Современная Летопись, Т. 7, кн. 2, 1857 год. Живописец Крюгер.

"Современная Летопись", Т.7, январь 1857 год, стр. 145-146

НЕКРОЛОГЪ.
Живописецъ Крюгеръ

21-го января н. ст. скончался въ Берлинѣ Францъ Крюгеръ, профессоръ живописи въ академiи художествъ, и у насъ въ Россiи очень хорошо извѣстный своими превосходными и многочисленными портретами покойнаго Государя Императора Николая Павловича. Онъ умеръ послѣ трехъ-недѣльной, весьма тяжкой болѣзни, которую получилъ вслѣдствiе простуды на охотѣ, любимомъ своемъ развлеченiи. Хотя Крюгеръ, занимавшiй почетное мѣсто въ мiрѣ художниковъ, и слѣдовалъ одностороннему направленiю въ искусствѣ, но въ этомъ направленiи онъ достигъ до высокаго совершенства. Еще въ ранней юности (онъ умерь 60 лѣтъ отъ роду) отличался онъ необыкновенно-талантливымъ рисованiемъ портретовь. Въ особенности удавались ему мужскiе портреты. Онъ работалъ притомъ съ необыкновенною скоростью, получалъ высокую цѣну за свои работы и вскорѣ разбогатѣлъ. Потомъ занялся онъ изображенiемъ сценъ изъ охотничьей и военной жизни, въ которыхъ его исполненныя жизни лошади доставили ему высокую художническую славу. Наконецъ, онъ поставилъ себѣ главною задачею слить свое прежнее направленiе съ послѣднимъ. Онъ сталъ самымъ знаменитымъ военнымъ портретистомъ. Онъ писалъ портреты коронованныхъ лицъ, знаменитыхъ полководцевъ и генераловъ, большею частiю въ настоящую величину, иногда во весь ростъ, и, по возможности, на конѣ, съ многочисленною военною свитою. Ему платились огромныя цѣны, которыя доходили до десяти и двадцати тысячъ рублей серебромъ. За то и картины были огромныхъ размѣровъ. Одна изъ знаменитѣйшихъ его картинъ этого рода была «Парадъ при прусскомъ королѣ Фридрихѣ Вильгельмѣ III». Онъ умѣлъ придать этому непоэтическому сюжету величайшую живость и необыкновенно-живописный эффектъ. Кромѣ своихъ достоинствъ, эта картина имѣетъ еще историческiй интересъ: на огромномъ полотнѣ изображены, кромѣ короля, принцевъ, генераловъ и т. д. (всѣ въ натуральную величину и верхомъ), огромная толпа зрителей, въ числѣ которыхъ находится около 300 портретовъ извѣстнѣйшихъ ученыхъ, художниковъ и другихъ знаменитостей Берлина. Нѣкоторые изъ этихъ портретовъ, напримѣръ Паганини, Генрiетты Зонтагъ, Гумбольдта и т. д., превосходны. Художникъ исполнилъ свою задачу съ такимъ прилежанiемъ и совѣстливостью, что бралъ сеансы со всѣхъ вышеназванныхъ лицъ. Въ подобной же гигантской картинѣ написалъ онъ церемонiю присяги нынѣшнему прусскому королю, гдѣ также изображены портретно нѣсколько сотъ зрителей. Для подобныхъ художественныхъ задачъ профессоръ Крюгеръ былъ нѣсколько разъ приглашаемъ въ С.-Петербургъ. Въ Петербургѣ, въ кабинетахъ нашихъ богатыхъ аристократическихъ фамилiй, есть много превосходныхъ портретовъ работы этого художника. Онъ оставилъ большое собранiе драгоцѣнныхъ вещей, — все подарки отъ высокихъ особъ. Его богатству соотвѣтствовало и его хлѣбосольство. Домъ его былъ всегда сборищемъ знаменитыхъ живописцевъ всѣхъ странъ, посѣщавшихъ Берлинъ. У него были отличнѣйшiя лошади, служившiя ему моделями и прекраснѣйшiя охотничьи собаки. Королевская опера въ Берлинѣ занимала ихъ у него, когда нужно было представить великолѣпный охотничiй цугъ. До конца жизни своей онъ былъ необыкновенно прилеженъ, хотя въ послѣднiе годы мало выставлялъ. Картины его, несмотря иногда на сухость предмета, отличаются генiяльною живостью, кисть — необыкновенною легкостью. Онъ весьма характеристично схватывалъ свой предметъ. Многiя изъ его картинъ пользовались въ Германiи большою популярностiю, благодаря гравюрѣ и литографiи.