СМЕНА, №11, 1924 год. ЧЕТЫРЕ КОМСОМОЛЬСКИХ УПРЯМЦА.

"Смена", №11, июнь 1924 год, стр. 21

ЧЕТЫРЕ КОМСОМОЛЬСКИХ УПРЯМЦА.

КАК ВОЗНИКЛА СТЕНГАЗЕТА НА «КР. БОГАТЫРЕ».

С. БУДКЕВИЧ. фот. ЗУБКОВА.

ВЫСТАВКА СТЕНГАЗЕТ СОКОЛЬНИЧЕСКОГО РАЙКОМА: премированная газета "Под знаменем КИМ'а" (завод "Богатырь"). В середине: ее редактор тов. Будкевич.

СНАЧАЛА нас было четверо.

У четверых зародилась мысль: "нужна стенгазета". Нужен острый резец, чтобы срезать вредные наросты, нарывы с нашего предприятия, с нашего быта.

Решили, Начали. Потихоньку собирали материал для первого номера. Думали: как встретят рабочие нашу газету? Работали так: сами рабкоры, сами редакторы, сами художники. Статьи писали коллективом — в четыре руки. Обсуждали, переписывали.

Нужно было до зарезу сделать газету интересной, бьющей в нос. Нужно было сделать так, чтобы к ней потянулись новые силы, новые рабочие.

Писали. Подклеивали на длинную ленту обоев. Пустые места зарисовывали чернилами вроде виньеток.

Работали много, упорно. Раз решили, — надо сделать на ять. Было нас четверо, но энергии — на десятерых.

* * *

Наступил наш праздник, — вышла газета. Около нее толкались рабочие, подростки, — читали. Это и было то, что нам надо! Газета больно ударила по слабым сторонам рабочего коллектива "Красного Богатыря", вскрыла некоторые гнойники. Рабочие зашевелились. А мы начали агитацию за расширение газеты, за сотрудничество в ней.

И к выпуску 2-го номера, через месяц, у нас было уже 11 рабкоров. 11 новых пар глаз, охвативших жизнь во всех отделениях завода, в клубе, в ячейке.

Нам уже не приходилось переписывать заметки своих рабкоров на листки и подклеивать на обойные полосы, — к нам пришли работники, которые четким пером, тушью, рисовали полосы нашей газеты "Под знаменем КИМ'а". Наша газета в пустых местах заполнилась рисунками своего художника. Вместо чернильных пятен — каррикатуры красками, тушью, заголовки, лозунги.

Второй номер газеты привлек рабочих уже не новизной, не неожиданностью, а четким, хорошо сработанным материалом. Стенгазета заняла на "Красном Богатыре" свое место. Рабочие поняли, что только через свою стенгазету они могут вскрывать свои нужды, освещать свою жизнь. Центральным газетам не обхватить все мелочи их работы и быта, это может сделать — и сделать с успехом — только стенгазета.

* * *

После второго номера, коллектив стенгазеты разросся до 30 человек. Все — от станков, от цехов.

Вместо 4 застрельщиков — 30. Одна редколлегия из 6-ти человек. Совсем настоящая редакция.

Была об*явлена выставка стенгазет. Обещали за лучшую стенгазету премию. С трепетом готовились мы к выставке. Боялись за свой "орган", за свою работу.

Выставили. И казалось нам, что наша газета — лучшая из всех газет. Ждали конкурса. Думали:

"...Неужели не возьмем премию?"

Мы четверо беспокоились больше всех. Нам-то думалось, что лучший из наших номеров — первый, — такой скромный, но сделанный с большим волнением и большим старанием.

Конкурс состоялся. Наша газета получила премию. Оглушило ребят письмо редакции "Смены":

..."Приветствуем вашу стенгазету "Под знаменем КИМ'а", как лучшую рабочую газету. Стенгазета — первое поле для выхода на простор настоящего рабочего творчества. "Смена" журнал рабочей молодежи приветствует Комсомол "Красного Богатыря" и ставит своей целью всегда поддерживать вашу стенгазету и держать с ней тесную связь. Ввиде премии "Смена" обещается выслать редколлегии стенгазеты комплект журнала за весь год.

И сразу же в глазах наших "главков" стенгазета приобрела "вес". Для редакции заводоуправление отвело специальную комнату. Все, что нам было нужно, всякая для газеты мелочь — покупается за счет клуба.

Стенгазета завоевала право существования.

А всего шесть месяцев тому назад нас было только четверо.

Четверо горели мыслью создать свою газету — свой рабочий "орган".

Только четверо: и рабкоры, редактора, и художники.

Четыре упрямых комсомольских головы, решившие, во чтобы то ни стало добиться цели.

И цель достигнута.