УТРО. ГОРОД присыпается. Грудь распирает крепкий пьянящий воздух. Протяжно взревели гудки, призывая на работу.
Фабзайцы идут весело. Шустрый мальчуган — на руках под подбадривающие крики товарищей, Натока "Бульдог", коренастый озорной крепыш, все старается кого-нибудь толкнуть и приложить клепку.
Быстро оживает школа в спорах, смехе и песнях. Весна. И уроки на ум не идут.
— Это во цвете-то лет и сил, да геометрия. Провались она в тар-тарары.
— Верно. Как то не сосредоточиться. Нельзя спокойно заняться делом, — басит Серега "Зеленуха".
Но не все балуют. Вот, рядом с ребятами, льющими воду из бутылки в карманы зазевавшихся товарищей, группа комсомольцев горячо обсуждает рассказик Петряка в "Молодом ленинце". Петряк, кстати, у нас в школе пользуется большой популярностью. Фабзайцы-рабфаковцы, те еще посерьезнее. С утра зарядились толковать о ноте, Лиге Времени и нагрузке работой. Так идет время до начала занятий.
Стараясь покрыть шум, Ванька "Полюха" кричит во все горло:
— Ребята, сегодня состязание на поле "ОКС".
— Молодчага, рыжий, качать его, ребята...
— Тише, вы, черти. Подождите минуту. Завтра занятия литературно-драматического кружка, сегодня собрание юнкоров стенной газеты, — об'являет редактор.
— Замри, учком идет, — угрожающе шепчет от дверей Митька "Хлеб".
Входит Сашка "Барин", строго оглядывает ребят, начинает поверять наличие учеников в классе...
Первый урок — губсовпартшкольца Шуры. Сочно, образно идет рассказ о французской революции. Ребята внимательно слушают, потом делают выводы и обмениваются мнениями. В конце урока лектор "заколачивает гвозди", об'ясняет правильную точку зрения и исправляет ошибки отдельных товарищей.
УРОКИ КОНЧЕНЫ. Из столовой "Ильича" ребята направляются в учебные мастерские и цеха. Инструктор Никитин, он же Яша "Филин", раз'ясняет кому в какую бригаду итти и какой инструмент брать. Закипает работа. Строгает железо напильник, плющатся заклепки под ударами пудовых молотов, прямятся рамы, бешено грызут сталь автоматические сверла и зубила. Быстро бегут ремни, легонько подрагивают трансмиссии, рокочут шестеренки, визжат резцы, равномерно ходят вперед и назад, поблескивая в солнечных лучах, огромные поршни и валы. Адским жаром пышат печи, на лету подхватываются под'емником огромные красно-белые куски стали и под могучими ударами большого молота превращаются в оси, дышла и другие части паровоза. Вот по воздуху несется на под'емном кране большая бадья. Кипит, клокочет жидкий чугун, летят во все стороны тысячи красных, белых и синеватых искр. С измученных лиц рабочих ручьем течет пот, глазам больно глядеть, но форма готова и "кати дальше".
И так, из взятого с кладбища жалкого подобия паровоза коллективные рабочие руки создают могучих красавцев "сормаков".
НА КАНАЛЕ СБОРНОГО цеха стоит невзрачный на вид паровоз серии НВ № 176. На нем кипит работа. Тут ребята уже не болтают, как утром в классе. Дело большое. В капитальном ремонте первый в СССР паровоз, выпускаемый исключительно силами фабзайцев. Ученики в количестве 28-ми человек работают под руководством двух инструкторов без всяких указаний со стороны. Даже чертежи и те делаются учениками. Наша надежда после генеральной прокатки выпустить паровоз на славу.
Немало было препятствий у работающей над паровозом четвертой группы фабзавучников. Начальник мастерских, он же Зав. Школой, Филатов, в свое время издал приказ: "Отобрать у учеников паровоз и выпустить в три дня в счет производственной программы". Отстояли райкомы РКП и РКСМ, спасли школу от бесчестья, дали Филатову нахлобучку. Еще больше было сомнений и неудач — то не годится цилиндр, то перешабрили золотник.
Не раз в начале работы поддевали взрослые рабочие:
— Эй, вы, слесаря, когда кончите?
Теперь все это назади. Есть твердая уверенность, что к VI с'езду РКСМ паровоз будет готов и пойдет в Москву с гордой надписью:
Вот почему уже сейчас рабочие начинают видеть в фабзавучниках свою крепкую смену, а ребята мечтают о награде: дали бы заведующего и хоть треть инструкторов и преподавателей—коммунистов. А то в школе на 215 учеников, из которых 60% комсомольцев, из 30 служащих педагогов и инструкторов только два кандидата партии.
В НАШЕЙ ШКОЛЕ вторая часть третьей группы готовят для всех фабзавучей Сев. дороги физические приборы. Вторая и часть третьей группы делают Магдебургские полушария, насосы Паскаля и центробежные машины. Много еще у нас вопросов, с которыми стоит поделиться на страницах "Смены" с ребятами других школ. Вот, например, вопрос об общежитии, о распущенности некоторых ребят, об отношениях с родителями, об отношениях между парнями и девушками и т. д.
Сейчас мы готовимся к конкурсу "Смены" на школу фабзавуча. Отпишем, тогда обязательно осветим все на страницах "Смены".