Почта "Смены" должна целиком отражать нашу связь с читателем, — в ней должно находить место все то, что волнует и интересует ребят, читающих "Смену". Пускай по спорным вопросам высказываются все, кого эти вопросы интресуют. Для этой цели редакция не будет сейчас же отвечать на все то, что выдвигают ребята, — а даст возможность всем втянуться в обсуждение вопросов. Почта "Смены" — страничка всех тех, кто читает, — и кому дорога "Смена".
Ряд практических предложений четырех комсомольцев Трехгорной Мануфактуры, ездивших на побывку в деревню.
С шефством в деревне плохо. Там, где есть шеф, — им нередко недовольны. А где нет, — деревня жаждет шефства, возлагает на него большие надежды.
От нас ждут литературы, газет, — подробной информации о городской жизни.
Деревенские ребята завидуют нам: мы, дескать, материально не зависим от семьи, пользуемся всеми благами городской культуры. А у них материальная зависимость сильно пригнетает, а культурная жизнь, конечно, в зародыше.
Если город не сумеет показать комсомольской деревне, что он о ней заботится, реально ей помогает, — будет нарушена комсомольская смычка.
Мы в этом убедились, когда близко познакомились с деревней, с условиями деревенской работы и с деревенскими комсомольцами.
Подробно о том, что мы видели и слышали, напишем в ближайшем номере "СМЕНЫ"; пока же хотим сделать ряд практических предложений, которые, на наш взгляд, необходимо поскорее провести в жизнь.
1) Надо подтянуть шефские комиссии при бюро рабочих ячеек РКСМ и, в первую голову, при нашей ячейке Трехгорной Мануфактуры.
2) Рабочим ячейкам и отдельным комсомольцам надо немедленно завязать переписку с деревней, узнать ее нужды и, по возможности, помочь.
3) В наших газетах и журналах надо завести специальный отдел для информации рабочих о деревне и ответов деревенским ячейкам: "Комсомольская деревня".
4) Просим "СМЕНУ" открыть "Страничку вызовов шефским комиссиям". Мы вызываем для отчета, в качестве первого опыта, шефскую комиссию при Бюро РКСМ Трехгорной Мануфактуры.
5) Как основную меру, предлагаем: провести мобилизацию рабочих комсомольцев в деревню, кстати, при этом надо иметь в виду, чтобы в родные деревни их не посылали.
6) Надо использовать поездки комсомольцев в отпуска в деревню. При этом мы считали бы правильным дать им задания: провести новый набор комсомольцев в деревне (а это надобно сделать в первую очередь из среды батраков и девушек) с тем, чтобы городские комсомольцы начали и обработку нового призыва.
Комсомольцы Трехгорной М-ры:
Беляева, Смирнов,
Рулин, Филиппов.
Работая на производстве, молодежь видит процесс производства немного однобоко, она получает задание на выполнение той или иной детали, выполняет ее в определенный срок, и кончено. Работает, например, подросток ученик на токарном станке, вдруг во время этой работы задает вопрос монтеру или мастеру: "Почему остановился или почему у него заедает станок?" — то чаще всего он получит ответ: — "много будешь знать — скоро состаришься," или: — "поживешь — узнаешь".
Такие примеры можно привести сотнями.
Производственные совещания дали возможность внести ряд практических предложений молодежи для устранения всех таких ненормальностей.
Польза от участия в производственных совещаниях для молодежи громадна. На заводе почти ежемесячно по всем цехам устраиваются узко-цеховые совещания высоко-квалифицированных рабочих. И обще-цеховые собрания с докладами заведующих о производстве цехов и их состоянии. Этот же курс взяла и молодежь.
Начиная с мая 1924 года, некоторые из заводских ячеек КСМ стали вызывать заведующих цехами, на свои ячейковые собрания (не реже одного раза в мес.). Заведующие делают доклады о производстве цехов, их состоянии и положении работающей в цехах молодежи.
После каждого доклада, молодежь, также как и взрослые рабочие, указывает на всевозможные недостатки и вносит практические предложения по улучшению производства.
Чаще всего на производственных совещаниях молодежи разбирается вопрос об ученических бригадах, о постановке учебы, о связи учебы с производством и т. п.
В общем же можно сказать, что производственные совещания, уже много давшие, смогут дать еще больше при активном участии всей молодежи, работающей на производстве.
Готовящаяся смена квалифицированным рабочим будет сменой, знающей свое производство и умеющей заменитьв любое время выбывающих квалифицированных производственников.
Юнкор-АИР. Сормово.
ОТ РЕДАКЦИИ: Снимки, присланные тобой (три фотографии), получены; деньги переводим по почте. Статью Месникова о Ф.З.У. в Сормове — не поместим. Нужна более подробная корреспонденция, предназначенная специально для конкурса "СМЕНЫ" на лучший фабзавуч. Корреспонденция должна быть коллективной работой самих фабзайчат (смотр. условия конкурса в № 6 "СМЕНЫ") и к ней должны быть приложены отзывы о Ф.З.У. партийных, комсомольских и профессиональных организаций.
На общем собрании клубистов решено было издавать журнал. Издание первого номера взял на себя Президиум Правления.
— Напиши что нибудь для журнала, — упрашивали члены редколлегии попавшего в их окружение какого нибудь клубиста.
— Ну куда тут журнал. Некогда, у меня нынче важный футбольный матч. Никак пропустить нельзя, — отмахивается клубист
И так почти со всеми.
Не имея еще достаточного количества материала для выпуска первого номера, ребята заспорили, что издавать: журнал или газету?
В конце концов, решили издавать журнал.
И вот, наконец, 23 июня 1923 г. на экскурсии в поселке Карачевка был зачитан первый номер. Интерес, проявленный к нему, нельзя назвать большим, к тому же, в нем приняло участие всего лишь 5 челов., из которых каждый писал по 4—5 заметок.
Все мы решили продолжать выпуск. Составили редколлегию. Постановили: к годовщине клуба выпустить второй номер журнала. 28 июля вышел второй номер. Интерес к нему возрос. В нем приняли участие уже до 10 чел.
— Можно продолжать, — решила редколлегия.
— Чудаки! это только первый и второй номер можно было издать, а теперь уже и писать-то нечего, — предупреждали некоторые.
Но большинство решило продолжать. И в течение ближайших полутора месяцев выходят 3-й и 4-й номера. Размер их достигал 23 страниц (печатанных на пишущей машинке).
Издав четыре номера, мы установили следующие отделы журнала: Передовая, обзор международного положения (важнейшие события), рассказы, жизнь клуба, наука и техника, жизнь КСМУ, о чем нам пишут, книжная полка, спорт, хроники, задачи, шарады и почтовый ящик.
В это время можно смело сказать, что журнал заинтересовал значительную часть членов клуба. О журнале начали говорить.
Даже на футбольной площадке стали говорить об участии в журнале.
— Обязательно напишу в журнал. Надо осветить в отделе спорта работу нашей площадки, — говорит капитан футбольной команды.
— В мастерской нет тисков — надо об этом дать заметку. Я дам заметку в журнал, — обещает парень.
— А мне можно написать?
— О чем писать-то?
— Когда выходит журнал?
— Моя заметка пойдет? — обращались ребята к членам редколлегии, уже приобревшими популярность.
В конце 1923 г. выходит 5-й номер размером до 30 страниц.
В течение ближайших двух месяцев выходят 6-й и 7-й номера, еще более серьезные по содержанию.
В седьмом номере принимают участие до 25 чел. (при 90 чл. клуба). После выхода № 7 был устроен "вечер клубного журнала".
— Не нужен в журнале полит-обзор, — пробовали заявить некоторые, в газете это же самое читаешь.
— Не все газеты читают аккуратно, а, кроме того, в журнале полит-обзор изложен популярно, с перечислением самых важных событий.
Большая часть все же решила, что полит-обзор необходим. На этом вечере были указаны и недостатки журнала.
За время издания семи номеров журнала было дано до 170 корреспонденций. Из них помещено 150. Участие в журнале принимают свыше 50 ч.
Журнал недавно отметил годовщину своего существования. За год журнал вырос значительно как по содержанию, так и по технике. Журнал сплотил вокруг себя тесную группу ребят и приобрел известность далеко за пределами клуба.
Все это говорит за то, что журнал будет расти и развиваться.
Гр. Зоркий.
(Харьковская Красно-
Октябрьск. табачная
фабрика).
А. Кудренко (Амур-Нижнеднепровск.): Из трех стихотворений наиболее интересным считаем "Америку". Недостатки — чисто технического свойства: нет гладкого слога, распадается строка. Например: "Их купила мать за гривенник раз мне". Здесь обязательно споткнешься, читая: "раз мне"... Но этого легко избежать большой практикой работы над слогом, большим терпением и упорством, необходимым для развития таланта, задатки которого у тебя определенно есть.
Б. Лебедеву. Твое желание отмежеваться от отвлеченных воспеваний великих потрясений вполне своевременно, но пока что это тебе не удалось. Ты пишешь о заклепке, а она у тебя никак не связана с внешним миром, ее окружающим, с заводом, с живым рабочим, а болтается в пространстве. Не дано кипучей полнокровной жизни вокруг заклепки — и действительная живая роль этой заклепки не чувствуется. Попробуй рисовать вещь в конкретной обстановке, сумей схватить быт вокруг нее, старайся, хоть в нескольких строках, зарисовать тип рабочего, имеющего с ней дело. Это главное. А второе: надо подучиться технике. Рифма хромает. Старайся пока пользоваться полной, четкой, звучащей рифмой, потому что отдельные созвучья ("чарь — горяча") уводят при малоопытности к полному отсутствию созвучий. Пиши.
М. Макарову (Луганск). Стихи не удаются. Попробуй писать очерки из быта фабзайчат.
В. Дмитриеву (Москва). Присылай стихи.
С. Беленко (Москва). Горячо и искренно написано "Первое мая", хотя по выполнению это тоже еще ученический опыт, правда, имеющий уже достижения. Пытайся в дальнейшем отходить от общего подхода к теме, как это есть в стих. "Рабочим и крестьяиам", который превращает стихотворение в ряд рифмованных лозунгов или рассуждения на темы, служашие обыкновенно передовицами в газете. Переходи к отображению быта рабочей молодежи. Опыты присылай нам.
В. Зыбину (Евпатория). "Свирепею. Рычу. Вырываюсь"...
Нельзя же у Маяковского списывать. Не подошло.
С. Лундину (Царицын). Написана поэма не плохо, только материал для нее взят не стоющий: Пуанкаре, Шейдеман, Юз и т. д. Этот материал больше для фельетона подходит, а когда он появляется в трагическом месте поэмы, то все равно делается смешно. Затем надо откинуть это всемогущее "я", которое не характерно для рабочих настроений. Не пойдет.
Д. Сахарову (Москва). Не пойдет.
Е. Панфилову (Ленинград). Присылай стихи.
А. Ж.