ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ КОМСОМОЛА: манифест Ленинградской организации "Труд и Свет" (19(7) (слева вверху); приветственное письмо, полученное I Конференцией Московской организации от Ленинградского Социалистического Союза Рабочей Молодежи (1917) (вверху в середине); воззвание Бюро по созыву I Всероссийского С'езда (Москва, октябрь 1918) (справа вверху): В СЕРЕДИНЕ: "Юный Пролетарий" журнал Ленинградского Комитета Социалистического Союза Рабочей Молодежи (август 1918); "Интернационал Молодежи" журнал Московского Союза Рабочей Молодежи "III Интернационал" (декабрь 1917): ВНИЗУ членский билет Ленинградского юношеского клуба "Восход солнца" (1917).
1. Оглянемся на пройденный нами путь:
неполные два года отделяют нас от V с'езда союза. За эти месяцы Комсомол увеличился втрое, от "танцулек" шагнул к учебе, далеко позади оставил пресную и вялую "культурку", из союза подростков стал вождем рабочего юношества, вырос в крепкий оплот и надежную смену Коммунистической Партии.
Нас было к V с'езду | Нас стало к VI с'езду |
235.000 | 700.000 |
Тогда в рядах союза на каждые 100 членов были только | Теперь пролетарское ядро союза окрепло: в рядах каждой сотни комсомольцев — |
28 | 41 |
молодых рабочих. | молодой рабочий. |
Своей неутомимой работой Комсомол заставил отступить призрак массовой безработицы молодежи.
Страна наша нищая, каждый грош на примете, — но Комсомол сумел сохранить молодежь в производстве, заковав ее в броню от покушений зубастого "хозрасчета".
Всего два года прошло, а Комсомол вынес на своих руках фабзавуч, школу чумазых заводских ребят, родную дочь фабрик и первый росток подлинно-трудовой школы. В учебных мастерских фабзавуча уже подрастает 800.000 не просто фаб-зайцев, а на три четверти комсомольских фаб-орлят.
На V с'езде союз впервые одел шефский бушлат, а VI с'езд уже шлет привет комсомольскому флоту. Не сосчитать теперь железных тросов, которыми скреплен каждый красный корабль со своей заводско-союзной родиной.
К V С'езду мы имели чахлые газетки и тощую стопочку комсомольских книг: теперь из-под печатного станка каждую неделю разлетаются по СССР 500.000 экземпляров союзных газет, теперь рабочая молодежь имеет свой журнал "СМЕНУ", — который только начинает свой рост, но уже крепко стал на ноги.
Под крылом союза развернулось могучее и сочное движение пионеров. Два года назад красные галстучки были в диковинку, а теперь их уже носит 250.000 детей трудящихся.
Не на горами время, когда миллионы большевичат будут "к борьбе за рабочее дело всегда готовы".
2. Нащупаем, где у нас недохватки и промахи:
а их, конечно, не мало.
Рабочее ядро союза окрепло, но не в меру мало партийное ядро.
Из каждых | примерно |
100 | 94 |
комсомольцев | не члены партии. |
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ КОМСОМОЛА: письмо Н. К. Крупской Московской организации. Ленинград. 1917 (начало). |
Теперь второй из'ян. Ильич учил нас связывать каждое колечко учебы с жизнью и работой: а разве цепь нашей учебы тесно спаяна со всем, чем живет и что делает каждый из членов союза? У нас еще слишком много сухого, непонятного, казенного в клубах и кружках; союз дает еще слишком мало связных и нужных знаний: рядовому комсомольцу еще не достаточно простора в ячейке.
И еще пробел у нас зияет во всю ширь: Комсомол не пустил еще глубоких корней в деревенскую целину.
Когда-то, когда рабочий класс еще только вызревал в своей цеховой скорлупе, он был слишком зелен, чтоб вербовать себе попутчиков: его самого вела на буксире буржуазия. Но рабочий давно проклевал эту скорлупу и расправил плечи. Расчетливый и дальновидный, он с ленинской зоркостью ищет помощников и с ленинским упорством крепит с ними союз.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ КОМСОМОЛА: письмо Н. К. Крупской Московской организации. Ленинград, 1917 (конец). |
Наш главный союзник — трудовой крестьянин. Комсомол должен стать одним из важнейших ремней от города к деревне. Этого мы еще не добились.
3. С'езд скажет, как исправить эти из'яны
И прежде всего скажет, как по ленински перестроить дело воспитания в Комсомоле, как нагнетать в каждую союзную клеточку дух неугомонного воинствующего большевизма, как переплести учебу с жизнью и работой.
VI С'езд повернет рабочую молодежь лицом к деревне.
Хоть в нашей стране хозяин — и мы, но война в ней не прекращается ни на миг. Когда приспело время, мы приоткрыли шкатулку и выпустили изувеченного, по шустрого буржуазного беса — не на волю, а в работу: верти нам, любезный, колесо! Задача в том. чтоб вся машина вертелась в нужную сторону. Если новая буржуазия окерпнет настолько, чтоб двинуть ее против нас — нам крышка. Потому-то и кипит горячий бой у каждого прилавка и амбара, на каждой ярмарочной площади, — всюду, где сшибается социалистическое начало с капиталистическим. Главное поле битвы — деревня. Прозеваем смычку, ее перехватит враг и качнет основу, на которой наша партия построила СССР. Вот в какую потасовку врезается Комсомол. Рубить здесь нельзя сплеча. Против нарождающейся сельской буржуазии, за коммунизм, за бедняка, за маломощного, за их союз с рабочим классом, — надо биться не голыми кулаками, а упрямым и долгим трудом. Каждое улучшение в сельском хозяйстве, в советском аппарате в деревне — захваченный у врага окоп; каждая зерноочистилка — танк; кооперативная лавка — крепость; каждая изба-читальня, каждая школа — дальнобойное орудие. Партийная и комсомольская ячейка — боевой штаб и ударный отряд.
Борьба только завязывается. За колючей изгородью неграмотности, косности, слепой веры в боженьку прячется враг. У него оружия пока что побольше, чем у нас. Один самогон — чем не Доброхим? А ячейки этого Доброхима — в каждой подворотне.
Борьба решит дело. В этой борьбе огромной силой может и должен стать Комсомол.
Клич VI-го С'езда — за околицу городов! Союз должен под руководством рабочей молодежи впитать десятки и сотни тысяч молодых крестьян. Союз в руках нашей партии должен стать одним из главных орудий смычки.
4. С'езд заявит, что рабочая молодежь должна пойти в Комсомол:
Союз наш должен вырасти вдвое и втрое в деревне, а в городе он должен охватить всю молодежь заводов и фабрик.
К VI С'езду союз еще не охватил |
К VII С'езду в рядах Комсомола уже будет |
ПОЛОВИНЫ | ВСЯ |
всей молодежи, стоящей у станков. | молодежь рабочего класса. |
5. Кончится С'езд, и делегаты раз'едутся
из раззолоченных царских покоев, где под красными знаменами еще топорщатся романовские орлы, — назад, в свои губернии. Там они доложат о том, чего ждал в течение месяцев весь союз:
Нет среди нас таких, на кого это решение не накладывает новой ноши ответственности. Еще упорнее будем учиться в рядах Комсомола ленинскому искусству борьбы, коммунистическому упорству в работе, большевицкой выдержке и дисциплине.
Эта огромная армия, сердце которой — пролетарская молодежь, будет не только по названию, но и по каждому шагу своей работы ленинской. Это значит, что мы будем на мир и на каждую вещь глядеть глазами ленинской партии; это значит, что ТРИ МИЛЛИОНА комсомольских рук будут делать под руководством этой партии и в городе, и в деревне дело Ильича.