СМЕНА, №6, 1924 год. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА.

"Смена", №6, апрель 1924 год, стр. 19-21

ПРИРОДА И КУЛЬТУРА.

Беседа Я. М. Гольдберга.

«РЕБЯТА, не расходитесь, пришел лектор по мироведению, сейчас состоится лекция, идите в помещение ком'ячейки».

Большинство рабочих с радостными возгласами направилось на лекцию, но некоторые выразили неудовольствие:

— Мироведение, а зачем нам нужно это мироведение, ну, там политграмоту — это еще так, а мироведение, зачем нам это знать?

Лектор услышал эти недовольные возгласы и предложил рассказать, зачем надо каждому человеку знать мироведение и что это за наука.
Вверху: сравнительная величина Земли, Солнца, Луны и планет солнечной системы, белый кружок — Солнце, точка в центре — Земля; если нашу Землю поместить в центре Солнца, то и Луна, отстоящая от Земли на 360.000 в., поместилась бы в Солнце.

Внизу: один из самых больших телескопов в обсерватории Иеркса в Америке.

— Скажите, товарищи, — начал он, — представляет ли себе муравей, который ползет в саду, тот клочек земли этого сада точно таким же маленьким, каким этот клочек земли кажется нам? Или же этому муравью кажется, если только он может мыслить и представлять себе, этот сад и этот клочек земли огромным, большим и даже целым миром?

— Ясное дело, — был хоровой ответ, — муравей, должен бы думать, что сад и даже его клочек земли в этом саду — необ'ятное царство, а, может быть, и весь мир.

Вот, товарищи, и вы все, не знающие мироведения, не знающие той земли, на которой вы живете, — похожи на таких муравьев. Для того же, чтобы из муравьев превратиться в культурных людей, надо познать окружающий нас мир, а познать его можно через науку — мироведение. Вот, например, какой кажется вам наша земля? Большая она или маленькая?

— Ну, конечно, большая, — начал один из рабочих — вот я сам из Сибири, а сколько дней я ехал из Сибири, пока добрался до Одессы, а это, ведь — только часть земли: так что посчитай, какая будет вся земля!

— А вот наука доказывает, — ответил лектор, земля в сравнении с другими планетами, звездами и небесными светилами совсем маленькая: есть такие небесные светила, которые в 4—5 раз больше нашей земли, а солнце в 1.300.000 раз больше нашей земли.

Наступило небольшое молчание, которое прервал лектор:

— Но это еще не все, а вот, скажите мне, товарищи, слыхали ли вы, что в старину люди поклонялись небесным светилам: солнцу, луне, звездам и говорили, что это боги?

— Как же, нам читали лекции...

— Так вот: в древности человек говорил, что солнце, луна и другие небесные светила — это боги. Скажите же, товарищи, почему теперь никто из нас не станет поклоняться ни луне, ни солнцу и т. д.?

— Мы перестали считать солнце и луну богами потому, — начал один из рабочих, — что теперь через медные трубы со стеклами, если взглянешь на луну, положим, то увидишь там все ясно: и горы и все прочее. Значит, когда мы видим, что это за штука такая луна, то как же мы верить можем что это бог. Вероятно, люди верили потому, что труб-то у них не было.

— Верно, товарищ, сущая правда, только вот запомните: труба медная, о которой вы говорили, называется телескопом. Теперь еще пример в доказательство истины ваших рассуждений. Я вас спрошу, что у меня сейчас находится в кармане? Вы ответите: откуда мы можем знать, что у вас в кармане, разве ваш карман прозрачен. Тогда я вам скажу, что у меня в кармане табакерка, круглая, желтого цвета, из жести и т. д. и т. д. Вы, не видя этой табакерки, верите мне на-слово, зная, что я вас не стану обманывать: вы верите мне по той причине, что привыкли верить учителю, но, когда я вытащу из кармана эту табакерку, вы ее своими глазами увидите, вы тогда будете знать, что у меня в кармане табакерка и верить вам уже больше не надо.

— Теперь скажите, товарищи, — продолжал лектор, — нет ли сейчас таких людей, которые говорят, что если падает звезда — значит — человек умирает.

Звонкий хохот прервал лектора.

Лектор продолжал:

— Когда такой суеверный человек видит падающую звезду, то, желая себя предохранить от смерти, которая будто бы связана с этой падающей звездой, он говорит: это не моя звезда. Разве теперь нет таких суеверных людей?

— Сколько хочешь, хором ответили рабочие, а в особенности наш брат — деревенский: городской-то уж малость обтесался, а деревенский...

— Те люди, которые не изучали мироведения — полны точно такими же предрассудками, как и люди в старину. Они не могли об'яснить явлений природы; они не знали, почему гром гремит, молния блестит и т. д. — вот и приписывали все это богу.

— Илья пророк на колеснице едет — вот тебе и гром, — прервал лектора один молодой рабочий.

— Да, Илья пророк и тому подобная чепуха — это все от незнания природы. А если я вам сам сделаю радугу только не на небе, а здесь на потолке: если я вам принесу электрическую машину и сделаю самый настоящий гром и молнию, только не такой сильный, как в природе, то вы не станете говорить, что радугу, гром, молнию и т. п. делает бог. Как только люди стали изучать природу, они увидели, что не только эти явления природы не сделаны богом, но что и самого бога нет. Поэтому они перестали верить, начали знать. Недаром говорят, что, если наука делает шаг вперед, то религия делает такой же шаг назад. Недаром сжигали на кострах людей науки. И надо изучать мироведение, чтобы рассеять мрак суеверия и веру в божества: прозреть, что не бог создал мир. Но это еще не все, ради чего нам надо изучать мироведение: самое главное впереди, вы сейчас узнаете, для чего человек должен изучать окружающую его природу.

1. Транспорт спиленных деревьев.
2—3. Нагрузка распиленных деревьев с помощью под'емной машины.

Деревья спиливаются в лесу, погружаются на платформы и, с помощью специально приспособленного для движения по снегу автомобиля, перевозятся к месту дальнейшей обработки. Распиленный на доски лесной материал с помощью под'емных машин погружается в вагоны или на пароходы. Продукты дерева безконечно разнообразны: из него получаются и твердые балки, служащие подпорками в туннелях, и такой «нежный» материал, как газетная бумага.

Скажите мне, пожалуйста, трудно ли вам раздобыть огонь, ну, хотя бы для того, чтобы развести огонь в плите? — спросил лектор, улыбаясь.

— Какой же труд, когда у меня это делает мой семилетний мальчишка, — сказал один из рабочих, до сих пор все время молчавший.

— А знаете ли вы, товарищи, что давным-давно, когда люди были еще дикарями, им добыть огонь было чрезвычайно трудно. Они брали кусок дерева, делали в ней небольшое углубление, вставляли в него палку и вертели последнюю между ладонями обеих рук так, чтобы конец палки терся о доску. Приходилось добывать огонь час и два, а если сырая погода, то и три—четыре, пока от трения палки сначала не появлялась теплота, а потом огонь. Вот каким каторжным трудом этим несчастным людям приходилось добывать тот огонь, который сейчас так легко добывает даже семилетний мальчишка. Теперь скажите, пожалуйста, что должны были найти ученые люди — химики, чтобы изобрести спички, т.-е., чем эти химики покрывают конец спички, которым вы трете о черную стенку коробки для получения огня.

— Серу, — воскликнуло несколько голосов.
— Вот-вот, — подхватил лектор, — а серу откуда ученые достали, знаете ли вы?
— Из земли.
— Значит, товарищи, серу люди добывают из природы.
— Если бы мы не знали природы, то не нашли бы и серы и фосфора, и до сего времени добывали огонь, как те дикари, о которых я вам раньше говорил.

Один из продуктов обработки дерева — газетная бумага.

— У меня вопрос, — сказал один молодой рабочий.

— Я не понимаю, причем здесь природа: сера добывается в земле — это понятно, а какое отношение сюда имеет природа. Да и как определить, что такое природа? Понять-то я понимаю; вышел я в поле или в лес там — вот тебе и природа, а определить точно, что такое природа — не могу.

— Вот это хорошо, что вы подняли этот вопрос, но не я вам определю, а прошу кого-либо из присутствующих это сделать.

— Мое мнение такое, — начал медленно один из рабочих, — природа это все, что нас окружает.
— Значит, по вашему мнению выходит, что стена, доска, стол, которые вас окружают — все это природа — так ли это?
— Нет, не так — крикнуло несколько голосов.
— Значит, не все, что нас окружает есть природа?
— Нет, не все! — ответил один молодой парень.
— А почему? — спросил лектор.
— Потому, — ответил молодой парень, — что стол, стену, доску и т. д. сделал человек своими руками, так что это не природа.
— Ну, а природа? — доискивался лектор.
— Природа, природа, — продолжал, улыбаясь, парень, — природа-то и не сделана руками человека.

Деревянные балки, служащие крепями в шахте.

— Значит, — подхватил лектор, — не все, что нас окружает, есть природа, а лишь только то, что не создано руками человека, и нам остается только выяснить, как она создалась, если мы говорим, что не человек и не бог природу эту создал.

— Теперь понятно, — хором сказали все.

— Если понятно, — продолжал лектор, — то скажите-ка мне, пожалуйста, а как вы назовете то, что руками человека создано?
— Очень просто, — ответил кочегар, — мы назовем это техникой.

— Разве, товарищ, все, что создано человеком, вы назовете техникой. Вот, например: нарисована человеком картина, ведь это не техника, а искусство. Я вас спрашиваю, как вы одним общим именем назовете все, все, что создано человеком — и технику, и архитектуру, и искусство и т. д. и т. д.

— Постойте, постойте, товарищ лектор, дайте-ка нам подумать, — попросили рабочие.
— Пожалуйста, товарищи, подумайте!

Рабочие повынимали, кто табачек, кто махорку и так задымили точно трехтрубный пароход отчаливал от берега. Моментально образовались кружки и слышны были возгласы: «искусство», да сказал же лектор, что не это, — что же это может быть. — Давай-ка спросим секретаря ячейки, он ведь человек с башкой. — Культура, культура, слышь, это культура.

Гурьбой подошли к лектору рабочие и среди них один с английской трубкой в зубах спросил:

— Неправда ли, товарищ лектор, все, что создано руками человека — это называется культурой?

— Совершенно правильно, товарищ, все, что создано руками человека, мы называем культурой. А все, что не создано руками человека — природой. А теперь, товарищи, скажите мне, пожалуйста, откуда же взялась вся эта культура, которую мы видим.

— Как, откуда? — спросил один старый рабочий.
— Да вот к примеру мое пальто, что это — часть природы или культуры? — спросил лектор.
— Раз сделано человеком — стало-быть культура.
— Так, а из чего сделано это пальто?

— Из чего? Известно из чего: взяли овец, постригли шерсть, промыли, получили пряжу и т. д. и вот на фабрике получилось сукно — вот тебе и пальто.

— Правильно, — ответил лектор, — ну, а шерсть-то овец, из которой вы делаете сукно — это что: природа или культура?

— Раз шерсть человек своими руками сделать не может стало быть шерсть — это природа.
— Значит, вы ваше сукно, вашу культуру, получили откуда?
Из природы, — крикнули хором все рабочие.

— Из природы. Все предметы культуры, какие вы только ни видите — создал человек из природы. Вот этот стол — был деревом, которое росло в лесу. Пришел человек, дерево подрубил, отправил в мастерскую и из этого дерева — из природы сделал стол, стул, пианино, скрипку, ящик и т. д. — сделал культуру. Но теперь, скажите, какой человек может превратить природу в культуру: дикарь или человек культурный.

— Что там дикарь сделает, дайте ему дерево, так и останется деревом; ничего дикарь не сделает. Вот, к примеру сказать, мы, здешние рабочие, который больше обучен, тот тебе и вещь как следует быть сделает, а который не обучен, тот как был сподручным, так сподручным на всю жизнь и останется: известное дело — только культурный человек может все сделать.

— А вы, товарищи, — продолжал спрашивать лектор, — из чего делаете разные гайки, винты, гвозди и т. д.
— Мы-то. Мы делаем из железа, бывает из меди, какие потребуются.
— Так, а где-ж это железо или медь люди достают?
— Из земли — называется это рудники, правда, товарищ лектор?
— Правда, правда, значит, в природе добывают железо и медь.
— Выходит, что в природе.
— А скажите, было ли такое время, когда человек не знал о железе и меди.
—Конечно, такое время было.
—Что же культура его была высокая, когда железного топора-то не было.

— Значит, — продолжал лектор, — когда человек нашел в природе железо, то он из этого железа начал выделывать разные предметы культуры и жизнь его улучшилась. Так ли я говорю, товарищи?

— Так, так. — крикнули все рабочие.
— Какой же вывод, товарищи, вы можете отсюда сделать? — спросил лектор.

— Вывод вот какой, — начал один рабочий, — вывод, по-моему мнению, очень простой, а именно: чем больше ты будешь изучать природу, тем больше ты ее изучишь, а чем больше ты ее изучишь, тем богаче будет твоя культура, а чем богаче будет твоя культура, тем легче и лучше тебе будет жить.

— Но вот, дорогие товарищи, — продолжал лектор, — есть еще один вопрос, о котором вы не должны забывать: всем ли стало лучше жить от этой культуры? Не надо забывать, что мало научиться превращать природу в культуру, — надо еще научиться культуру эту распределять так, чтобы не было королей нефти, королей железа, королей золота и т. д., и т. д., а чтобы этой культурой пользовались все, все. Вот на этом мы и закончим сегодня нашу беседу.