"Советское Фото", №1, апрель 1926 год, стр. 31-32

О германской светосильной оптике

Наиболее "шумным" изобретением за эти годы было вычисление об'ективов Ф/2,0 и Ф/1,8, построенных Эрнеманом и названных "Эрностарами". Рисуют они крайне мягко, и изображения с трудом выдерживают увеличение. Наши любители должны иметь в виду, что заманчивые снимки, сделанные со скоростями от ¹/25 секунды и более при искусственном освещении, помимо светосилы об'ектива, требуют пластинок той колоссальной светочувствительности (Ультрарапид!), о которой мы пока что не смеем и мечтать, располагая лишь не то 64-мя, не то 78-ю градусами по Винну.

Тихо и без особой рекламы Гуго Мейер (Герлиц) построил лучший, в смысле резкости изображения, анастигмат — "Плазмат" Ф/2,0, резко кроющий пластинку и стоящий много дешевле нашумевшего Эрностара. Нужно сказать, что в Плазматах Гуго Мейера (Ф/2 до Ф/4,5) мы имеем великолепные шестилинзовые симметричные инструменты, не уступающие по своим качествам ни оптике Цейса, ни "Догмару" Герца. Об'ективы Мейера наравне с Зутеровскими чрезвычайно популярны за-границей.

Меньшую светосилу (Ф/2,7) имеют новые Тессары Цейса. Они рисуют резко и, по моему мнению, из новых светосильных об'ективов для универсальных с'емок должны считаться наилучшими. Цена их довольно высока. Такой инструмент для пластинки 9 × 12 в нормальной оправе стоит 125 руб.

Тессар Цейса Ф/3,5 есть неудачная комбинация (еще более неудачная, чем не изготовляющийся теперь "Унар"). Угол зрения его так мал, что инструмент с фокусным расстоянием в 21 см. кроет резко лишь 6 × 9 см., а с фокусом в 25 см. зарисовывает лишь 9 × 12 см. Этим об'ясняется то явление, что ни одна камера, не считая кинематографических, не снабжена этим об'ективом, а при желании иметь большую светосилу, чем 4,5 с доступным по цене об'ективом, все такие камеры имеют трехлинзовый "Триотар" Цейса. Ф/3,5. Этот последний довольно универсален, рисует резко и глубоко, не уступая другим трехлинзовым инструментом, за исключением, может быть, "Глаукара" Буша.

Популярный у нас Фохтлендер дал два великолепных об'ектива: "Гелиар 3,5" и "Гелиостигмат 2,5". Последний построен лишь с двумя фокусными расстояниями в 21 и 33½ сантиметра. Цена Гелиостигмата (анастигмат) так высока (около 450 руб.), что он недоступен нашим профессионалам и любителям, тем более, что в сравнительно недорогом "Гелиаре 3,5" мы имеем те же мягкость, пластику и гармоничность рисунка, а по моему мнению — даже большие.

Замечательный об'ектив построен Бушем; назван он по имени известного берлинского придворного фотографа "Никола Першайд-об'ективом". Я люблю им работать не только в области портретной фотографии, но и как видовым, дающим исключительные по художественности снимки. Характер его рисунка более всего напоминает удачные картины, сделанные Моноклем.

О камерах и оттенках пресловутой "Weichheit" я предполагаю говорить в следующем письме.

Д-р С. Коломойцев

ОТ РЕДАКЦИИ. По последним полученным нами сведениям, погоня оптиков за светосилой дала результаты, превышающие прошлогодний рекорд Ф/1,8. Так, Далльмейер выпустил "Кино-анастигмат" Ф/1,6, а Гуго Мейер — "Кино-Плазмат" даже... Ф/1,5.

Дальше, кажется, итти некуда.


Hosted by uCoz