С'емка массового действия сверху дает полное представление о размерах происходящего.
Помещаемый ниже очерк является седьмым из серии в 10 элементарных очерков по фоторепортажу, предназначенных для фото-любителей, желающих заняться работой для журналов и газет1).
ВАЖНО не только, что именно снято, но и как снято.
При каждой с'емке приходится учитывать возможности взаимного расположения аппарата и снимаемых предметов, скорость движения последних и световые условия.
От позиции аппарата во время с'емки зависит компановка снимка. Одну и ту же тему можно заснять шаблонно и тускло, или ярко и интересно. Здесь многое — дело опыта и вкуса фотографа-журналиста. Изучайте лучшие образцы, смотрите, откуда и как они сняты, и старайтесь делать то же, что делают опытные фоторепортеры, но лучше, чем они.
Массовые шествия лучше всего снимать сверху, с высоты нескольких этажей. Бесполезно пытаться снять массовку с земли: результаты наверняка получатся мало удовлетворительные.
Пока фотограф, выбрав позицию, ожидает прохождения шествия, полезно заранее навести на фокус по матовому стеклу на предмет, находящийся на пути процессии, на мостовую, камень, столб, неподвижных зрителей.
Чтобы получить при с'емке уличных сцен все предметы, и близкие и удаленные, резкими, наводят на середину и в пределах возможности диафрагмируют. Так как при диафрагмировании усиление резкости идет скорее вглубь, то и наводить следует на предметы, стоящие несколько ближе середины. Обычно уличную жизнь снимают с установкой метров на 15. Сильное диафрагмирование не всегда допускается световыми условиями, и для получения наибольшей глубины резкости при незначительном диафрагмировании употребляют маленькие размеры аппаратов (4,5 × 6 и 6 × 9 см.) с короткими фокусными расстояниями об'ективов.
Хорошие результаты в некоторых случаях дает комбинированный снимок. Например, требуется снять стоящего на первом плане оратора и громадную толпу, слушающую его. Обычной с'емкой получить одновременную резкость того и другого не всегда возможно. Тогда делают один снимок, резко наводя на оратора, затем, с того же места, не сдвигая аппарат, снимают на второй пластинке, наводя резко на толпу, а отпечатки уже соединяют вместе, при чем из первого снимка берут оратора, а из второго толпу. Получается превосходный снимок, правдиво передающий натуру и резкий от первого до последнего плана. Этим приемом часто пользуются немцы и англичане.
При производственных с'емках, безразлично, делаются ли они для чисто журнальных целей или для рекламных, — производство должно быть показано на ходу, рабочие должны быть в естественных рабочих позах и заниматься каждый своим делом, а не смотреть в аппарат, опустив руки по швам. На чисто журнальных, не преследующих особых целей снимках должны находиться только непосредственно работающие; не следует допускать посторонних зрителей или примазавшихся к снимку — завов и т. п.
Внутри завода следует снять специальные машины или процессы работы, характерные именно для данного производства или чем-либо замечательные. Если снимают фабричные здания снаружи — следует оживить их выходящими из фабричных ворот рабочими. Вообще во всех случаях снимать нужно не одну мертвую установку — витрину, машину, а с людьми, рассматривающими ее или работающими на ней и не глядящими в аппарат. Люди должны быть всюду — в лесу, в столовой, у машин.
Симметрия в снимках допустима только как исключение. Вообще же ее следует избегать: виды улиц, рек, рельсы — снимать не с середины, а несколько сбоку. Прямой, "в лоб", фасадный вид здания почти всегда скучен и очень выигрывает, если снят сбоку.
Архитектурные снимки лучше делать при боковом освещении — снимки получаются рельефнее. Только белые мраморные памятники лучше снимать при мягком свете. В архитектурных и ландшафтных снимках не должно быть слишком много земли на переднем плане, или неба; излишки устраняются передвижением об'ективной доски или последующей обрезкой отпечатков.
Начинающие, при с'емках высоких зданий, не вмещающихся в поле зрения об'ектива при горизонтальном положении его, наклоняют аппарат вверх. От этого здания на снимке получаются кривыми, покосившимися и падающими. Нужно привыкнуть всегда держать камеру инстинктивно прямо.
Специальные стативные камеры допускают наклон об'ективной доски и матового стекла, обычные же ручные аппараты этого не позволяют, и их следует держать строго горизонтально. Если же высокое здание не вмещается в поле зрения аппарата, то следует подняться на крышу соседнего здания, или отойти подальше, или же прибегнуть к подниманию об'ективной доски.
Линия горизонта всегда должна итти параллельно верхнему краю пластинки, и вертикальные линии — параллельно боковым краям пластинки. Найти вертикаль можно по линиям построек, растущим вертикально деревьям, стоящим вертикально людям. Искривленные снимки, с неестественно наклоненной и перекошенной натурой, которыми наши журналы, к сожалению, изобилуют, производят неприятное впечатление, и их необходимо выравнивать последующей обрезкой отпечатков.
Если по световым условиям или другой какой причине движущиеся перед аппаратом прохожие и экипажи могут помешать архитектурной с'емке — можно, поставив маленькую диафрагму (еще, лучше вместе со светофильтром) и дав соответствующую выдержку в несколько десятков секунд, — получить снимок здания или памятника совершенно без людей, так как при длительной экспозиции движущиеся предметы на снимке не получатся. По этой же причине прохожие и проезжающие не выходят на ночных снимках.
Время экспозиции зависит от световых условий и в нашей широте колеблется от 1/500 до нескольких секунд. При не слишком быстро движущихся предметах не нужно гнаться за чрезмерной скоростью затвора, а снимать с наименьшей скоростью и наименьшей диафрагмой, допускаемыми условиями с'емки, что даст наибольшую резкость.
Уличные сцены снимают обычно с 1/100 секунды, спорт — с 1/500. Фото-репортер должен научиться определять наименьшую скорость, с которой можно снимать различно движущиеся предметы, чтобы они не вышли размазанными. Чем быстрее движется предмет и чем он ближе к аппарату — тем с большей скоростью следует его снимать.
Если световые условия не допускают слишком быстрой скорости или если предмет слишком быстро движется, — лучшие результаты получатся, если его снять издалека и затем увеличить, и при этом чем с большего расстояния предмет снят, тем резче он получится.
Кроме того, имеет большое значение направление движения предмета по отношению к аппарату. Наибольшая скорость требуется, если предмет движется прямо мимо аппарата. При движении его под углом в 45 градусов к аппарату — скорость допустима в 2 раза медленнее, а при движении прямо на аппарат — даже в 3 раза медленнее. Наиболее удобное и выгодное положение аппарата при с'емках быстрого движения — спортивных прыжков и т.п. — под углом в 45 градусов к направлению движения.
Иногда, если снять движущийся неодушевленный предмет — поезд, например — с соответствующей быстроте его движения скоростью затвора, то он выйдет на снимке резким, отчетливым и как бы неподвижным, движение его передано не будет. Поэтому в некоторых случаях, для достижения эффекта движения, снимают несколько медленнее, чем допустимо для резкого снимка. Движущийся автомобиль от этого получается смазанным в одну сторону, что дает полное впечатление быстрого движения: зритель чувствует, видит скорость.
При с'емках различных видов спорта полезно заснять известных спортсменов за упражнениями: это повышает ценность снимков.
Публика постепенно привыкла к фото-аппарату. Маленькие камеры (4,5 × 6 см.) вообще мало привлекают внимание. Но все же иногда для того, чтобы заснять наиболее естественные сцены, так, чтобы снимаемые не видели аппарата и не знали, что их снимают — аппарат маскируют. Способ маскировки аппарата применили для с'емки сцен уличной и базарной жизни Москвы "киноки" ("Кино-Глаз"), спрятавшие аппарат в палатку, которая обычно ставится на улицах для ремонта водопровода, и незаметно ловившие оттуда нужные им сцены.
Существуют аппараты в виде бинокля, и такие, которые при с'емке направлены в сторону от снимаемого. Однако, распространения они не получили и являются скорее забавными игрушками.
Европейскому фотографу-журналисту приходится прибегать и к более замысловатым приемам. Так, проживающий в Париже претендент на российский престол Николай Николаевич никак не поддавался фото-с'емке. Фотограф выследил время его ежедневных прогулок, но "его величество" постоянно окружала свита дюжих молодцов, прикрывавших его от аппарата и оттеснявших фотографа. Тогда предприимчивый фотограф сторговался с молочником, спрятался в его фургоне, остановившемся против дома Николая Николаевича, проделал в стенке фургона отверстие для об'ектива и преспокойно сделал ряд снимков с ничего не подозревавших белогвардейцев, проехав в фургоне несколько кварталов по пути их прогулки.
Разумеется, советским фотографам-журналистам в нормальных условиях подобными приемами пользоваться не приходится. Свою энергию и инициативу они целиком должны направить на техническое и художественное оформление снимков.
В. Микулин