1 — Переднее освещение (полное отсутствие лепки лица, общее плоское впечатление). 2 — Боковое освещение (одна сторона лица совершенно черная, другая — белая). 3 — Верхнее освещение (резкое обозначение глазных впадин, глубокие тени под носом, губами и подбородком, искажение овала лица). 4 — Правильное сочетание верхнего, бокового и переднего света, но заснято короткофокусным анастигматом, сильно исказившим перспективу — непропорционально удлинен нос и вытянута передняя часть лица.
ПОРТРЕТНАЯ с'емка является одним из наиболее интересных, но вместе с тем и трудных отделов фотографического искусства.
Трудность эта заключается в ограниченности средств, при помощи которых фотограф-художник может получить портрет, являющийся художественным и представляющий известный интерес не только для модели или лиц, тесно с ней соприкасающихся, но и для посторонних.
Каковы же должны быть качества портрета для того, чтобы он обладал этой об'ективной художественной ценностью?
Помимо композиционных требований, то-есть: единства темы, красоты и пластичности линий, правильного распределения света и тени, — художественно выполненный портрет должен еще выявить характерные особенности снимаемого лица, достаточно полно выразить его внутреннюю сущность и тем самым подчеркнуть данную индивидуальность.
Кроме того, как и всякое художественное произведение, портрет должен достаточно ярко выявить творческую личность самого художника.
Среди перечисленных условий наиболее трудно выполнимым является вопрос о сходстве. Если при помощи удачно выбранного освещения и позы фотограф и сможет добиться правильной передачи внешних и, возможно, характерных черт снимаемой модели, то это может иметь лишь внешнее формальное сходство, и в полученном портрете, быть может, будет все, за исключением главного, а именно жизненности. Жизнь есть движение, почему и выражение живого человеческого лица не есть застывшая форма, а представляет из себя целую гамму чередующихся друг за другом состояний. Уловить наиболее характерное из этих состояний и суметь передать всю сумму впечатлений от модели — вот что является одной из основных задач фотографа-портретиста; портрет может расцениваться, как художественное произведение, лишь в том случае, когда он жизненно правдив, что возможно лишь при условии как внешнего, так и внутреннего сходства его с изображаемым лицом. Именно в передаче этой внутренней сущности и заключается главная трудность портретной с'емки.
При разрешении вопросов жизненности и сходства фотографического портрета, пожалуй, решающую роль играет вопрос о длительности экспозиции. По этому вопросу мнения фотографов разделились, при чем выявились две диаметрально противоположные точки зрения.
Значительное большинство, к которому принадлежит ряд очень крупных и талантливых фотографов-художников, предостерегает от слишком короткой экспозиции. С их точки зрения, при продолжительной выдержке легче уловить характерные черты модели, так как при этих условиях на снимке образуются как бы напластования различных, быстро следующих друг за другом, выражений, благодаря чему выявляются характерные черты, свойственные снимаемому лицу.
В противоположность высказанному мнению, меньшинство фотографов, к которому принадлежит и автор настоящей статьи, полагает, что только очень кратковременная, вернее, даже моментальная экспозиция способна передать те внутренние черты, которые и создают главное сходство портрета с моделью.
С их точки зрения, длительная экспозиция не достигает своей цели, так как взамен предполагаемой гаммы различных выражений — она вызывает у модели лишь выражение напряженного внимания и утомления.
Наоборот, при умелом подходе к снимаемой модели, при ее внимательном изучении, а, главное, при создании такой обстановки, которая отвлекла бы мысли снимающегося от предстоящего фотографирования, всегда можно уловить такой "узловой" момент, который смог бы достаточно полно и ярко охарактеризовать снимаемое лицо.
С нашей точки зрения, главным недостатком продолжительной экспозиции является именно осознание снимающимся самого момента фотографирования, благодаря чему лицо его сразу принимает окаменевше-напряженное выражение. Избежать этого можно лишь при внезапности зас'емки, то-есть при моментальной экспозиции.
Однако, несмотря на все положительные качества, которыми обладает моментальная с'емка, ее следует применять лишь в том случае, когда мы уверены, что не сделаем недодержки. Поэтому новичкам следует придерживаться того основного правила, которое гласит, что небольшая передержка, исправляемая последующим проявлением, дает наилучшие результаты, в то время как недодержка в портрете гораздо труднее исправима, чем в какой-либо другой области фотографии. При недодержке пропадает вся лепка лица, а вместе с тем исчезают те нежные полутона и переходы от света к тени, которые составляют его главную прелесть, потому что с исчезновением их пропадает как сходство, так и жизненность портрета, который по своей контрастности и грубости тонов дает то, что у фотографов носит наименование "сажи с мелом".
Из опыта повседневной жизни мы знаем, какие искажения перспективы дают короткофокусные об'ективы; поэтому первое, чем должен обладать специально портретный об'ектив (конечно, помимо хорошей светосилы) — это длинным фокусным расстоянием. Наиболее подходящее фокусное расстояние для снимка на размер 13 × 18 см следует признать 40—50 см, а для 9 × 12 см — 25—35 см. Среди различных систем об'ективов, применяемых в области портретной фотографии, особенное распространение получили светосильные анастигматы.
Обладая значительной светосилой, об'ективы эти все же не могли вполне удовлетворить пред'являемым к ним требованиям, так как подчеркивали и передавали с излишней назойливостью целый ряд незаметных и незначительных дефектов снимаемого лица. Для избежания этой убийственной резкости и смягчения контуров, фотографы прибегают к целому ряду искусственных приемов.
Один из этих приемов, так называемый способ Артига или способ печатания с двух "сопряженных" негативов, описан в № 4 "Советского Фото" за т. г. Другой, более простой способ Буре также описан в № 7 журнала.
Упомянем еще о следующем приеме: в кассету перед пластинкой помещается совершенно ровное и абсолютно чистое матовое стекло с мелким матом, толщиною в один миллиметр. Матовая сторона его должна быть обращена к об'ективу. Установка на фокус производится, как обыкновенно, не обращая внимания на матовое стекло; экспозиция должна быть нормальной. Чем толще матовое стекло, тем большей мягкости можно достигнуть.
К сожалению, наиболее излюбленным коррективом к работе анастигмата является ретушь. Именно сочетание короткофокусного анастигмата с безвкусной и безграмотной ретушью породило тот ужасающий тип портрета, который получил стихийное распространение и не изжит еще до сих пор.
Поворотным пунктом в истории портретной фотографии было появление мягко-работающих об'ективов-моноклей. Изображения, получаемые при помощи этих об'ективов, отличались необыкновенной мягкостью и пластичностью. Эффект этот достигался тем, что в об'ективах сферическая и хроматическая аберрации были только несколько уменьшены и урегулированы, но не уничтожены совсем. Благодаря этим качествам, мягко-работающие об'ективы давали прекрасную лепку лица, рельеф, и, обладая большим фокусным расстоянием, правильно передавали перспективу.
Если все же приходится работать сравнительно короткофокусным об'ективом (например, 15 см для пластинок 9 × 12 см), то, во избежание искажения, не следует придвигать аппарат к снимаемому на расстояние менее 2 метров.
Наилучшей камерой для портретной фотографии следует признать павильонную камеру, снабженную специальным штативом. Так как эти камеры крайне громоздки и дороги, то любитель может пользоваться любой камерой, обладающей передвижением об'ективной доски, уклонами матового стекла и большим растяжением меха.
С точки зрения автора, зеркальная камера, обладающая двойным растяжением и дающая возможность быстрой смены об'ективов, является особенно пригодной для целей портретной фотографии.
При с'емках портретов следует употреблять ортохроматические, а в некоторых случаях, как, например, при снимках "contre jour" — и противоореольные пластинки.
Что касается проявителей, то из них наилучшие результаты дают мягко-работающие проявители, как, например, глицин, родинал или пирогаллол. Однако, было бы ошибкой предполагать, что только одни указанные проявители могут дать наилучшие результаты: конечно, это неправильно, и лучшим проявителем будет всегда тот, к которому вы более всего привыкли.
Говоря до сих пор о портретной фотографии, мы не касались вопроса о ее подразделениях. А, между тем, вопрос этот весьма существенен, так как даже для начинающего любителя ясно, что техника павильонной и комнатной с'емки различна, и с'емка портретов на открытом воздухе требует соблюдения совершенно других условий, нежели с'емка при искусственном освещении.
В настоящей статье мы коснемся лишь фотографирования портретов в комнате и на открытом воздухе, как случаев, наиболее часто встречающихся в практике фотографа-любителя. О с'емке портретов при искусственном освещении в специально приспособленном ателье будут даны статьи в дальнейшем.
Фотографирование портретов в комнате обладает тем ценным качеством, что при нем снимаемый, находясь среди обычной и знакомой ему обстановки, чувствует себя более спокойным и уравновешенным, чем при с'емках в павильоне, почему и получаемые при этих условиях портреты отличаются необычайной естественностью и жизненностью поз.
В виду того, что варианты комнатного освещения крайне разнообразны, мы, не имея возможности рассмотреть их все, ограничимся лишь ознакомлением с наиболее характерными и часто встречающимися.
Фотографу, желающему ознакомиться как можно полнее с теми эффектами освещения, которые можно получить в комнате, мы советуем первоначальные опыты производить с гипсовым бюстом. Подобного рода тренировка будет особенно полезна для начинающего, так как он, без излишней нервной суетливости, сможет проследить на бюсте целый ряд световых эффектов и освоиться с техникой их получения. Кроме этого, на гипсе особенно четко можно проследить игру света и тени.
Свет для фотографа заменяет краски и кисти художника, это, быть может, одна из немногих областей, в которой он может выявить свои творческие замыслы, почему вопрос о возможности регулирования света и является одним из наиболее существенных условий для получения хорошего портрета.
Некоторое понятие о различных видах и особенностях освещения, которые возможно получить в комнате с одним окном, мы можем иметь из рассмотрения приводимого чертежа.
Если мы поместим нашу модель в точку А, то получим так называемое переднее освещение. При этом освещении все глубокие тени на лице исчезают и формы обозначаются едва заметными контурами, благодаря чему целый ряд характерных черт исчезнет, и мы получим мало выразительный портрет с "плоским" освещением. Подавляющее количество фотографов избегает подобного рода портретов, почему и прибегает к прямому освещению лишь в тех случаях, когда модель обладает какими-либо дефектами, как, например, резко выраженными морщинами (которые, как известно, еще более подчеркиваются об'ективом, заставляя прибегать к ретуши) или слишком глубоко сидящими глазами и т. п.
При перемещении модели в точку В мы получим так называемое боковое освещение, при котором часть лица, обращенная к окну, будет вполне выработана, теневая же почти совершенно исчезнет в темноте. Попытки неопытного любителя вызвать во время проявления побольше подробностей на теневой части приведут лишь к тому, что освещенная часть безнадежно перепроявится, теневая же останется почти без изменения. Излишне указывать, что в результате получится очень контрастный портрет с резко подчеркнутыми чертами лица и морщинами, что, конечно, совершенно искажает сходство.
Для того, чтобы получить более гармоничное распределение света и теней, теневую сторону освещают обыкновенно при помощи экрана. Экран представляет из себя легкую деревянную раму, обтянутую полотном или оклеенную белой бумагой. Однако, к помощи экрана следует прибегать с большой осторожностью, так как при слишком ярком отраженном свете (что бывает, когда экран находится на очень близком расстоянии от снимаемого лица) теряется лепка лица, нос сливается со щекою, а на глазу, расположенном возле экрана, появляются неестественные безобразные блики.
Во избежание недостатков как переднего, так и бокового освещения, снимаемую модель следует отдалить несколько вглубь комнаты, поближе к стене, расположенной против окна. Поворачивая модель в различных направлениях, подвигая ее вперед или назад, мы можем добиться того, что главная часть света от окна пройдет мимо модели, благодаря чему уничтожится избыток контрастности и лицо получит хорошее гармоническое освещение. Подобного эффекта можно добиться, поместив модель в точку C. При этих условиях свет падает спереди и сбоку налицо, повернутое несколько более к окну, благодаря чему достигается достаточное освещение теневой стороны.
Хотя всякие рецепты и точные предписания о том, как нужно снимать в комнате, приводят только к рутине и трафарету, мы все же считаем нужным дать начинающим ряд конкретных указаний.
Гораздо больше возможностей в смысле хорошего освещения даст комната, снабженная двумя окнами, находящимися на одной стороне. Приблизительное расположение аппарата и модели указано на втором чертеже.
При этих условиях на модель, кроме сильного, бокового света от окна "х", падает еще передний рассеянный свет от окна "y", который, попадая на теневую сторону, смягчает контрасты и дает спокойное равномерное освещение.
Но еще лучшие и почти безукоризненные результаты можно получить в комнате с несколькими окнами, расположенными под углом. При этих условиях фотограф располагает значительным количеством света, что облегчает возможность регулирования его путем частичного или полного затемнения окон. Различные эффекты освещения здесь настолько разнообразны и многочисленны, что не представляется возможности их как-либо систематизировать. Поэтому единственный практический совет, который мы можем дать, это — добиваться нужного освещения опытным путем, перемещая модель в различных направлениях, пока не будет найдено подходящее освещение. Как уже указывалось выше, подобные опыты лучше всего производить вначале с гипсовым бюстом, что позволяет, во-первых, спокойно изучить особенности и эффекты различных освещений, во-вторых, дает возможность избегнуть излишнего утомления модели, что, как известно, всегда катастрофически отражается на сходстве.
Как уже упоминалось выше, в комнате с несколькими окнами можно регулировать освещение не только путем перемещения модели, но и методом частичного или полного затемнения окон. Для этой цели на них надевают раздвижные шторы, сделанные из белой или светло-серой легкой материи. Шторы эти не должны опускаться сверху, а, наоборот, подниматься снизу при помощи шнура, для того, чтобы облегчить возможность пользования верхним светом. Еще большую дифференцировку света дают шторки, расположенные в два ряда на каждом окне. Раздвигая или сдвигая эти шторки, варьируя их сочетания, фотограф может всегда достигнуть намеченного эффекта освещения.
Известное влияние на получение хорошего результата оказывает и тот задний план, на фоне которого размещается снимаемый об'ект. Лучше всего, если фоном будет служить сама комната, с ее естественной обстановкой, но это допустимо лишь при том условии, что обстановка не будет слишком пестра и не будет отвлекать и раздроблять внимание от самого портрета. Просматривая работы крупных фотографов-портретистов, мы можем видеть, как умело затушевывают они назойливые детали комнатной обстановки. Благодаря этой притушенности, получается интимная и ласкающая глаз естественная обстановка, на фоне которой выделяется снимаемое лицо.
Еще несколько советов относительно расположения об'ектива по отношению к снимаемому. Как общего принципа, следует придерживаться правила, чтобы при с'емке бюстового портрета об'ектив находился несколько ниже линии рта, а при коленном портрете — на высоте груди снимающегося. Отступления от этого правила, конечно, не только допустимы, но иногда даже необходимы, так как лица, обладающие неправильными чертами лица, как, например, длинным или вздернутым носом, слишком длинным подбородком и т. п., должны быть засняты таким образом, чтобы смягчить по возможности эти природные дефекты, конечно, не переступая границ здравого смысла и не впадая в область грубой лести.
М — модель. А — аппарат. Ф — фон. Э — отражающий экран. Расстояние указано в метрах. Руководствуясь этими схемами, каждый фотограф-любитель может получить самое разнообразное освещение модели при портретной с'емке
Хотя главным элементом портрета является лицо модели, а руки только дополняют характеристику, фотограф все же должен уделить некоторую долю внимания подходящему их расположению, вполне соответствующему положению фигуры снимаемого. В виду своей второстепенной роли, руки должны быть освещены слабее лица.
Чтобы передать характер рук, нужно дать лишь общее впечатление от их формы; излишняя резкость передачи может в художественном отношении испортить весь портрет.
Никогда не следует обрезать руки не только у самой кисти, но даже вообще до локтя — слишком уж некрасивы получаются результаты такой "ампутации".
Нам остается теперь ознакомиться со с'емкой портретов на воздухе. Этот вид портретной фотографии, обладающий многими положительными качествами, к сожалению, не лишен и некоторых недостатков, из которых в первую очередь следует упомянуть трудность регулирования освещения. Это обстоятельство создает для начинающего целый ряд затруднений, так как громадная масса света, с преобладанием верхнего, при неопытности фотографа дает плоское освещение с отсутствием лепки и потому не позволяет достаточно подчеркнуть индивидуальные особенности модели.
Во избежание этих недостатков, обычно рекомендуется производить портретную с'емку или рано утром, или ближе к вечеру (летом часов в 5—6), то-есть в такое время, когда рассеянный свет дает мягкое гармоничное освещение.
Но если неопытный любитель вначале не вполне будет справляться со сниманием портретов на воздухе, то фотограф-художник найдет в этой области неисчерпаемый источник для разрешения целого ряда смелых и интересных задач. Умелое использование дневного света, сочетание портрета с окружающим его пейзажем или средой, наконец, возможность моментального фотографирования — все это открывает перед фотографом целую область интересных тем и достижений.
Из всех этих возможностей наибольший интерес, с нашей точки зрения, представляет возможность моментального фотографирования. Вопреки установившемуся традиционному мнению, автор полагает, что только моментальная зас'емка портретов позволяет достигнуть их наибольшей выразительности и сходства. Все указания относительно необходимости длительной экспозиции не соответствуют действительному положению вещей, ибо душевные движения, комплекс которых определяет внутреннее сходство снимаемого, — мгновенны и быстропреходящи, почему и попытки зафиксировать их путем напластования, при помощи длительной экспозиции, должны быть признаны попытками с негодными средствами. Когда фотограф хочет передать движение, то он, ведь, всегда применяет моментальную экспозицию, почему и всякая попытка передать стационарной позой самое движение производит фальшивое впечатление.
Итак, мы полагаем, что моментальная с'емка на воздухе служит лучшим средством для достижения жизненности и сходства портретов и что во имя этого можно иногда даже пренебречь некоторыми эффектами освещения.
Скажем теперь несколько слов о регулировании света при фотографировании портретов на открытом воздухе, представляющем, как мы уже имели случай заметить, наибольшую трудность в этом виде портретной фотографии, в виду массы света, главным образом верхнего, падающего на снимаемый об'ект.
Удобнее всего производить такого рода с'емки в пространстве между двумя расположенными под углом стенами. В этом случае нам остается регулировать лишь свет, падающий спереди и с одного бока. Слишком сильный верхний свет ослабляют экраном из какой-либо легкой ткани, например, тонкой кисеи, помещенной над головой модели. Подобным же экраном можно нужным образом изменять боковой свет.
Для уменьшения действия верхнего света можно также пользоваться расположением модели под балконом, крыльцом, навесом, выступающей частью крыши или деревьями.
Фотографу-любителю может оказать подобную услугу даже зонтик, большая шляпа или какая-либо ткань, натянутая между деревьями или специальными стойками.
Все сказанное нами о позе и расположении снимаемого об'екта при фотографировании портрета в комнате, конечно, может быть отнесено и к случаю фотографирования на открытом воздухе.
Заканчивая настоящую статью, мы считаем нужным указать, что все технические данные, приведенные нами, отнюдь не следует рассматривать, как математические формулы, знание которых автоматически приведет к получению художественного портрета. Все эти указания должны рассматриваться лишь как исходные моменты для работ начинающего фотографа.
Е. ПИОТРКОВСКИЙ