Почта «Смены» должна целиком отражать нашу связь с читателем, — в ней должно находить место все то, что волнует и интересует ребят, читающих «Смену». Пускай по спорным вопросам высказываются все, кого эти вопросы интересуют. Для этой цели редакция не будет сейчас же отвечать на все то, что выдвигают ребята, — а даст возможность всем втянуться в обсуждение вопросов. Почта «Смены» — страничка всех тех, кто читает, — и кому дорога «Смена».
Неужели нет недостатков?
Меня, товарищи из "Смены", удивило одно: неужели Цека, вынося резолюцию о "Смене", не мог отметить ни одного недостатка? Неужели, по мнению Цека, так дело именно и обстояло? Лично, мне кажется, что это неправильно. Было много недостатков, — и этого, помнится никогда не отрицала и сама "Смена". Мне кажется, что следовало бы по этому вопросу дать раз'яснение. Что же касается в целом резолюции Цека, — то ее надо только лишь приветствовать. Особенно тот пункт, где говорится о том, что журнал "Смена" выдвигается в центр всей издательской работы Комсомола. Это одно уж говорит за то, что "Смена" будет расти и крепнуть с каждым днем.
Ф. Пожитков, (Москва).
От редакции.
Тов. Пожитков прав. Но все дело в том, что вкладка, помещенная в прошлом № "Смены", являлась лишь только выдержкой "ИЗ" резолюции Цека, — а отнюдь не всей резолюцией. А в полной резолюции указывалось и на целый ряд недостатков "Смены", — которые отмечались и нашими читателями и самой редакцией.
Брошен лозунг — 100.000 экземпляров "Смены". Эта работа должна быть проведена прежде всего силами самих комсомольских организаций. И мне кажется, что много поможет в деле осуществления этого лозунга следующее практическое мероприятие: пусть Цека Комсомола даст каждой губернии определенное задание, — к международному юношескому дню столько-то экземпляров "Смены". Каждый Губком в свою очередь сделает разверстку по уездам и кружкам, фабрично-заводским ячейкам. (Конечно, считаясь со всеми существующими условиями). Только тогда каждая комсомольская организация будет чувствовать определенную ответственность, — а это одно уж много значит в проводимой кампании за "100.000".
Мне кажется, что это должно быть как можно быстрей проведено в жизнь Центральным комитетом Комсомола. Резолюция последнего уже сделала очень многое для усиления влияния "Смены", — комсомольские организации, все комсомольские активисты начинают более серьезно смотреть на "Смену", которая, по словам Цека, "выдвигается на первый план". Предлагаемое практическое мероприятие, по моему, — поможет осуществить в жизнь лозунг Цека — "100.000" экземпляров "Смены" к международному юношескому дню 1924 года.
К. Матвеев. (Иваново-Вознесенск).
Ленинградцы должны подтянуться.
Дорогие товарищи из "Смены"! Большая радость охватила нас, когда мы прочли о том, что Цека Комсомола постановил довести распространение "Смены" до 100.000 экземпляров. Это действительно правильное постановление: такой журнал, как "Смена", может и должен разойтись в стольких экземплярах. Скажу про наш Ленинград. Как это ни странно, но есть у нас в Ленинграде крупные заводские ячейки, которые и в глаза не видели "Смены". А когда случайно где завидят номерок, то порой слюнки текут: "вот бы в нашу ячейку такой журнал, — а то, небось, пичкают всякой воблой..." Это об'ясняется тем, что журнал "Смена", в известной мере, попал в точку: именно в таком журнале и нуждается вся рабочая молодежь. А что же мы видим с его распространением? У нас, в Ленинграде, скажу прямо, райкомы палец о палец не ударили для распространения "Смены". Не стыдно это, товарищи? По моему, определенно стыдно. И это надо зафиксировать, сказав: — сказать теперь, когда есть постановление Цека Комсомола о "100.000". Такого негодного положения больше не должно быть. У нас, в Ленинграде, если райкомы возьмутся за дело, то "Смена" может разойтись самое меньшее в семивосьми тысячах экземпляров.
Скажем в заключение, что уверены в том, что "Смена", как только она будет так распространяться, станет самым любимым журналом рабочей молодежи.
Рабфаковец К. Вихирев. (Ленинград).
Начавшийся издаваться ЦК РКСМ журнал рабочей молодежи "Смена" с каждым новым номером приобретает все больше известности.
Но эта известность, пока что, охватила небольшие круги молодежи.
Журнал, главным образом, и то еще недостаточно, знает активная часть комсомола: работники комитетов, ячейковый актив и юнкоры, армия которых с каждым днем увеличивается и крепче вооружается пером.
Выпущенные семь номеров журнала встретили к себе внимательное отношение и вызвали среди ребят горячие толкования. Ребята с жадностью обеими руками ухватились за журнал, радуясь тому, что, наконец-то, будет свой, комсомольский журнал. Этот факт показывает — насколько назрело, стало жизненно и крайне необходимо иметь такого рода журнал.
Начало положено.
И сейчас перед "Сменой" вырисовывается во весь свой рост главная задача: проникнуть в массы производственной молодежи, на фабрики, заводы, школы фабзавучи, в армию и тем более во флот.
Другими словами сказать: "Смена" должна сделаться массовым, в глубоком понимании этого слова, журналом самой рабочей молодежи. Всем этим вопросам было посвящено, состоявшееся у нас, в Ярославле, 17-го мая совещание политпросвет. организаторов ячеек, редакций стенгазет и представителей школ фабзавуча Ярославской городской организации комсомола.
С большим вниманием совещание заслушало доклад представителя редакции.
Вполне соглашаясь с докладчиком и отмечая заметное улучшение последних номеров журнала, совещание все же признало, что "Смена" еще далеко не приспособилась к уровню развития и запросам рабочей молодежи. Внимания ему уделяется слишком мало.
Конечно, здесь надо принять во внимание, еще не успевшую наладиться, связь с провинцией. — Но это полным оправданием быть не может.
Мы видим, что в журнале чересчур много уделяется места красной романтике. Роман "Дело Эрбе и К°" не перестал печататься еще и в седьмом номере. Это начинает ребятам уже надоедать. Да и вообще, к использованию "такой" красной романтики надо подходить осторожно.
Она приносит пользу только до поры-до времени, а когда палка перегибается уже в другую сторону, получается результат, обратный тому, какой ожидался. Лучше всего об этом сказала тов. Крупская в своей статье "Поменьше барабанного боя", отпечатанной во вторам номере "Юного Коммуниста", которая содержит в себе оценку пионерского журнала "Барабан".
Она в ней пишет: "Надо научить поэтому пионеров, прежде всего, видеть все неустройство, все безобразие нашей жизни. И не только " надо ребят научить видеть", но надо научить "и ненавидеть" — "все безобразие нашей жизни", "дикость", "некультурность".
Тов. Ленин еще раньше, в сентябре 1918 г., в "Правде" в статье "О характере наших газет", указывая на главную задачу печати во время перехода от капитализма к коммунизму, отметил, чго у нас мало воспитывают массы на живых, конкретных примерах, "травли негодного, призывая учиться у хорошего".
Все это нам надо крепко запомнить.
Среди рабочей молодежи есть большой сдвиг в сторону активности, но что она некультурна, что среди нее есть пьянство, хулиганство, разврат — не надо замалчивать. Надо нам проще смотреть на вещи, быть "поближе к жизни", как учил Ленин, говорить об окружающей жизни, "научить смотреть правде в глаза". И если "Смена" будет вырабатывать именно такой подход, направлять активность молодежи по этому пути, — научит правильно бороться за поставленную цель, — тогда "Смена" сделается подлинным проводником ленинского воспитания молодежи.
Вот эта главная мысль, которую высказало совещание. Конкретно вынесено пожелание, чтобы статьи были поменьше и попонятнее, а также на большую четкость и размер шрифта.
В полной же мере успешное проведение всех этих задач возможно только при установлении самой теснейшей связи с местами, в первую очередь с крупными промышленными районами.
Совещание решило: Яросл. Губ. организация к Международному Юношескому Дню должна выписывать 1.000 экз. и уже сейчас выписывается до 200 экз.
Совещание высказалось за желательность организации кружков "Смены" в районах города, на задачу которых ляжет пропаганда и распространение "Смены", коллективное обсуждение выходящих номеров и т. д. А также признало необходимым привлечение к участию в "Смене" литературных кружков комсомольских писателей.
Совещанием было обращено еще внимание Редакции "Смены" на расширение отделов физкультуры, армии и флота, освещения вопросов детского коммунистического движения.
Попутно был задет вопрос о "Смене" для крестьянской молодежи, издание которой совещание признало крайне желательным, что также подтвердило Рыбинское уездное комсомольское совещание по работе в деревне.
Наша "Смена" проходит мимо вопросов быта, которые так быстро встают перед молодежью.
У нас, в Баку, разрешение этих вопросов пока вылилось в создание "комиссий по изучению быта молодежи". Устраиваем суды над пьющими или религиозными комсомольцами, — проводим по ячейкам так называемые "индивидуальные отчеты" и т. д., — пока только это. Ясно, что этого недостаточно; поэтому интересно было бы установить в "Смене" обмен мнений по вопросам быта и методам борьбы за новый быт.
Бакинская комсомолка
Ирина Б.
Ознакомившись с одним из номеров вашего журнала, я выписал его для школы на один год. Если не ошибаюсь, — "Смена" предполагает отвести значительное место на своих страницах вопросам жизни, быта и строительства фабзауча. А это для нас, работающих и строящих фабзауч в глухих уголках нашей Республики, — имеет очень большое значение. Мы вынуждены строить школу в чрезвычайно трудных условиях, — и каждая весточка об опыте этой же работы в другой местности, другой школе, — очень многому учит нас. И, выписывая ваш журнал, я полагал наладить тесную связь с вами по всем вопросам фабзауча, — использовав вашу информацию и опыт.
Среди наших учеников "Смена", имеет большой успех. Все мы желаем увеличения тиража "Смены", — единственного журнала, которым зачитывается наша молодежь.
Заведующий Нерехтской текстильной школой Ф.3.У.
А. Горский.