СОВЕТСКОЕ ФОТО, №5, 1926 год. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕГАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

"Советское Фото", №5, август 1926 год, стр. 147-150

ХАРАКТЕРИСТИКА НЕГАТИВНОГО МАТЕРИАЛА

(Окончание)1)

ОБЫКНОВЕННЫЕ броможелатинные пластинки могут лежать несколько лет. Бывали случаи, что пластинки были годны к употреблению спустя 8, даже 10 лет после изготовления, но такие пластинки имеют сильную вуаль по краям. Без заметных изменений пластинки высокой чувствительности могут лежать один-два года, наивысшей чувствительности и ортохроматические начинают портиться (покрываться вуалью) уже через год. Относительно правил, обычно встречающихся на этикетах, как, например: "Хранить в сухом месте" и "Открывать при красном свете", заметим следующее.

Что касается первого пункта о хранении пластинок, то в этом отношении не приходится быть слишком щепетильным, кроме того, никто без нужды не выберет место для хранения своих пластинок в сыром помещении.

Ко второму же пункту нужно отнестись более серьезно. Все пластинки без исключения нельзя вынимать из коробки и обрабатывать при любом красном свете. Обыкновенные пластинки при правильном красном освещении темной комнаты вуалироваться не будут, т. к. они почти нечувствительны к красному свету, но с ортохроматическими и панхроматическими пластинками, с более или менее сильно выраженной чувствительностью к оранжевым и красным лучам, приходится быть очень осторожным. Соответственно этой отсутствующей и преобладающей чувствительности к красным лучам, фотограф должен приспособить к каждому сорту пластинок подходящее освещение темной комнаты. Это освещение должно быть приспособлено так, чтобы в темной комнате в любой момент можно было иметь темный и светлый красный свет. Но понятие о светлом или темном красном стекле (светофильтре) не надо толковать в том смысле, что всякое стекло, если оно достаточно темно, будет пригодно для проявления высокочувствительных и ортохроматических пластинок. Надо выбирать стекла, которые, при достаточной относительной яркости для данного сорта пластинок, не пропускали бы вредные актиничные (в частности — синие) лучи. Некоторые хорошие, пропускающие только красный свет, светофильтры бывают светлее, чем другие негодные, пропускающие вместе с красными лучами еще синие и фиолетовые лучи, действующие на пластинку.

Светофильтры легко можно приготовить самому, но беда в том, что у нас только с большим трудом можно найти подходящие специальные красящие вещества для приготовления правильных светофильтров для фонаря темной комнаты. Приходится брать те стекла или материи, которые имеются в продаже, и подвергать их испытанию на годность, применяя известный способ с прикрыванием одной половины пластинки черной бумагой и выставлением другой на 3—4 минуты на свет испытуемого стекла красного фонаря. Последующим проявлением легко установить, насколько данное стекло пригодно для освещения темной комнаты.

Для панхроматических пластинок с сильно выраженной чувствительностью к красным лучам необходим зеленый свет. Точное исследование правильности окраски возможно только посредством спектроскопа — оптического инструмента, показывающего спектр в увеличенном виде. При рассматривании испытуемого стекла против света должна быть видима только красная и темно-оранжевая часть спектра.

Приводим здесь простой способ приготовления красных стекол. Краски, необходимые для этой цели, можно найти в продаже. Берут две обыкновенные, соответствующего размера (18 × 24, а еще лучше 24 × 30 см), непроявленные броможелатинные пластинки, фиксируют их, затем тщательно промывают и погружают на 3—5 минут одну пластинку в раствор I, а другую в раствор II.

I. Воды ......... 300 куб. см
  Метил-виолета ......... 3 гр
II. Воды ......... 300 куб. см
  Тартрацина. ......... 3 гр

К раствору II рекомендуется прибавить для прочности 10 капель уксусной кислоты и 3 гр медного купороса.

После окрашивания пластинки слегка промываются, складываются вместе слой к слою и оклеиваются пока только с правой и левой стороны полосками бумаги или полотна. Верхний и нижний края оставляют на некоторое время открытыми для того, чтобы вода, находящаяся в желатине, могла испариться. Для получения равномерной светящейся поверхности рекомендуется между источником света и светофильтром поставить матовое стекло.

Все указания о светочувствительности пластинок основываются на данных сенситометрических измерений. Для этого пластинку помещают под шкалу с постепенно уплотняющимися полями — сенситометр Варнерке, или под вращающиеся пластинки — сенситометр Шейнера, подвергают ее действию определенного количества света, затем проявляют и устанавливают, какое последнее поле шкалы еще можно разобрать. Но при освещении и проявлении могут быть сделаны ошибки, потому и результаты исследованнй иногда бывают различны. Кроме того, эти измерения не говорят еще о практической чувствительности и пригодности данных пластинок. Пластинка, давшая очень большое число градусов сенситометра, может оказаться негодной при пред'явлении к ней чисто практических требований. Еще менее надежно сенситометрическое исследование ортохроматических пластинок. Кроме сенситометров Шейнера и Варнерке, существует еще целый ряд сенситометров различных систем, но мы их перечислять здесь не будем, т. к. нам почти не приходится с ними иметь дело. Следует еще отметить, что некоторые фабриканты в своих рекламных брошюрках приводят слишком фантастические цифры при обозначении светочувствительности своих пластинок

Характер броможелатинных пластинок, или, как говорят, градация их, бывает различен, особенно если сравнивать между собой заграничные пластинки. Градацией называется постепенный переход на фотографических изображениях (на стекле или на бумаге) от черных мест к светам рисунка. Если между самым черным местом и самым высоким светом имеется мало переходов, то градацию тонов называют контрастной или жесткой; если между ними имеется много постепенных переходов, то градация тонов называется мягкой или гармоничной; когда же между полутонами и самыми темными местами изображения нельзя достигнуть достаточных для данного об'екта с'емки переходов и темные места не будут достаточно черными, то градация будет вялая. Это относится не только к негативному материалу, но вообще ко всем светочувствительным фотографическим слоям, следовательно, и ко всем бумагам. Высокочувствительные пластинки в общем склонны работать вяло, малочувствительные, напротив — более контрастно, так, например, коллодионные пластинки с очень малой чувствительностью работают очень контрастно и почти не имеют переходов от теней к светам изображения.

Надо отметить, что градация тонов находится в большой зависимости от рода и продолжительности освещения, от состава проявителя, его температуры и времени проявления. Градация негатива в значительной степени может быть изменена также его ослаблением и усилением (см. статью "Недодержанные и передержанные негативы" в № 3 "Сов. Фото", стр. 83).

Для определения градации пластинок пользуются шкалами с постепенно уплотняющимися полями например, слоями папиросной бумаги различной плотности, или же специальными приборами, как напр., сенситометрами (см. выше), применяемыми для определения светочувствительности пластинок.

У обыкновенных броможелатинных пластинок, фабрикация которых, естественно, более проста и цена которых сравнительно ниже, приходится отметить некоторые недостатки, принуждающие фотографов постепенно переходить к употреблению ортохроматических пластинок. Обыкновенные пластинки, главным образом, чувствительны к синим, фиолетовым и ультра-фиолетовым лучам, а желтые, оранжевые и красные цвета действуют на них значительно слабее. Таким образом, получается совершенно неправильная передача цветов.

Чтобы устранить эту неправильность, стали применять ортохроматические пластинки, т.-е. такие, которым соответствующей обработкой сообщена чувствительность к желтым, зеленым и красным лучам. При выработке таких пластинок к бромосеребряной желатинной эмульсии, еще до поливания ею стеклянных пластинок, прибавляют так называемые оптические сенсибилизаторы (красящие вещества), как, напр., эозин, эритрозин, цианин, пинахром, ортохром, пинавердол и многие другие. Такого же ортохроматического действия можно достигнуть, если обыкновенные пластинки обрабатывать подходящими красящими веществами.

Приводим здесь несколько рецептов для приготовления ортохроматических пластинок.

Для очувствления к желтым и зеленым лучам:

1 гр. эритрозина, обязательно химически чистого, растворяют в 100 куб. см дистиллированной воды.

Для употребления берут:

Воды дистиллиров. ....... 100 куб. см
Запасного раствора эритрозина ....... 3 "" ""
Алкоголя ....... 50 "" ""

Пластинки оставляют в этом растворе 4 минуты и без промывки ставят сушиться. Сушка должна производиться возможно быстрее.

Вышеуказанное количество очувствляющего раствора достаточно для 8 пластинок 9 × 12 см. Сенсибилизированные этим раствором пластинки довольно прочны. При с'емке рекомендуется применять желтый светофильтр.

Второй рецепт:

1 гр эозина, химически чистого, растворяют в 500 куб см дистиллированной воды.

Для употребления берут:

Воды дистиллиров. ....... 300 куб. см
Раствора эритрозина ....... 20 "" ""
Нашатырного спирта ....... 3—5 "" ""

Пластинки погружают на 2 минуты в эту ванну и сушат. Сохраняются они до двух недель.

Главные условия успеха при приготовлении ортохроматических пластинок следующие: употребление свежих, чисто (без вуали) работающих пластинок; химически чистые красящие вещества; дестиллированная вода; тщательно вымытые кюветы; профильтрованные растворы. Работу нужно вести при сильно затемненном свете темной комнаты. Сушка должна производиться по возможности быстро, в совершенно темном помещении, свободном от пыли, а еще лучше в сушильном шкафу с циркулирующим воздухом.

При с'емках на ортохроматических пластинках все-таки замечается, что действие синего цвета все еще превышает действие других цветов, и вследствие этого получается неправильная передача тонов. Для уменьшения действия синих лучей при с'емках пользуются желтым светофильтром. Распространяться о значении светофильтра и о способах его применения мы не будем, т. к. об этом подробно рассказал в № 3 нашего журнала С. Баранов в статье "Что такое светофильтр".

Под названием панхроматические пластинки заграничные фабриканты выпускают пластинки, которые чувствительны почти ко всем частям спектра, следовательно, также и к красным лучам. Применение панхроматических пластинок довольно ограничено. Преимущественно на них работают в трехцветной фотографии, при изготовлении негативов для трехкрасочной печати, в судебной фотографии. При с'емках сложных оригиналов, в частности масляных картин с преобладанием красных и оранжевых тонов они дают прекрасные результаты. При работах на панхроматических пластинках, смотря по способу работы и по желаемым результатам, должны бьпь подобраны соответствующие светофильтры различных цветов и оттенков.

Панхроматические пластинки, которые легко приготовить самим, при наличии, конечно, необходимых красящих веществ (пинахром, пинортол, пинационол, дицианин и др.), могут применяться также вместо ортохроматических пластинок, но при передержке они часто вуалируют.

Следующую группу — противоореольные пластинки — нельзя рассматривать как специальный сорт пластинок, т. к. противоореольными можно сделать все сорта негативного материала.

"Ореолы" на негативах получаются тогда, когда, например, при фотографировании внутри помещения попадают в поле зрения об'ектива окна или какие-либо другие источники света. На негативе эти светлые места окружены сиянием — "ореолом". Последний появляется вообще при очень сильных контрастах. Причины появления таких пятен весьма различны: иногда они являются следствием бокового рассеивания лучей в слое эмульсии пластинки, или следствием отражения от задней стороны стекла лучей света, проникающих через эмульсию. Ореолы чаще всего появляются на стеклянных пластинках, реже — на целлулоидных пленках.

Чтобы препятствовать образованию ореолов, пластинку до обливания эмульсией покрывают неактиничным слоем. Другой способ предохранения — это уменьшение пропуска света в самом слое эмульсии. Фото-химик Зандель наводил на пластинку два слоя эмульсии, при этом нижний слой был менее чувствительным. При таком способе лучи света не могут проникать через весь слой, а если и проникают, то в очень ограниченном количестве.

Третий способ предохранения от ореолов состоит в том, что обратную сторону пластинки покрывают окрашенным светопоглощающим слоем. Смешивают 2% коллодия 300 куб. см с раствором 3 гр аурина в 70 куб. см спирта, затем к этой смеси прибавляют касторового масла 2—4 куб. см. Покрывание этим коллодием требует навыка; при неумелом обливании он может перетечь на эмульсионную сторону пластинки и тем испортить ее.

Фотомеханические пластинки употребляются при изготовлении негативов для различных фотомеханических процессов. Эти пластинки изготовляются из бромосеребряной желатинной эмульсии с малой чувствительностью, т. к. они должны работать особенно контрастно. У нас в СССР, вследствие дороговизны покупных фотомеханических пластинок, предпочитают работать коллодионным (мокрым) способом, или, в крайнем случае, коллодионной эмульсией.

Рентгеновские пластинки, как говорит само название, служат при рентгеновских снимках. Это — обыкновенные броможелатинные пластинки, покрытые более толстым слоем.

Негативной бумагой называется бумага, покрытая светочувствительным слоем. Для снимков маленьких размеров негативная бумага почти не применяется; ею пользуются, главным образом, для получения с маленьких диапозитивов увеличенных негативов, а также для гумми-арабикового печатания, для пигментного, масляного и др. способов. Чтобы придать негативам, изготовленным на негативной бумаге, большую прозрачность, их после сушки промасливают или покрывают особым лаком.

Пленки, как известно, приготовлены из целлулоида и покрыты теми же эмульсиями, как и стеклянные пластинки. Различают роликовые или катушечные, и плоские пленки. Первые употребляются в специальных пленочных аппаратах, последние — в обыкновенных аппаратах, в особых упаковках, так наз. пакетах плоских пленок. В этих пакетах мы имеем простое устройство для перемены пленок при дневном свете.

Как катушечные пленки, так и плоские пленки изготовляются с ортохроматической эмульсией.

Нужно заметить, что сохраняемость пленок ограничена; в большинстве случаев на упаковке помечается срок их годности.

Ю. К. ЛАУБЕРТ


1) См. № 4 "Советского Фото".