СМЕНА, №10, 1924 год. НА ВОДУ! ПРОГУЛОЧНАЯ ЛОДКА НА СЛУЖБЕ СПОРТА.

"Смена", №10, июнь 1924 год, стр. 33

НА ВОДУ!
ПРОГУЛОЧНАЯ ЛОДКА НА СЛУЖБЕ СПОРТА.

КЛИНКЕР, снимки КРАСИНСКОГО.

ОДНИМ ИЗ НАИБОЛЕЕ распространенных видов спорта в Республике следует считать — водный. Действительно, там, где только имеется хоть маленькая речушка, прудик, мы всегда найдем хоть какую либо лодочку и гребцов.

К сожалению, мы бедны специальным инвентарем, — я говорю о легких гоночных лодках, — что нам мешает проводить планомерную работу по спортивной или так называемой академической гребле.

Между тем вовлечь молодежь в занятия водным спортом — это значит дать наиболее всестороннее и полезнейшее средство физического развития.

В то же время мы прекрасно понимаем, что снабдить специальным инвентарем хотя бы крупные центры (не говоря уж о провинции) нам удастся не раньше, как через несколько лет.

УЧЕБНАЯ ЧЕТВЕРКА НА ХОДУ: следует обратить внимание на правильное положение корпуса у гребцов.

Исходя из всего этого, перед нами вырисовывается задача: использовать для спортивных целей, в качестве учебного инвентаря, обычные прогулочные лодки и шлюпки, приспособив и переделав их по возможности для этих целей.

На таких лодках, усвоив основные правила гребли, можно совершать с большим успехом экскурсии-прогулки по воде.

Сейчас же рассмотрим то, каким образом можно приспособить обыкновенную лодку для этих целей.

Устройство передвигающейся подножки.

Наша типичная прогулочная лодка обыкновенно строится без подвижной подножки, которую всегда заменяют прибитые к полу или обшивке планки. Однако, этот недостаток легко устранить, если снять одну из помещенных на корме скамеек.

Что касается реек подножного крепления, то мы ставим их под таким углом, чтобы придать самой подножке наклон в 45°, позволяющий гребцу опираться на нее всей ступней. Внизу же к подножке можно приделать деревянные каблуки или ремни, которые будут мешать отходить пяткам назад.

Следует еще заметить следующее: для того, чтобы само сидение (доска) не было слишком узко, оно должно иметь не менее 40 см. размера, дабы давать возможность гребцу наклоняться как можно дальше назад.

Одна из основных переделок будет заключаться в замене обыкновенных круглых или овальных уключин — новыми, которые легко сделать в любой слесарной мастерской или кузнице.

Обыкновенная уключина (справа) и уключина нужного типа (слева).

В отношений весел следует руководствоваться следующими, наиболее удобными величинам: размер весла — 205—210 см. (при чем на долю внутреннего плеча приходится 60 см.). Было бы весьма желательным заменить неподходящие вальковые весла, у которых несколько коротко внутреннее плечо, — более легким и тонким, без вальков, просверлив рукоятки и залив их свинцом для противовеса.

При чем следует все время помнить, что главное условие гребли заключается в том, чтобы весло свободно помещалось и двигалось в уключине. Для уменьшения трения следует обить кожею то место весла, которое прилегает к уключине.

ОБЩИЙ ВИД ПРОГУЛОЧНОЙ ШЛЮПКИ, ПЕРЕДЕЛАННОЙ ДЛЯ СПОРТИВНОЙ ГРЕБЛИ: а — способ расширения сиденья для гребца до 40 сантиметров ширины; в — новое устройство подножки. Расстояние от сиденья до подножки должно быть от 60 до 90 сант., наклон подножки — 45°.

Следует также не забывать, что грести надо по возможности длинным, но нечастым ударом (от 18 до 22 ударов в минуту) спокойна не "вырывая" конец и начало.

Конечно, при этом лодка не должна быть сильно перегружена.

ТРЕНИРОВКА НА ПРИСПОСОБЛЕННОЙ К ПРАВИЛЬНОЙ ГРЕБЛЕ ШЛЮПКЕ: очень характерно положение весел, которые при заносе не должны глубоко уходить в воду.

Все вышеуказанные переделки делают лодку совершенно приспособленной для изучения правильного удара — основы всего гребного спорта, — удара, который дает наибольший процент полезной работы, тем самым значительно облегчая работу организма.