СМЕНА, №5, 1924 год. БЕСПРИЗОРНЫЕ.

"Смена", №5, март 1924 год, стр. 31, 29

БЕСПРИЗОРНЫЕ.



Очерк В. Р.
Фотогр. Шайхета.

Вместо одежды — клочья. Из-под них выглядывает тело — грязное, струпивое. Голоса простуженные, хриплые, отравленные зарядами кокаина. Ребячьи лица со взглядом взрослых, прошедших сквозь горно жизни.

Их можно встретить всюду: на людных рынках, на вокзалах, в закоулках. Вместе с утренней голубизной выползают они из зловонных дыр московских окраин, ночлежек и грязных притонов, рассасываются по улицам столицы в поисках куска хлеба, заработка.

Работают — всякий по своей специальности: нищенство, карманные кражи, мелкое торгашество. Чаще — кража и попрошайничество.

Целыми днями «канючит» один из таких оборвышей на углу, дрогнет до костей, с тем, чтобы вечером всю дневную выручку отдать содержательнице притона за одну порцию кокаина. Другие действуют коллективно — целым кагалом, совершая кражи и тут же деля добычу.

К ночи — опять по углам. Кто с выручкой — в ночлежку, в теплый угол, а у кого нет ничего, — перед тем перспектива провести ночь под забором, под подворотней, в котле из-под асфальта.

Собираются кучи таких бездомных и, слившись лоскутьями в сплошную кучу, похожую на кучу отбросов, проводят ночь.

Так тянется их жизнь.

Это — огромная армия. Это — большое зло советского государства, страшное наследие тяжелых годин голода, войны, разрухи. Это — по большей части дети, выброшенные за борт, — семьи, погибшей в борьбе за существование. Дети опустошенных сел и деревень.

Но эти дети — есть часть того поколения, которое должно прийти на смену и построить новую жизнь. А вместо этого — одичалые, изголодавшиеся, впитавшие в себя все пороки улицы, — они гибнут. Отравленные всеми ядами — от кокаина до невинного табака, — эти молодые организмы сгорают. Из их среды вербует свои резервы преступления часть нашего общества — воры, грабители, бандиты.

И пока есть беспризорные дети, преступники не переведутся.

Отсюда понятно то огромное внимание, какое уделяет борьбе с беспризорицей советская власть.

В настоящее время число беспризорных по сравнению с 1921—22 г. г. значительно сократилось, но все же оно далеко превышает десяток тысяч. Благодаря огромной работе, проделанной комиссией по борьбе с беспризорицей (ДЧК), с каждым днем число детей, уводимых с улицы в приемники. растет.

В трудкоммуме.

Дети, попадающие в руки комиссии, помещаются в приемник, отсюда они через несколько дней распределяются по специально для них организованным трудкоммунам. На их место приходят другие и т. д.

Трудкоммуны — это, пожалуй, самое радикальное из всех средств борьбы с беспризорицей. Здесь, в домашних условиях, дети улицы втягиваются в разумную жизнь через трудовые процессы, работая там, где их больше всего интересует. И всякий заработанный рубль идет в общий котел на улучшение быта коммуны — питание, одежда и т. п.

Говоря о борьбе с беспризорицей, нужно сказать, что государство наше еще очень бедно и не может выделить нужные средства, чтобы сразу выудить всех бездомных детей и поставить их в сносные, трудовые условия. И поэтому в борьбе с этим социальным злом необходимо участие широких слоев трудящихся масс.

Ныне такая организация трудящихся существует в виде общества друзей детей, насчитывающего в себе около 50.000 членов. Путем отчислений от заработка, распространения литературы, жетонов, марок, общество дает значительные суммы, которые дают возможность государству доводить начатую работу до конца.

Беспризорные в одном из московских детских домов. См. очерк «Беспризорные».

Наряду с обществом друзей детей огромную часть общей работы по борьбе с беспризорицей взяли на себя члены РКСМ, учащиеся ВУЗ'ов, юные пионеры. Сотни товарищей откликнулись на призыв Детской комиссии и работают в качестве труженников по сбору беспризорных с улиц и постановке работы в трудкоммунах. А последняя работа должна быть поставлена в основу всей работы. Ведь, мало взять беспризорного с улицы, надо сделать из него сознательного, подготовить из него стойкого защитника советской власти. Надо выбить из него дурные наклонности и привычки, а это можно сделать только при хорошей постановке культурно-просветительной работы.