Описанный А. Каменьщиковым в № 4 "Советского Фото" способ Артига с двумя пластинками вызвал поток откликов наших читателей, использовавших указанный способ. Полагаем, что товарищам, желающим достигнуть мягкости в портретах, будет полезно и приятно познакомиться также и с описанным ниже, исключительно простым, но дающим полное удовлетворение приемом.
КАК известно читателям "Советского Фото", при способе Артига с'емка портрета производится одновременно на две пластинки, вставленные вместе в одну кассету, эмульсией к об'ективу, при чем на первой пластинке получается обыкновенное резкое изображение, на второй — нерезкое, расплывчатое; печатание производится также одновременно с обоих пластинок, и в результате отпечаток приобретает художественную мягкость.
Применение этого превосходного способа требует, однако, очень большого навыка и связано с рядом трудностей, благодаря которым успешные результаты становятся возможными только после длинного ряда проб и неудач: 1) для достаточной проработки задней пластинки — переднюю приходится сильно передерживать, отсюда — необходимость проявления пластинок в разных проявителях; 2) необходимость точно уловить правильное взаимное соотношение негативов, чтобы отпечаток не был ни слишком резок, ни слишком расплывчат, — негативы часто приходится то ослаблять, то усиливать; 3) кроме всего — расход пластинок двойной.
Между тем, существует способ "двойного печатания", выработанный также французом — Г. Буре, способ, значительно упрощающий процесс Артига, не умаляющий его достоинств и приводящий к тем же результатам. Способ этот широко применяется французскими фотографами.
Прием Буре заключается в том, что печатание с самого обыкновенного резкого негатива делят на две части: сначала печатают прямо с негатива на светочувствительную бумагу и получают недодержанное резкое изображение, а затем вставляют между негативом и бумагой матовое стекло, гладкой стороной к бумаге, и доканчивают печатание. Вторая часть экспозиции дает расплывчатое изображение, и в общем результате получается мягкий отпечаток, такой же, как и в процессе Артига.
Особенно удобен этот прием при пользовании увеличительным аппаратом. Бумага прикрепляется к доске кнопками. Если бы, например, для обыкновенного увеличения потребовалась экспозиция в 20 секунд, то сначала печатают на бумаге половину этого времени — 10 секунд, затем гасят свет в увеличителе, накрывают светочувствительную бумагу матовым стеклом (матовой стороной к об'ективу) и экспонируют остальные 10 секунд. Остается только проявить отпечаток, чтобы получить портрет с отличной художественной мягкостью, совершенно исключающей необходимость ретуши негатива или позитива — камень преткновения для любителей и затрата массы времени для профессионалов.
При первой экспозиции на бумаге получилось недодержанное резкое изображение, при второй — на бумагу попала лишь рассеянная тень резкого изображения, задержанного матовой поверхностью стекла. Сумма этих двух изображений — приятный мягкий отпечаток. Матовое стекло лучше брать более толстое, чем пластинка, и нужно следить за тем, чтобы оно своей гладкой стороной плотно прижимало бумагу к доске, на которой та укреплена.
Для простоты нашего примера мы разделили экспозицию на две разные части, но их можно варьировать в зависимости от желательной степени резкости или мягкости: например, дать 12 секунд резкой части экспозиции и 8 секунд — мягкой или наоборот, но чтобы сумма обоих экспозиций давала бы нормальную в данных условиях выдержку (в нашем примере — 20 секунд). После нескольких опытов нужный навык легко приобретается.
По сравнению со способом Артига, преимущества двойного печатания таковы: 1) экономия — расходуется только одна пластинка, вместо двух; 2) еще экономия — в виду увеличения, применяются пластинки небольших размеров (до 9 × 12 см) даже для больших портретов; 3) так как здесь нужен самый обыкновенный негатив, то исключаются неудачи, связанные со сложностью получения двух сопряженных негативов Артига; 4) негатив можно употреблять и для обыкновенного печатания и, наоборот, можно получать мягкие отпечатки с уже имеющихся заснятых ранее нормальных негативов; 5) можно использовать даже грубо ретушированный негатив, так как рассеяние делает невидимым карандаш так же, как пятна на коже и пр.; 6) можно взаимно варьировать части экспозиции резкого или мягкого изображения, одну за счет другой, для изменения желательного эффекта в ту или иную сторону.
Особенно заманчивый для обладателя увеличителя, способ Буре вполне доступен также и тому, кто такового не имеет.
При контактном печатании надо взять совершенно ровную и гладкую доску (лучше чертежную), положить ее на стол, над которым на расстоянии не менее 1½ метров висит электрическая лампа (лучше матовая или молочного стекла), которая будет служить для печатания и ни в коем случае не должна качаться.
При лабораторном свете чувствительную бумагу прикрепляют к доске тремя крепкими булавками, концы которых сильно втыкают в дерево, немного внутрь листа бумаги: одну булавку — посредине короткой стороны, две остальных — у первой и третьей четверти длинной стороны листа.
Затем на бумагу по булавкам кладется, матовой стороной вверх, матовое стекло нужного формата, а на него — негатив, эмульсией вниз (таким образом, матовая сторона стекла соприкасается с эмульсией негатива), при чем и то, и другое тщательно пригоняется по трем булавкам.
Зажигают лампу и производят первую часть печатания (мягкое изображение). Затем тушат свет, снимают негатив и матовое стекло, осторожно накладывают снова на бумагу точно по булавкам один негатив и производят остальную часть печатания (резкий рисунок).
Нужно тщательно следить за тем, чтобы оба раза негатив был наложен точно в одно и то же положение.
Начинающие портретисты не должны думать, что описанный выше прием обладает чудодейственным свойством — сам по себе автоматически давать художественный портрет, каков бы ни был негатив. Если на негативе, вследствие неправильного освещения, одна сторона лица получилась совсем белой, а другая — совершенно черной, без каких-либо полутеней, — разумеется, и способ Буре здесь не поможет. Если, например, снят в ¾ бюст при сильном диафрагмировании, так, что оба плеча вышли очень резкими и общая резкость негатива такова, что чуть ли не возможно сосчитать ресницы и волосы до последнего плана, то простой отпечаток получился бы плоским, неприятным излишеством деталей. Двойное печатание смягчит сухость контуров, придаст им известную мягкость, но портрет все же останется посредственным.
Для получения максимума художественного эффекта надо исходить из хорошего нормального портретного негатива. В данной статье не место распространяться о портретной с'емке вообще — это сделают в ближайших №№ журнала другие товарищи, — я же дам лишь несколько главнейших указаний.
Если возможно — лучше употреблять длиннофокусный объектив (24—30 см); с маленькой камерой, если это позволяет ее растяжение и об'ектив — cнимать одной задней линзой. Вообще нельзя снимать с расстояния ближе 2½ метров, во избежание искажения.
Установку на фокус по матовому стеклу нужно делать так, чтобы совершенно резко были видны глаза, но надо постараться достигнуть этого результата с возможно большим раpдвижением камеры, т.-е. глаза должны быть на последней границе поля резкости, которая должна уменьшаться от глаз по направлению к затылку.
Со светосильными об'ективами (Ф/4,5) всегда полезно применять полное отверстие — это дает хорошую градацию теней между передним и задним планами. Однако, об'ективы светосилой более Ф/4,5 (Ф/3, Ф/1,8) или с очень длинным фокусным расстоянием нужно диафрагмировать, чтобы умерить размазанность заднего плана.
Глаза должны быть ясны, а задняя часть головы — менее отчетлива. Такой негатив, увеличенный двойным печатанием, даст снимок, на котором глаза, потеряв сухость черт негатива, сохранят достаточную отчетливость и ясность; мелкие незначительные детали лица будут невидимы; волосы, отходя от переднего плана, перейдут в общий рисунок, и получится портрет самого приятного очертания и рельефа.
Способ двойного печатания смягчает контрасты — поэтому негативы не должны быть слишком слабыми, но подходить к нормальному типу. При очень слабых негативах надо применять контрастно работающую бумагу.
В заключение должен предупредить товарищей, что этим методом, совершенным для портретов, не следует пользоваться для пейзажей.
Итак, вооружитесь матовым стеклом и — за работу! О результатах сообщите в редакцию "Советского Фото".
А. МИРОНОВ