"Советское Фото", №1, апрель 1926 год, стр. 7

ФОТОГРАФИЯ НА СЛУЖБЕ У СТЕНГАЗЕТЫ

"Советское Фото" обращает внимание читателей на статью редактора журнала "Рабоче-Крестьянский Корреспондент" тов. А. Н. Зуева, раскрывающего широчайшее поле для применения сил многочисленных фотографов-любителей.

СТЕННАЯ газета — наглядная газета. Чем больше в ней рисунков, карикатур, заставок и концовок, тем она выглядит живее, интереснее и скорее привлекает к себе внимание.

На выставках стенных газет уже установилась практика — в оценке достоинств газеты ставить на одно из первых мест ее внешние качества. Это вполне понятно. Стенная газета рассчитана на низового читателя, почти не читающего никаких других газет, не имеющего привычки к чтению, часто малограмотного. Чтобы привлечь внимание такого читателя, необходимо сделать газету яркой, изобразительной. Этому лучше всего помогают рисунки.

Но для рисунков нужны художники, хотя бы получившие самую элементарную подготовку. А таких по нашим фабрикам, и в особенности по деревням, мало. Нередко наши заводские стенгазетчики в этих случаях прибегают к помощи художников, ничего общего с заводом не имеющих. Помимо того, что это стоит денег, подобные "заказы" почти всегда задерживают выход газеты. Мы уже не говорим о том, насколько эти рисунки, иногда затейливая, сложная роспись всего номера вдоль и поперек, отвечают вкусам заводского читателя.

Понятно еще, если вся рисуночная часть в стенгазете выполняется заводскими художниками (чаще из кружков Изо). По крайней мере, здесь меньше будет различных "изысков", больше понимания своих задач, наконец, это естественное приложение сил для начинающих заводских художников.

Но на ряду с этим, до известной степени кустарным, способом оживления газеты должна получить широкое применение и фотография. Кое-где она уже завоевала место на страницах стенгазет.

Правда, дело пока ограничивается наклейкой снимков, изображающих различные торжественные моменты (собрания, митинги, демонстрации и т. д.) из жизни завода. В деревнях же чаще всего пользуются вырезками из журналов, знакомящих крестьян с жизнью города.

А, ведь, при умелом использовании фотографии дело можно было бы развернуть гораздо шире.

У нас почти повсеместно установился обычай "фиксировать" всякие торжества и значительные моменты из жизни завода (открытие клуба, столовой, принятие шефства, чествование героев труда, октябрины, маевки и т. д). Подобных снимков вы не мало увидите на стенах рабочих клубов. Иногда таким образом составляются целые альбомы.

Кто же делает эти снимки? Иногда — приглашенный фотограф-профессионал, чаще же — свой любитель.

Поезжайте в любой праздничный денек куда-нибудь на Воробьевы Горы: вы всюду увидите эти чинно усевшиеся "группы", завороженные открывшимся зрачком об'ектива, напряженно подобравшие губы, чтобы не засмеяться, вытаращившие глаза, чтобы не мигнуть.

Сниматься у нас любят, но беда в том, что ни снимать, ни сниматься не умеют. Пересмотрите все эти кучи снимков: как деревянно выходят все эти группы, насколько не удаются в особенности бытовые снимки.

И здесь, нам кажется, — главная причина того, что снимки мало используются в стенгазетах. Неинтересно! Не умеют "подать". И здесь одинаково слабы и профессионал-фотограф, и любитель. И еще больше виноваты сами снимающиеся, торопливо причесывающиеся, "освежающие" языком губы, не знающие, куда девать руки и ноги.

Фотография—прекрасное средство оживления стенгазеты. Скажем, вопрос о шефстве. Лучше всяких статей фотографический снимок покажет крестьянину дальней деревушки его заводского шефа во всем его об'еме, со всеми деталями. И наоборот: завод будет знать своих подшефных крестьян, их житье-бытье. Фотография не прикрасит, не соврет. Но нужно уметь сделать снимки живыми, интересными каждому.

Без этого основного условия фотография вряд ли привьется в стенгазетах.

Необходимо как-то взяться за обучение фотографическому искусству многочисленного, распыленного по заводам и деревням "любителя". Стенгазетчики, имеющие под рукой таких любителей, должны подумать над тем, как они смогли бы использовать их для своей "стенки". Нужно научить любителя схватывать злободневные, острые моменты из жизни завода и деревни "по-газетному", чтобы, если не заменить заметку рабкора или селькора целиком (что иногда бывает возможно), то хотя бы оживить ее, зрительно дополнить. Без этого помещать снимок в стенгазете не имеет смысла.

Возьмем, например, общие собрания. У нас обычно принято снимать ничего не говорящий "общий вид". Гораздо лучше выделить характерную деталь: скажем, если собрание прошло скучно — заснять группу дремлющих слушателей, или пробирающихся к выходу, или читающих газеты. Выйдет остро, занимательно, а кое для кого и поучительно. Это называется сделать снимок по-газетному.

Этому делу нужно учиться*). Кружки при стенгазетах должны поставить этот вопрос в порядок дня своей работы.

На ряду с этим следует подумать и над решением другой задачи: о возможном удешевлении фотоматериалов для стенгазетчиков, ибо бюджет стенной газеты часто ограничивается несколькими рублями. Для многих стенгазет, в особенности в деревне, фото-снимки явятся непозволительной роскошью.

На некоторых предприятиях своевременно приступить к организации кружков фото-любителей. Это будет лучшим способом решения всех поставленных выше вопросов. Необходимо лишь связать работу таких фото-кружков с работой кружков рабкоров на предприятиях.

Предлагаем обсудить все эти вопросы на страницах "Советского Фото".

А. Зуев


*) Примечание редакции. К вопросу о том, "Как снимать", "Советское Фото" вернется еще не раз.


Hosted by uCoz