В БЕРЛИНЕ, как уже сообщалось в № 7 "Советского Фото", в издании "Об'единения рабочих-фотографов," стал выходить ежемесячный журнал на немецком языке— "Рабочий-Фотограф" ("Der Arbeiter Fotograf"). Это новое интересное начинание принадлежит не профессионалам-фотографам, а рабочим, фото-любителям, рабочим фото-корреспондентам и должно служить новой формой общения между фото-рабкорами и новым орудием борьбы в руках рабочего класса.
Как правильно напоминает редакция журнала, иллюстрации в печатных изданиях служат в руках буржуазии мощным орудием для засорения мозгов и замазывания глаз рабочим.
Во время империалистической и гражданской войн буржуазная печать пользовалась ловко ретушированными и смонтированными фотографиями для того, чтобы изобразить "жестокости" неприятеля, "зверства" спартаковцев или коммунистов. Не менее ценным орудием оказывается фотография в руках буржуазии и во время забастовок. "Рабочий-Фотограф" приводит для характеристики снимок, изображающий распределение молока среди детей во время всеобщей английской забастовки в мае 1926 г. Как подпись под рисунком, так и самый рисунок должны показать, как "гуманна" буржуазия и какую "человеколюбивую" роль играет присутствующий при этом полицейский с заложенными за спиной руками, улыбающийся, и как будто бы случайный зритель (см. снимок).
Известно, с какой жестокостью и упорством английские шахтовладельцы всячески прижимали рабочих, чтобы довести их до отчаяния и сорвать их борьбу за 7-часовой рабочий день. Между тем, в разгар забастовки буржуазные фото-агентства разослали по всей прессе снимок, изображающий снабжение детей горняков пищей, сопроводив эту фотографию подписью, освещающей дело так, будто английские шахтовладельцы еще и снабжают детей бастующих припасами. Подобные тенденциозные снимки расходятся по всему миру в тысячах экземпляров из разных источников.
Буржуазная печать имеет к своим услугам целую сеть иллюстрационных бюро, армию фотографов и ретушеров и тысячи иллюстрированных журналов и газет, которые отравляют ум и душу рабочего тенденциозно подобранным иллюстрированным материалом. Не приходится, конечно, искать в этих журналах правдивого изображения жизни рабочего в семье или на фабрике. Наоборот, буржуазная печать распространяет в миллионах экземпляров дешевенькие доступные иллюстрированные журналы, на страницах которых вы можете найти фотографию знаменитой опереточной артистки, принимающей ванну в молоке, или фотографии изящно одетых дам на последнем балу во дворце английского короля, или снимок самой красивой и изящной ножки, получившей первый приз на конкурсе парижских красавиц. Напрасно вы станете искать материал из рабочей жизни, — ведь, главной задачей буржуазной печати является — отвлечь рабочего от размышлений над своей судьбой, помешать пробуждению его классового самосознания и всячески тормозить его стремление изучить свои нужды, понять их причину и, понявши, уничтожить источник своего горя и страданий — капитализм.
Противопоставить буржуазной иллюстрированной печати свою рабочую печать — дело первостепенной важности. В первую очередь фотографированием различных моментов рабочей жизни должен заняться рабкор. Фотография немало поможет ему, в очень многих случаях она может сделать даже больше, чем перо.
Число фото-рабкоров в Германии растет; есть уже тяга к об'единению, обмену опытом. Выражением этой потребности и является "Об'единение рабочих-фотографов" и его журнал "Рабочий-Фотограф". Как видно из его устава, "Об'единение" ставит себе следующие основные задачи: давать советы рабочим-фотографам, снабжать их фото-литературой, помогать им в пополнении своих знаний и предоставить их силы в распоряжение рабочих иллюстрированных журналов.
"Рабочий-Фотограф" тесно связан с иллюстрированными приложениями коммунистических газет и со специальной "Иллюстрированной Рабочей Газетой", уже 5 лет существующей в Германии, прекрасно поставленной, конкурирующей с буржуазной "Иллюстрированной Газетой".
Главной основной задачей рабочего-фотографа является — фото-аппаратом служить своему классу, как рабкор — своим пером. Силе капиталистического кармана мы должны противопоставить мощь армии тысяч наших сотрудников, проникающих во все уголки жизни рабочего класса.
Редакция подчеркивает, что сознательный рабочий, вооруженный фото-аппаратом, может очень многое сделать для общего просвещения и организации рабочих масс. Рабочий-фотограф смотрит на все другими глазами, чем развлекающийся путешественник-буржуа, ради своего удовольствия пощелкивающий кодаком. Редакция предупреждает, что рабочий-фотограф не должен выродиться в простого любителя, — рабочий-фотограф должен быть всегда преданным членом своего класса, всюду и везде — на улице, в семье, у станка, в порту и в лесу — верным марксистской задаче организации своего класса и освещения нужд пролетариата.
Журнал указывает, что рабочий-фотограф должен больше всего остерегаться подслащивания своих снимков:
"Для рабочего-фотографа есть только один вид красоты, это — правдивость. Одного фотографирования самого по себе мало. Кто внутренне не связан с трудящимися массами, кто с ними вместе не живет и не борется, тот никогда не проникнется их жизнью и не найдет подходящего момента и тем для снимания".
Условия работы фотографа-рабочего совершенно особые. Солнце, по выражению журнала, относится как мачеха к квартире рабочего, световые условия для с'емки в квартире рабочего крайне неблагоприятны, да и аппарат рабкора большею частью далеко не совершенен. Журнал "Рабочий-Фотограф" ставит своей задачей и техническую помощь фото-рабкору.
По вопросу о том, что снимать, редакция указывает, что не следует увлекаться с'емкой парадных событий, а стремиться давать настоящие фото-корреспонденции с предприятия, освещающие самые жгучие вопросы и самые насущные потребности рабочей жизни, вскрывающие и бичующие тяжелые условия жизни рабочего класса в капиталистической Германии, иллюстрирующие отсутствие охраны труда и т.д., и т.п.
В журнале об'явлен конкурс на лучшую фото-корреспонденцию. В об'явлении о конкурсе указывается:
"Необходимо дать картину всего предприятия, начиная с общего вида завода и кончая жалкими приспособлениями для умывания; от великолепной квартиры предпринимателя до жалкой лачуги рабочего и его убежища в железнодорожном вагоне; от заседания фабзавкома до доски, с которой предприниматель приказывает сорвать об'явления фабзавкома".
Систематическая фотографическая информация о жизни на заводах является предметом первого конкурса "Рабочего-Фотографа". За лучшие серии фотографий, которые в 5—10 снимках смогут в самых существенных чертах ознакомить с социальной сущностью промышленного и сельскохозяйственного предприятия, будет выдан ряд премий деньгами и литературой.
Журнал "Рабочий-Фотограф", выпустивший всего три номера, уже привлек внимание немецких рабочих; отдельные предприятия выписывают его сотнями, число писем в редакцию от рабочих растет.
Но наиболее любопытным и характерным является "интерес" к этому журналу со стороны предпринимателей. Отношение капиталистов к этому юному журналу лучше всего оправдывает назначение журнала и правильность поставленных им задач. Заинтересовалась журналом крупная влиятельная капиталистическая организация "Союз Предпринимателей Химической Промышленности Германии". Сейчас же после выхода (1 октября) № 2 "Рабочего-Фотографа", эта организация обратилась с длинным циркуляром к членам своего "союза". Счастливый случай принес этот документ в наши руки. Этот циркуляр хорошо отражает страх предпринимателей перед организацией фото-рабкоров, и его стоит воспроизвести:
СОЮЗ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
ХИМИЧЕСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ГЕРМАНИИ.
Секция 1а,
Берлин, Эйхорнштрассе 4
№ 120/26.
5 октября 1926 г.Нашим членам.
Общие вопросы — IV.
Фабричный шпионаж — 26.
Относительно фотографи-
ческого шпионажа на фа-
бриках. Мы получили от нашего общего об'единения (предпринимателей Д. И.) нижеприведенное письмо центрального об'единения германских союзов и организаций фотографов."Милостивые государи!
Мы позволяем себе затронуть в настоящем письме одно явление, которое заслуживает величайшего внимания как со стороны работодателей, так и со стороны нас, фотографов.
Как вам известно, издательство "Нейер Дейтшер Ферлаг", Берлин, Шадовштрассе 16, издает листок "Арбейтер Иллюстрирте" ("Рабочий Иллюстрированный Листок"). С августа издательство это, ответственным руководителем которого является член рейхстага, коммунист Вилли Мюнценберг, начало выпускать новый журнальчик "Арбейтер-Фотограф". Рассуждения, опубликованные в этом новом журнале, и являются поводом для нашего письма. Приведем сначала несколько фраз из первого номера:
"Мы должны в первую очередь делать снимки на фабриках и заводах, снимки, которые бы знакомили с жизнью рабочих...
"Мы должны при помощи нашего искусства улучшить агитационные методы рабочего движения.
"Из множества стоящих перед нами задач мы выбираем сегодня специальную задачу, которая, по нашему мнению, является важнейшей для рабочих-фотографов, а именно: ознакомление масс посредством фотографий с жизнью на предприятии. Каждый рабочий читатель живейшим образом заинтересован в том, чтобы узнать, в каких условиях работают его коллеги в других округах и странах, и весь революционный рабочий класс желает, чтобы безобразия капиталистического строя и методы рационализации, применяющиеся теперь везде в Германии, равно как и все недочеты в защите рабочих от несчастных случаев на фабриках и самые несчастные случаи — были запечатлены на снимках и подвергнуты строжайшей критике..."
Если эта программа будет осуществлена, то торговый шпионаж получит свободный доступ на фабрику. Мы просим принять во внимание, что в этом случае все организационные мероприятия и все попытки рационализации на каком-нибудь заводе ни в коем случае не смогут быть сохранены в тайне. Если каждый коммунист-рабочий будет секретно делать фотографические снимки, то новшества, которые в интересах предприятия не должны быть преданы гласности, станут достоянием широких масс: так как это дело находится в руках коммуниста Мюнценберга, то при международной ориентации этих людей снимки могут попасть за-границу, где они будут использованы во вред германской промышленности.
Мы просим вас поэтому самым внимательным образом отнестись к этому вопросу и ждем с интересом вашего ответа.
Что журнал "Рабочий-Фотограф" не ставит себе задачу "экономического шпионажа" в пользу конкурентов, нам доказывать незачем. Не может же шпионажем называться открытое публичное печатание снимков в доступном всякому журнале! И не в шпионаже, конечно, дело. Капиталисты боятся разоблачения своих "потогонок", средневековых форм эксплоатации на своих фабриках и ужасных условий жизни и работы своих рабочих.
Атака предпринимателей и готовность пустить в ход самые серьезные меры, чтобы задушить молодую организацию фото-рабкоров, лучше всего показывают необходимость, своевременность и целесообразность этой организации. Журнал "Рабочий-Фотограф", несомненно, сделает многое в деле сплочения германских рабкоров-фотографов, их взаимного обогащения опытом, сыграет немалую роль в деле организации сил германского пролетариата и в борьбе его за свое освобождение.
Этот журнал заслуживает внимания не только немецких рабочих. С ним стоит познакомиться и за рубежом Германии.
Д. ИХОК