СОВЕТСКОЕ ФОТО, №7, 1926 год. ФОТО-РАБКОРЫ ПРОТИВ ХУЛИГАНСТВА

"Советское Фото", №7, октябрь 1926 год, стр. 198

ФОТО-РАБКОРЫ ПРОТИВ ХУЛИГАНСТВА

У НАС сейчас об'явлена борьба с хулиганством. Борьба упорная и длительная. Как и в других кампаниях, главным борцом с хулиганством явилась наша печать. Газеты, начиная от крупных столичных и кончая стенными газетами на предприятиях, повели упорную борьбу с новой эпидемией. Газеты освещают особо выдающиеся по своей гнусности хулиганские поступки. С будничным, рядовым хулиганством борьба ведется, главным образов, в стенных газетах на фабриках, заводах и учреждениях.

Фотография в борьбе с хулиганством может сделать многое. Интересный опыт борьбы с прогульщиками и лентяями, опыт, который можно применить и на хулиганском фронте, произвела "Комсомольская Правда". В одном из номеров газеты были напечатаны 6 портретов молодых рабочих. Фотограф, снимавший этих рабочих, не говорил им, очевидно, для какой цели он их фотографирует, — они снимались с удовольствием, и выражение их лиц — чрезвычайно самодовольное и беспечное. Под фотографиями веселых молодых парней с кепками на затылке имеются следующие подписи: "Емельянов, член ВЛКСМ, злостный прогульщик. Выпивает. На-днях прогулял 3 дня подряд". Дальше — "Рубцов, А. В августе много прогулов. Зарекомендовал себя активным прогульщиком". "Лешка — фамилию узнать не удалось. Рабочие говорят: мало того, что прогульщик, еще и в морду дает", и т. д., и т. д.

Московская "Правда" отмечала, что на некоторых фабриках в стенных газетах печатаются фамилии злостных хулиганов. "Почетный" список хулиганов, вывешенный на видном месте, производит на последних чрезвычайно охлаждающее действие и приводит к значительному уменьшению хулиганства. Учитывая пример "Комсомольской Правды", можно предположить, что еще большее впечатление на хулиганов и сочувствующих им может произвести помещение их портретов в стенгазете. Лучше всего, если фото-рабкор сфотографирует хулигана неожиданно, когда тот не будет этого подозревать. Контраст между самодовольным видом хулигана, изображенного на снимке, и высмеивающей его надписью произведет необходимый эффект.

Но одними портретами хулиганов не приходится ограничиваться. Чрезвычайно широкое поле для рабкоровского фото-об'ектива представляют собою случаи пьянства и дебоширства на заводе и в общественных местах. Вот, например, пьяный рабочий стремится проникнуть на завод, куда его не пускает сторож. Этот момент, зафиксированный на снимке и снабженный соответствующей надписью, будет иметь успех в стенгазете. Можно поймать момент, когда пьяный хулиган валяется в канаве, беспомощно раскинув руки. Соответствующий фото-снимок в стенгазете может значительно охладить пристрастие изображенного лица к русской горькой и, во всяком случае, повлияет на окружающих. Удачно схваченный момент драки может также иметь успех в стенгазете. Подобные "жанровые" картинки, снабженные хорошими подписями, оживят внешний вид стенгазеты, дадут ей те необходимые соль и перец, которых ей большею частью нехватает, и безусловно скажутся на падении хулиганства.

Некоторые товарищи, в случае невозможности поймать момент подлинного хулиганства, пожелают его инсценировать. От увлечения инсценировками, как линией наименьшего сопротивления, следовало бы предостеречь наших фото-рабкоров. Инсценировка, как бы удачно она ни была сделана, вызовет недоверие. Плохо схваченный кусок подлинной жизни произведет лучшее впечатление, чем хорошая инсценировка. Из этого, однако, не следует, что инсценировка абсолютно ненужна. В самом крайнем случае, если невозможно по целому ряду причин получить снимки с натуры, можно осторожно прибегнуть к инсценировке. Такие случаи могут быть в зимнее время, при скверном освещении, невозможности производить моментальные снимки или слабой светосиле фото-аппарата.

Возьмем конкретный пример. Произошла драка, драка группы хулиганов, возмутившая рабочих. Фото-рабкору желательно зафиксировать момент драки в стенной газете. Можно попытаться инсценировать эту драку. В этом случае лучше всего расставить позирующих товарищей так, чтобы их лица не были видны на снимке. Фигуры участвующих в с'емке (в большинстве случаев одинаковые у многих рабочих) могут сойти за фигуры подлинных хулиганов. Неожиданно появившийся и умело сделанный снимок драки может вызвать удивление участников.

В заключение необходимо дать несколько примеров фото-с'емок о хулиганстве. Вот группа хулиганов выбила оконные стекла в клубе. Можно снять разбитое окно и поместить фотографию вместе с заметкой об этом происшествии. Заметка примет живой и ударный характер. Хулиганы избили рабочего. Заметку об избиении можно иллюстрировать портретом забинтованного избитого рабочего. Рабочие перестали посещать клуб, опасаясь хулиганов. Можно снять ряд пустующих скамеек и надписать: "Благодарность хулиганам". Таких примеров можно привести множество. Если трудно уловить самый момент хулиганского буйства, то портреты пострадавших и последствия хулиганского "молодечества" сфотографировать не так трудно.

Фотография может бить по хулиганству с большой силой. Надо за это взяться немедленно.

Н. БЕЛЯЕВ