Ограничение импорта фотографических товаров делает организацию собственной советской фото-промышленности вопросом первостепенной важности для советской фотографии. Давая место статье тов. Хаминского, редакция выражает надежду, что и другие хозяйственники, близко стоящие к руководству нашей фото-промышленностью, выскажутся на эту тему.
РАЗВИТИЕ хозяйственной жизни страны ставит перед нами очередную задачу восстановления и расширения фото-промышленности в части фото-пластинок, фото-химикалий, фото-бумаги, аппаратуры и т. д.
Что собой представляет в настоящее время фото-промышленность в СССР?
Главные фабрики, производящие фото-пластинки, находятся в Москве; оборудование фабрик — старое, в смысле техническом оставляет желать многого и требует дооборудования. Пропускная способность этих фабрик — от 150.000 до 200.000 дюжин в месяц. Все же и при этом оборудовании можно достичь положительных результатов при условии, что фото-промышленность поставит перед собою очередную задачу — дать доброкачественную продукцию.
Ни в одной области так чутко не реагирует потребитель на отсутствие качества, как в области фото-химической. Потребитель в праве требовать качества, так как фотография соприкасается с целым рядом работ государственного значения, не говоря уже о том, что интерес к фотографическому искусству пробудился с особой силой в деревне и среди рабочих.
Получаемые нами письма из деревень, фабрик, заводов, где организованы фото-кружки, говорят за то, что фото-промышленность должна и может стать промышленностью массового потребления. Фото-химическая промышленность может рассчитывать на развитие только в том случае, если будет обращено особое внимание на качество выпускаемой продукции.
Кроме того, существующая в настоящее время цена на фото-пластинки слишком высока для того, чтобы пластинки легко проникли в деревню. Раньше дюжина фото-пластинок любительского размера 9 × 12 см. стоила 65 к., в настоящее время — 1 р. 55 к.; профессионального размера 12 × 16½ см. раньше — 1 р. 10 к., а теперь — 3 р. 20 к. В довоенное время пластинки московских Фабрик "Ирис" и "Победа" удовлетворяли потребителя.
Поскольку имеются признаки развития интереса потребителя к фото-промышленности, постольку наши производственники должны учесть важность стоящей перед ними задачи.
Два главнейших фактора определяют условия развития нашей фото-промышленности: это качество и цена. Без качества нет фото-промышленности. Развитию производства фото-аппаратуры, которое находится в СССР в зачаточном состоянии, следует уделить особое внимание. Пробу сил в этом направлении делает Ленинградский оптический завод и Подольский оптический завод. Развитие производства фото-пластинок тесно связано с наличием в стране дешевой фото-аппаратуры и производства фото-бумаги, которая раньше в России не вырабатывалась. В настоящее время Госкино приступило к оборудованию фабрики фото-бумаги.
Лабораторные работы дали положительные результаты. Машины заказаны за-границей и весною должны прибыть для установки. Это отчасти утолит голод в фото-бумаге, но не сможет полностью покрыть всю потребность рынка.
Помимо основных продуктов фото-химической промышленности — пластинок, фото-аппаратуры, фото-бумаги, — имеется еще целый ряд предметов позитивного и негативного процессов, которые также могут у нас производиться.
При должном внимании со стороны учреждений, с коими фото-промышленность соприкасается, и при вдумчивом и хозяйственном отношении товарищей, работающих в советской фото-промышленности, развитие ее вполне достижимо.
Н. Хажинский