«Въ неослабномъ попеченiи о благѣ столь близкаго сердцу Нашему Отечества, Мы давно сознали, что обильное дарами природы, но раздѣленное огромными пространствами, оно нуждается особенно въ удобныхъ сообщенiяхъ. Сознанiе это вящше утвердилось среди личныхъ занятiй, возложенныхъ на Насъ еще съ 1842 года блаженныя памяти Родителемъ Нашимъ, по предсѣдательству Комитета желѣзныхъ дорогъ, въ коемъ обсуждены сооруженiе С.-Петербурго-Московской желѣзной дороги и разныя предположенiя по другимъ путямъ сего рода. Самое сооруженiе этой дороги, столь справедливо называемой нынѣ Николаевскою, выразило еще осязательнѣе всю пользу для Нашей родины сего новаго способа сообщенiй, всю необходимость его какъ для мирнаго, такъ и для военнаго времени; и желѣзныя дороги, въ надобности коихъ были у многихъ сомнѣнiя еще за десять лѣтъ, признаны нынѣ всѣми сословiями необходимостью для Имперiи, и содѣлались потребностью народною, желанiемъ общимъ, настоятельнымъ. Въ семъ глубокомъ убѣжденiи, Мы, вслѣдъ за первымъ прекращенiемъ военныхъ дѣйствiй, повелѣли озаботиться о средствахъ къ лучшему удовлетворенiю этой неотложной потребности. Внимательное обсужденiе указало, что для удобства и скорости лучше обратиться, по примѣру всѣхъ другихъ странъ, предпочтительно къ промышленности частной, какъ отечественной, такъ и иностранной; къ послѣдней и въ томъ вниманiи, чтобы воспользоваться значительною опытностью, прiобрѣтенною при устройствѣ многихъ тысячъ верстъ желѣзныхъ дорогъ на Западѣ Европы. На сихъ началахъ вызваны, сдѣланы, соображены разныя предложенiя, и по надлежащемъ разсмотрѣнiи дѣла въ Комитетѣ министровъ, и обсужденiи имъ онаго въ личномъ присутствiи Нашемъ, признаны единогласно лучшими и Нами утверждены условiя, предложенныя обществомъ капиталистовъ русскихъ и иностранныхъ, въ главѣ коихъ Нашъ банкиръ баронъ Штиглицъ. Условiями сими общество это обязуется: на свой счетъ и страхъ устроить въ теченiе десяти лѣтъ и потомъ содержать въ теченiе осьмидесяти пяти лѣтъ указанную ему сѣть около четырехъ тысячъ верстъ желѣзныхъ дорогъ, съ однимъ лишь ручательствомъ Правительства за вырученiе пяти процентовъ съ опредѣленныхъ на сооруженiе суммъ, и съ тѣмъ, что по минованiи означенныхъ сроковъ, вся сѣть обращается безплатно въ принадлежность казны. На этихъ основанiяхъ Правительство, избѣгая необходимости пожертвованiй значительныхъ и неотложныхъ, возможетъ силою одного лишь довѣрiя къ строгой точности, съ коею постоянно, даже среди тяжкихъ годинъ отечественныхъ войнъ, оно выполняло свои долговыя обязанности, — достигнуть сооруженiя первой сѣти желѣзныхъ дорогъ русскихъ. Сѣть эта будеть простираться: отъ С.-Петербуга до Варшавы и Прусской границы, отъ Москвы до Нижняго-Новагорода, отъ Москвы чрезъ Курскъ и низовье Днепра до Ѳеодосiи, и отъ Курска или Орла чрезъ Динабургъ до Либавы, — и такимъ образомъ, непрерывнымъ чрезъ двадцать шесть губернiй желѣзнымъ путемъ, соединятся взаимно: три столицы, главныя судоходныя рѣки наши, средоточiе хлѣбныхъ нашихъ избытковъ, и два порта на Черномъ и Балтiйскомъ моряхъ, почти весь годъ доступные; облегчится симъ образомъ вывозъ заграничный, обезпечится провозъ и продовольствiе внутреннiе. Приступая, съ твердымъ упованiемъ на благодать Всевышняго, къ столь обширному и благотворному предпрiятiю народному, Мы призываемъ всѣхъ вѣрноподанныхъ Нашихъ къ усердному и добросовѣстному содѣйствiю въ выполненiи онаго, и повелѣваемъ: прилагаемые при семъ: 1. Положенiе объ основныхъ условiяхъ для сооруженiя первой сѣти желѣзныхъ дорогъ въ Россiи и 2. Уставъ образовавшагося для этого сооруженiя, Главнаго Общества Желѣзныхъ Дорогъ Русскихъ, привесть въ исполненiе. Правительствующiй Сенатъ не оставитъ учинитъ надлежащее къ сему распоряженiе.»
§ 1. Нижепоименнованныя лица: 1) с.-петербургскiе банкиры — Штиглицъ и Комп., 2) варшавскiй банкиръ — С. А. Френкель, 3) лондонскiе банкиры — братья Берингъ и Комп., 4) парижскiе банкиры — Готтингеръ и Комп., 5) лондонскiй банкиръ — Ѳома Берингъ, въ качествѣ довѣреннаго отъ имени Гопе и Комп. — банкировъ амстердамскихъ, 6) Iсакiй Перейръ — директоръ Компанiи желѣзной дороги изъ Парижа въ Лiонъ, и Августъ Турнейсенъ — директоръ Компанiи западныхъ желѣзныхъ дорогъ Францiи, какъ отъ своего имени, такъ и по довѣренности отъ берлинскихъ банкировъ — Мендельсона и Комп., Эмилiя Перейра, — предсѣдателя Совѣта Управленiя южныхъ желѣзныхъ дорогъ Францiи и канала гароннскаго, парижскихъ банкировъ — Б. Л. Фульда и Фульдъ-Оппенгейма, парижскихъ банкировъ — братьевъ Маллетъ, парижскаго банкира — барона Селлiера: парижскаго банкира, — И. И. Урибарена, парижскихъ банкировъ — Дезаръ-Мюссара и Комп., Адольфа Эйхталя — предсѣдателя Главной Морской Компанiи, во Францiи, и парижскихъ капиталистовъ Фридриха Гринингера и Казимира Сальвадора) — обязываются устроить, на собственный счетъ и страхъ, сѣть желѣзныхъ дорогь, состоящую изъ нижеслѣдующихъ линiй: 1. Линiя отъ С.-Петербурга до Варшавы, по утвержденному Правительствомъ начертанiю и проекту, нынѣ исполняемому, за изъятiемъ тѣхъ измѣненiй, которыя въ послѣдствiи разрѣшены быть могутъ Правительствомъ по предложенiю Общества. 2. Вѣтвь, соединяющая С.-Петербурго-Варшавскую Желѣзную Дорогу съ прусскою границею, на Кенигсбергъ, въ точкѣ, Правительствомъ опредѣленной. 3. Линiя отъ Москвы до Ѳеодосiи, направленная чрезъ города: Тулу, Орелъ, Курскъ и Харьковъ, или вблизи оныхъ, соединенная непосредственно или помощiю вѣтви съ низовьемъ Днѣпра, и затѣмъ проходящая между Перекопомъ и Геничами. 4. Линiя, отдѣляющаяся оть Московско-Ѳеодоскiйской дороги около Курска или Орла, и ведущая чрезъ Динабургъ къ Либавскому, въ Курляндiи порту, устройство коего Правительство обязывается довершить до времени окончанiя постройки желѣзной дороги отъ Динабурга въ Либаву. 5. Линiя изъ Москвы въ Нижнiй-Новгородъ, окончательное начертанiе которой, равно какъ и всѣхъ предшествующихъ линiй, подлежитъ утвержденiю Правительства, по предложенiю Общества. Учредителямъ предоставляется право, связать вышеупомянутыя линiи, въ С.-Петербургѣ и въ Москвѣ съ желѣзною дорогою, соединяющею эти двѣ столицы.
— § 2. Вмѣстѣ съ уступкою С.-Петербурго-Варшавской желѣзной дороги, Правительство передаетъ Обществу: земли, подъ дорогу сiю отшедшiя, всѣ земляныя и другия работы и сооруженiя оной, все нижнее и верхнее строенiе ея съ ихъ принадлежностями движимыми и недвижимыми, какъ то: станцiонными зданiями, мѣстами нагрузки и выгрузки, сооруженiями въ мѣстахъ прибытiя и отхода поѣздовъ, сторожевыми домами и будками, подвижнымъ составомъ, запасами топлива и другихъ матерiяловъ, постоянными и подвижными машинами, паровозами, вагонами, инструментами, въ томъ количествѣ и состоянiи, въ какомъ оные находиться будутъ при передачѣ дороги Обществу, и ничего изъ того не выключая. Учредители вступаютъ во всѣ права и обязанности Правительства, относительно всѣхъ условiй, симъ послѣднимъ заключенныхъ съ подрядчиками работъ, поставщиками матерiяловъ и строителями вагоновъ, какъ для устройства дороги, такъ и для движенiя по оной. Ко времени совершенiя передачи дороги имѣютъ быть составлены и обѣими сторонами утверждены точныя описи всѣмъ предметамъ и договорамъ, силою настоящихъ условiй Обществу передаваемымъ. Правительство кромѣ того выдаетъ учредителямъ всѣ относящiеся до желѣзныхъ дорогъ, поименованныхъ въ пунктѣ 1, чертежи, записки и свѣдѣнiя, которыя могли бы быть полезными для Общества.
— § 3. Учредители обязываются начать работы не далѣе одного года по подписанiи Именнаго Указа объ утвержденiи настоящихъ условiй, и затѣмъ вести работы сiи такъ, чтобы окончить желѣзныхъ дорогъ не менѣе трехъ сотъ верстъ къ исходу третьяго года и не менѣе тысячи верстъ къ исходу пятаго года, а всю вообще сѣть оныхъ кончить совершенно въ десять лѣтъ, со дня подписанiя вышеупомянутаго Указа. Всѣ работы должны быть исполнены согласно окончательнымъ начертанiямъ и планамъ, составленнымъ учредителями, и утвержденнымъ Главноуправляющимъ Путями Сообщенiя и Публичными Зданiями. Земляное полотно и мостовыя сооруженiя имѣютъ быть устроены на всемъ протяженiи для двойнаго желѣзнаго пути; но Обществу предоставляется право открыть движенiе съ однимъ путемъ, при достаточномъ только количествѣ разъѣздовъ, именно такъ, чтобъ они составляли въ совокупности не менѣе одной пятой части полнаго протяженiя. Въ послѣдствiи однако Правительство можетъ, если признаетъ нужнымъ, требовать постепеннаго устава втораго пути на всѣхъ тѣхъ отдѣленiяхъ или участкахъ дороги, на которыхъ годичный валовой доходъ достигъ девяти тысячъ р. сер. съ версты. Ширина колеи желѣзнаго пути должна быть та же, что на С.-Петербурго-Московской Дорогѣ. За исключенiемъ особыхъ случаевъ, разрѣшаемыхъ Главноуправляющимъ Путями Сообщенiя и Публичными 3данiями, наибольшiй подъемъ или уклонъ дороги допускается въ восемь тысячныхъ, а наименьшiй радiусъ кривизны дороги триста сажень.
— § 4. Учредители обязаны въ обезпеченiе надлежащаго сооруженiя предоставленныхъ имъ линiй желѣзныхъ дорогъ, вносить въ видѣ залога Правительству Россiйскому, по мѣрѣ выпуска акцiй или облигацiй, предназначенныхъ для постепеннаго образованiя общественнаго капитала, и въ теченiе мѣсяца таковыхъ выпусковъ, пять процентовъ съ нарицательнаго капитала перваго выпуска и по пяти процентовъ съ суммъ, которыя назначены будутъ къ дѣйствительному вносу при послѣдующихъ выпускахъ. Какъ первый выпускъ назначается въ семьдесятъ пять миллiоновъ р. сер., или триста миллiоновъ франковъ, то пяти-процентный залогъ съ этой суммы долженъ, не далѣе одного мѣсяца по воспослѣдованiи Именнаго Указа объ учрежденiи Общества, быть внесенъ наличными деньгами или билетами Государственной Коммиссiи Погашенiя Долговъ. Часть однако сего залога, пропорцiональная подпискѣ, во Францiи состоявшейся, можетъ быть внесена Французскими государственными рентами. По мѣрѣ производства работъ, Общество имѣетъ право получать обратно десятую часть отработаннаго имъ залога, и такимъ образомь каждый разъ, какъ Общество выполнитъ работъ на сумму семи съ половиною миллiоновъ р. сер., ему возвращаются триста семьдесять пять тысячъ р. сер. изъ его залога. Впрочемъ удерживаемый залогъ не можетъ ни въ какомъ случаѣ быть менѣе трехъ миллiоновъ рублей серебромъ, до окончательнаго открытiя всѣхъ разрѣшенныхъ симъ положенiемъ линiй.
— § 5. Обществу предоставляется полное и совершенное на собственный исключительный его счетъ и страхъ право пользованiя разрѣшенными оному желѣзными дорогами вь продолженiе осьмидесяти пяти лѣтъ, со дня истеченiя десятилѣтняго срока, назначеннаго для окончанiя работъ, или же — впредь до выкупа дорогъ, предоставленнаго Правительству нижеслѣдующимъ § 9. При этомъ Общество подчиняется точному соблюденiю всѣхъ опредѣляемыхъ симъ положенiемъ условiй и вообще законовъ и постановленiй русскихъ.
— § 6. Въ обезпеченiе интересовъ и погашенiя употребленнаго капитала, правительство даруетъ обществу ручательство пяти процентовъ чистаго въ годъ дохода сь суммъ нижепоказанныхъ. Для примѣненiя этого ручательства, сѣть дорогъ раздѣляется на отдѣленiя слѣдующимъ образомъ: С.-Петербурго-Варшавская линiя — на два отдѣленiя: 1) Отъ С.-Петербурга до Вильны или Ковно, и 2) отъ Вильны или Ковно до Варшавы и прусской границы. Московско-Ѳеодоссiйская линiя — на два отдѣленiя: 1) Отъ Москвы до Курска, и 2) отъ Курска до Ѳодосiи. Орловско или Курско-Либавская линiя — на два отдѣеленiя: 1) Отъ Орла или Курска до Динабурга, и 2) отъ Динабурга до Либавы. Московско-Нижегородская линiя — одно отдѣленiе. Ручательство Правительства присвояется особо каждому изъ сихъ отдѣленiй, и начинается для каждаго изъ нихъ со дня открытiя на немъ полнаго движенiя. Впрочемъ ручательство это применяется къ совокупности всей сѣти, для чего доходы всѣхъ линiй принимается въ одинъ общiй разсчетъ. Ручательство имѣетъ продолжаться до истеченiя указаннаго въ предыдущемъ § 5 срока осьмидесяти-пяти-лѣтняго или до выкупа дорогъ Правительствомъ. Ручательство для линiи С.-Петербурго-Варшавской исчисляется на капиталъ осьмидесяти пяти миллiоновь р. сер. Для вѣтви, идущей на прусскую границу къ Кенигсбергу, капиталъ, на который даруется Правительствомъ ручательство, опредѣлится по дѣйствительному протяженiю этой вѣтви, и среднему на каждую версту расходу шестидесяти девяти тысячъ руб. сереб. Наконецъ для линiй: отъ Москвы до Ѳеодосiи, отъ Курска или Орла до Либавы, и отъ Москвы до Нижняго-Новагорода, основный капиталъ, съ котораго правительство обезпечиваетъ интересы и погашенiе ручательствомъ 5%, опредѣлится также сообразно дѣйствительному протяженiю каждой линiи, но съ уменьшенiемъ средней стоимости версты до шестидесяти двухъ тысячъ пяти сотъ рублей серебромъ. Сумма, обезпечиваемая Правительствомъ особо по каждому отдѣленiю, опредѣлится пропорцiонально его протяженiю.
— § 7. Въ случаѣ если бы правительству пришлось дополнить изъ казны вышеупомянутые пять процентовъ, то на возмѣщенiе таковой издержки онаго обращается потомъ вся часть чистаго дохода Общества, превышающая пять процентовъ. Уплата эта прекращается, коль скоро Правительству возмѣщены будутъ сполна всѣ суммы, выданныя Обществу изъ казны съ присовокупленiемъ на оныя простыхъ процентовъ по четыре на сто въ годъ.
— § 8. Когда чистый доходъ собственно С.-Петербурго-Варшавской желѣзной дороги вмѣстѣ съ вѣтвью ея къ прусской границѣ превзойдетъ пять процентовъ, обезпеченные Правительствомъ по этой линiи и вѣтви, тогда половина такого излишка отдѣлится въ пользу Правительства до совершенной уплаты, безъ процентовъ, восемнадцати миллiоновъ р. сер., опредѣляемыхъ оптомъ за расходы Правительства на означенную дорогу. При этомъ однако общее ручательство Правительства, установленное § 6, остается неизмѣннымъ. Для ясности разсчетовъ ведена будеть особая отчетность о расходахъ и выручкахъ по движенiю означенной линiи.
— § 9. По истеченiи первыхъ двадцати лѣтъ со дня окончанiя десяти-годоваго срока, опредѣленнаго (§ 3) на выполненiе работъ, Правительство имѣетъ во всякое время право на выкупъ всей сѣти разрѣшаемыхъ имъ нынѣ желѣзныхъ дорогъ. Для опредѣленiя цѣны выкупа принимается совокупность чистыхъ доходовъ всей сѣти за семь предшествующихъ сему выкупу лѣтъ; изъ суммы этой вычитается итогъ чистыхъ доходовъ двухъ наиболѣе прибыльныхъ годовъ, и за тѣмъ выводится среднiй, чистый годовой доходъ остальныхъ пяти лѣтъ. Выведенный такимъ образомъ средний доходъ, Пра-
(1)
(1)
(стр. 201.)