СОВЕТСКОЕ ФОТО, №5, 1926 год. КАК СДЕЛАТЬ МЕШОК для ЗАРЯЖЕНИЯ ПЛАСТИНОК

"Советское Фото", №5, август 1926 год, стр. 152-153

КАК СДЕЛАТЬ МЕШОК для ЗАРЯЖЕНИЯ ПЛАСТИНОК

ФОТОГРАФ — что охотник. Можно найти много сходственных черт. И есть, между прочим, одна, с которой фотографу чаще приходится считаться, чем охотнику.

Какая досада, когда расстреляешь все заряды, а как раз охота становится все интереснее, дичь, что называется, валом валит, будто высыпали ее откуда-нибудь из мешка. Только и остается вспоминать со злостью даром потраченные выстрелы, направляясь домой. То же случается и с фотографом. особенно в экскурсиях, когда он все израсходовал, перезарядить кассеты негде, а сюжеты все интереснее и интереснее. Конечно, это относится к фотографу, работающему на пластинках. Пленки избавляют от этой беды, но они не всегда могут быть применены при пластиночных камерах по различным причинам. Необходимо иметь адаптер для плоских пленок; пленки сравнительно с пластинками очень дороги, да и найти их у нас часто невозможно. Последнее особенно относится к провинции.

Для перезарядки пластинок фотографу нужно темное помещение. Где его достанешь на экскурсии, если и дома оно часто бывает только ночью. Конечно, можно забраться в погреб, задыхаться под одеялами или сидеть, скрючившись, в каком-нибудь гардеробе, в неудобнейших условиях перезаряжая кассеты. Но и эти "удобства" бывают не всегда: в лесу, в поле гардероба не найдешь. Да к тому же работа в таких условиях ведет часто к порче пластинок: то не досмотришь, и где-нибудь прорвется белый свет, то второпях, изнывая от духоты, перепутаешь или запятнаешь потными пальцами пластинки.

Между тем, можно очень нетрудно раз навсегда обеспечить себя темным помещением для перезарядки пластинок, что, конечно, особенно важно во время экскурсий, вдали от своей "базы". Надо сделать себе светонепроницаемый мешок; изготовление его чрезвычайно просто и недорого, а все свои выгоды он покажет на первой же экскурсии и даже дома, если у фотографа нет постоянного темного помещения.

Материалом для такого мешка должна служить плотная и легкая черная материя. Конечно, шелк в этом случае идеален, но о нем говорить не приходится. Возьмем лучше хорошего сатину, черного демикотону, так называемой "чортовой кожи" или чего-нибудь в этом роде. Если материя, сложенная вдвое, не просвечивает на солнце, то она годится для нашей цели. В этом надо хорошо убедиться. Взять ее надо около 2-х метров, если ширина ее равна одному метру.

Лучше всего сшить мешок в виде четыреугольного ящика с рукавами, вделанными в углы его, как показано на рисунке. Размеры его (приблизительные) достаточны следующие: 50 см в длину и по 30 см в вышину и ширину. Меньших размеров делать не следует, помня, что запас и тут может пригодиться. Рукава достаточно сделать 30 см длиной при 20—25 см ширины. В свободном конце рукава продергивается резинка, чтобы рука, продетая в мешок, туго им обхватывалась. Стенки мешка и рукава делаются обязательно двойными и все швы прошиваются два раза. После этого их надо заворсить щеткой, потому что в местах прокола иголкой могут оставаться отверстия.

Можно сшить мешок и обыкновенным образом, не четыреугольной коробкой, но не следует в этом случае экономить в размерах мешка. Надо, чтобы в нем совершенно свободно можно было работать руками. Прямоугольный мешок несколько удобнее, так как в нем не натягиваются стенки во время работы и больше свободного пространства. При желании в него можно вделать проволочный складной каркас для придания форме мешка жесткости.

Такая подвижная темная камера при дешевизне изготовления и небольшом весе и об'еме дает фотографу, особенно экскурсирующему, много удобств в перезарядке кассет, освобождая его совершенно от необходимости иметь излишнее количество кассет — в любой момент можно зарядить их снова где-нибудь в приятной обстановке — под деревом и пр. Конечно, эта операция производится на-ощупь, но очень часто фотографы и в темной комнате предпочитают заряжать пластинки на-ощупь, без красного света. Чувствительный слой легко узнается прикосновением пальца к уголку пластинки.

В мешок надо перед заряжением поместить пустую коробку с оберточной черной бумагой для заснятых пластинок, коробку свежих пластинок и все подлежащие зарядке кассеты. После этого всовывают в мешок руки, хорошенько натягивая рукава мешка. Во избежание просвечивания, конечно, лучше располагаться не на прямом солнечном свету, а в тени. Изредка мешок полезно протирать внутри влажной тряпкой для удаления пыли.

По собственной практике могу сказать, что удобства от такого приспособления очень существенны, особенно в экскурсиях и при большом числе производимых снимков. Я даже иногда режу пластинки в таком мешке, и вообще никаких неудач с ним не имел.

П. ЛЕОНТЬЕВ

(На чертеже — походный темный ящик)