"Советское Фото", №1, апрель 1926 год, стр. 5-6

ФОТОГРАФ-КРАЕВЕД

Роль фото-любителя в изучении края

Все изменчиво в природе, в этой никогда не отдыхающей, постоянно работающей грандиозной фабрике. Одни явления протекают с молниеносной быстротой, не всегда даже замечаемые нами, другие — тише, третьи — так медленно, что только в продолжение годов, а то и веков, возможно заметить в них перемены.

Природа — жизнь, она — движение, нарождение новых форм, новых сочетаний, каждый раз других, неожиданных, часто неизвестных нам картин. Как же изучать эти непрерывные изменения, то протекающие в секундах, то растянутые на несколько человеческих жизней? Много изобретательности, огромного труда, кропотливой работы приходилось затратить исследователям, чтобы приспособиться к изучению окружающего нас мира, расчленить протекающие в нем явления на составные части, ускорить одни, замедлить другие, накопить из года в год, из десятилетия в десятилетия наблюдаемый материал, чтобы потом составить представление о природе и ее богатствах и использовать их надлежащим образом для нужд человека.

Теперь, с развитием фотографии, когда она стала доступной каждому, методы изучения природы и человека значительно упростились. Фотографическая пластинка бесстрастно и точно запечатлевает все, фотографическая камера создает бесспорный документ, навсегда остающийся в нашем распоряжении и дающий возможность изучать закрепленное им явление как угодно долго, сравнивать с другими, полученными через года, десятилетия, или с такими же работами других исследователей. На пластинке удается закрепить явление, очень быстро протекающее, или последовательные этапы форм, развивающихся чрезвычайно медленно. Это при накоплении снимков дает возможность с простотой, одним взглядом на последовательные отпечатки, определить путь развития медленно протекающего процесса. Наконец, фотография дает полную возможность зафиксировать и то, чего глаз наблюдателя не в силах рассмотреть или за дальностью расстояния, или за слабостью об'екта (малая яркость), или, наконец, из-за его микроскопичности. Телескоп, длинная экспозиция и микроскоп с легкостью решают эти задачи в соединении с фотографическим аппаратом.

Фотография — одно из гениальнейших изобретений, принесших неисчислимую пользу материальной культуре человека. Советский Союз огромен, изучение его — насущнейшая задача сегодняшнего дня, очередной вопрос строительства. Чем интенсивнее, полнее будут изучены условия существования, природные богатства, изменчивость и возможности различных уголков СССР, народы, их населяющие, — тем успешнее, полнее мы сможем использовать то, что природа так щедро разбросала по огромной территории Союза. А мы не можем похвастаться знанием его, то и дело мы "неожиданно" натыкаемся на явления и блага, нам до сих пор неизвестные... И тут вдумчивому, серьезному фотографу-краеведу, — огромное поле для нужной, плодотворной работы.

Повторяем, вдумчивость в деятельности краеведческой фотографии исключает любовь наших фотографов к "щелканью" затвором. Нужно ясно поставить себе цель, разработать программу и систематически, кропотливо ее осуществлять. Только тогда польза этой работы скоро станет очевидной самому работнику.

Оба снимка сделаны с одного и того же места. Сами по себе они скучны и неинтересны, но все их значение выявляется, как только под ними будут указаны даты с'емки: снимки произведены 12 и 18 апреля 1925 г. и представляют собой характеристику наступления весны в Ленинградской губернии. Посмотрите, как изменился вид в одну неделю! Если бы удалось делать такие снимки в течение десятилетий—этот документ с фенологической точки зрения стал бы неоценимым.

Охотьтесь не с ружьем, а с камерой! И эта охота не менее, если не более, увлекательна, чем ружейная. Вы накопите альбомы, характеризующие разные стороны жизни края: виды ее флоры, общие и отдельные экземпляры; представителей фауны, их нравы и жизнь; обычаи и типы населения; архитектурные особенности края, его геологическое строение и проч. Материалы эти неоценимы для нашей Академии Наук, для изучения страны, так мало еще нами познанной.

Краевед изучает, описывает край, наблюдает, записывает свои наблюдения. Но как слабо перо по сравнению со снимком, с картиной! И как сильно описание, дополненное иллюстрациями — документами вашей камеры.

Снимки иллюстрируют образ жизни насекомых: три этапа выхода стрекозы из личинки. Эта работа несколько сложней предыдущей: надо уловить момент, быстро, не пугая насекомое, менять пластинки; зато дает полное представление о первых шагах стрекозиной жизни.

Собирайте гербарий растений края, но дайте и общий вид тех полей, перелесков, где они произрастают. Копите коллекцию бабочек родных вам мест, но постарайтесь снять, добейтесь снимка бабочки в ее естественной обстановке, на цветке, сосущей пыльцу. Ваша коллекция шкурок, черепов и скелетов будет неоценима, если вы добудете в дополнение к ней и снимки представленных в ней зверков и птиц, характеризующие их нравы, обычаи, образ жизни.

Исполнение этих задач — не просто: оно требует выдержки, сноровки, многих проб и неудач, различных комбинирований — иногда телеоб'ектива, иногда спуска затвора с большого расстояния, требует изучения и знания местности, нравов фотографируемых животных. Но эта охота увлекательна, а польза приносимая ею — громадна. Мы говорим — "не просто", но должны оговориться: тому, кто вдумается в эту работу, она покажется более чем простой.

Работая из года в год, он втянется в работу, давая необходимый для изучения края материал.

Заинтересуйтесь задачей, не пугайтесь неудач; на страницах нашего журнала вы найдете достаточную помощь в систематических конкретных указаниях, как фотографировать в целях изучения края, как разработать программу, приспособить аппарат, систематизировать и изучать снимки.

Не щелкайте затвором зря, ищите смысл и цель своей работы.

С. Баранов


Hosted by uCoz