют в СССР временный характер.

Если в Англии только из абонементной платы почтовое ведомство в 1925/26 году получило в свою пользу около трех миллионов рублей; если германское правительство берет по абонементной оплате рубль в месяц, то в СССР это сбор — наименьший из установленных в других странах — имеет другой характер. Он не является источником прибыли для государственных органов, он не носит даже характера оплаты за "абонемент"; это по существу сбор за регистрацию, который в дальнейшем должен перейти в обычную оплату почтовыми марками регистрационных карточек лишь в размере расходов, связанных с регистрацией, что реально может выразиться в половине, либо трети нынешнего среднего размера "абонементного" сбора. Тем более временными могут быть целевые сборы, 15% на цену изделий, плюс к этому торговые и другие накидки — это ведь серьезное удорожание радиопродукции. Чем больше радио будет продвигаться в деревню, чем шире пойдет оно и в рабочую массу, тем настоятельнее станет вопрос об уменьшении, а затем и полной отмене этого целевого налога. Так как Советское Государство заинтересовано в наиболее широком развитии радио, в особенности в деревне, то оно, естественно, будет проводить меры, удешевляющие приемную аппаратуру, делающие ее доступной широчайшим слоям трудящихся. Целевой сбор, введенный по нужде, должен будет скоро отмереть. Расходы по широковещанию явятся одной из расходных статей бюджета Наркомпроса — по линии широковещания и НКПиТ по строительству станций, трансляций и т. п.

По республикам или в союзном масштабе должна быть построена организация широковещания.

Этот вопрос возникает из предложения создать в Наркомпросе базу широковещания. Ведь, сейчас существует "Радиопередача" как Союзное общество; целесообразно ли разбивать эту работу по республикам; какой может быть при этом объединяющий центр?

"Радио не знает границ", а тем более границ братских республик. Ни одну мощную станцию нельзя изолировать границами областей и республик; вся система сети, распределение функций по широковещанию должно быть объединено в Союзном масштабе; но исполнение работы может проходить в каждой республике через политпросветительные органы. Это сделает широковещательную работу более приспособленной к местным условиям, поставит ее под более ответственное руководство, нежели "уполномоченные? "Радиопередачи".

А как мыслится координация работы в рамках всего Союза?

Через авторитетный, назначаемый правительством, Совет, который не требует специального аппарата, который просматривает лишь основные моменты организации широковещания и радиофикации страны.

Это ориентировочная перспективная схема организации радиовещания. Но как быть республикам и областям сейчас, когда есть хотя бы маломощные станции, когда появляются уже (на Украине) станции большой мощности, когда требуются усиленные средства на организацию широковещания? А целый ряд губерний, в особенности в Сибири; ряд республик (Средняя Азия) черпают средства для радиовещания лишь из местных источников. Нужно возможно скорее провести положение, чтобы целевые и абонементные сборы распределялись по республикам и областям не по усмотрению, не в порядке договоров "Радиопередачи" с местами, а по обязанности направлять для каждой республики, области определенный процент с общей суммы сборов. Это не только создаст устойчивость в постановке широковещательной работы, хотя бы в скромных размерах, но и заставит искать способов, удешевляющих проведение широковещания в Союзе — регулярный, а не случайный обмен программами, большая компактность передач, более экономное расходование времени и энергии за счет улучшения качества передаваемого.

Мы имеем огромной силы техническое средство, непрерывно и быстро растущее, совершенствующееся. Мы должны иметь и технически совершенный аппарат широковещания, должны иметь четкий перспективный план его организации и работы.


Hosted by uCoz