СМЕНА, №9, 1924 год. ПАРОВОЗ НВ 176.

"Смена", №9, май 1924 год, стр. 30-31

"Ленинская смена", паровоз, выпускаемый фабзавучем Ярославских мастерских из капитального ремонта к VI С' езду РКСМ.

ПАРОВОЗ НВ 176.

(ШКОЛА УЧЕНИЧЕСТВА ГЛАВНЫХ ЯРОСЛАВСКИХ МАСТЕРСКИХ).

Н. ДЕНЧИК, снимки КРАСИНСКОГО.

I.

УТРО. ГОРОД присыпается. Грудь распирает крепкий пьянящий воздух. Протяжно взревели гудки, призывая на работу.

Фабзайцы идут весело. Шустрый мальчуган — на руках под подбадривающие крики товарищей, Натока "Бульдог", коренастый озорной крепыш, все старается кого-нибудь толкнуть и приложить клепку.

Быстро оживает школа в спорах, смехе и песнях. Весна. И уроки на ум не идут.

— Это во цвете-то лет и сил, да геометрия. Провались она в тар-тарары.

— Верно. Как то не сосредоточиться. Нельзя спокойно заняться делом, — басит Серега "Зеленуха".

Но не все балуют. Вот, рядом с ребятами, льющими воду из бутылки в карманы зазевавшихся товарищей, группа комсомольцев горячо обсуждает рассказик Петряка в "Молодом ленинце". Петряк, кстати, у нас в школе пользуется большой популярностью. Фабзайцы-рабфаковцы, те еще посерьезнее. С утра зарядились толковать о ноте, Лиге Времени и нагрузке работой. Так идет время до начала занятий.

Стенгазета фабзавучников ТМЯ, в углу — редактор ее, — Н. Денчик.

Стараясь покрыть шум, Ванька "Полюха" кричит во все горло:

— Ребята, сегодня состязание на поле "ОКС".

— Молодчага, рыжий, качать его, ребята...

— Тише, вы, черти. Подождите минуту. Завтра занятия литературно-драматического кружка, сегодня собрание юнкоров стенной газеты, — об'являет редактор.

— Замри, учком идет, — угрожающе шепчет от дверей Митька "Хлеб".

Входит Сашка "Барин", строго оглядывает ребят, начинает поверять наличие учеников в классе...

Первый урок — губсовпартшкольца Шуры. Сочно, образно идет рассказ о французской революции. Ребята внимательно слушают, потом делают выводы и обмениваются мнениями. В конце урока лектор "заколачивает гвозди", об'ясняет правильную точку зрения и исправляет ошибки отдельных товарищей.

II.

УРОКИ КОНЧЕНЫ. Из столовой "Ильича" ребята направляются в учебные мастерские и цеха. Инструктор Никитин, он же Яша "Филин", раз'ясняет кому в какую бригаду итти и какой инструмент брать. Закипает работа. Строгает железо напильник, плющатся заклепки под ударами пудовых молотов, прямятся рамы, бешено грызут сталь автоматические сверла и зубила. Быстро бегут ремни, легонько подрагивают трансмиссии, рокочут шестеренки, визжат резцы, равномерно ходят вперед и назад, поблескивая в солнечных лучах, огромные поршни и валы. Адским жаром пышат печи, на лету подхватываются под'емником огромные красно-белые куски стали и под могучими ударами большого молота превращаются в оси, дышла и другие части паровоза. Вот по воздуху несется на под'емном кране большая бадья. Кипит, клокочет жидкий чугун, летят во все стороны тысячи красных, белых и синеватых искр. С измученных лиц рабочих ручьем течет пот, глазам больно глядеть, но форма готова и "кати дальше".

3-я группа фабзавуча в Ярославских мастерских.

И так, из взятого с кладбища жалкого подобия паровоза коллективные рабочие руки создают могучих красавцев "сормаков".

III.

НА КАНАЛЕ СБОРНОГО цеха стоит невзрачный на вид паровоз серии НВ № 176. На нем кипит работа. Тут ребята уже не болтают, как утром в классе. Дело большое. В капитальном ремонте первый в СССР паровоз, выпускаемый исключительно силами фабзайцев. Ученики в количестве 28-ми человек работают под руководством двух инструкторов без всяких указаний со стороны. Даже чертежи и те делаются учениками. Наша надежда после генеральной прокатки выпустить паровоз на славу.

Немало было препятствий у работающей над паровозом четвертой группы фабзавучников. Начальник мастерских, он же Зав. Школой, Филатов, в свое время издал приказ: "Отобрать у учеников паровоз и выпустить в три дня в счет производственной программы". Отстояли райкомы РКП и РКСМ, спасли школу от бесчестья, дали Филатову нахлобучку. Еще больше было сомнений и неудач — то не годится цилиндр, то перешабрили золотник.

Учком и бюро ячейки.

Не раз в начале работы поддевали взрослые рабочие:

— Эй, вы, слесаря, когда кончите?

Теперь все это назади. Есть твердая уверенность, что к VI с'езду РКСМ паровоз будет готов и пойдет в Москву с гордой надписью:

VI С'ЕЗДУ РКСМ.
МОЛОДЫЕ ЛЕНИНЦЫ
ШКОЛЫ УЧЕНИЧЕСТВА
СЕВ. ЖЕЛ. ДОР.

Вот почему уже сейчас рабочие начинают видеть в фабзавучниках свою крепкую смену, а ребята мечтают о награде: дали бы заведующего и хоть треть инструкторов и преподавателей—коммунистов. А то в школе на 215 учеников, из которых 60% комсомольцев, из 30 служащих педагогов и инструкторов только два кандидата партии.

IV.

В НАШЕЙ ШКОЛЕ вторая часть третьей группы готовят для всех фабзавучей Сев. дороги физические приборы. Вторая и часть третьей группы делают Магдебургские полушария, насосы Паскаля и центробежные машины. Много еще у нас вопросов, с которыми стоит поделиться на страницах "Смены" с ребятами других школ. Вот, например, вопрос об общежитии, о распущенности некоторых ребят, об отношениях с родителями, об отношениях между парнями и девушками и т. д.

На работе над подарком С'езду.

Сейчас мы готовимся к конкурсу "Смены" на школу фабзавуча. Отпишем, тогда обязательно осветим все на страницах "Смены".