ЧАСТО в разговоре Вл. Ильич с сожалением употреблял презрительное слово — "икона", когда речь заходила о каком-нибудь старом революционере, который не имел уже никакого влияния, слова которого никак не влияли на действия массы, но которого окружали почетом и всячески превозносили. Владимир Ильич говорил: "Что же, это уже икона", и в его сочинении есть цитаты, в которых он говорит, что икона — это нечто такое, чему надо помолиться, поклониться, перед чем надо перекреститься, но что никак не влияет на действия людей.
Вот эта мысль, что надо, чтобы деятельность революционера влияла на деятельность масс, эта мысль, мне кажется, должна быть руководящей идеей у тех комсомольцев, которые хотят стать ленинцами. Вы, товарищи, хотите стать ленинцами, для этого вам надо быть революционерами. Быть революционером — значит служить делу освобождения трудящихся, служить делу коммунизма.
В ДОВОЕННЫЕ времена, в период мирного развития, в тех странах, где социализм был допускаем, социалисты часто считали, что им достаточно иметь партийный билет, выписывать социалистическую газету, посещать собрания, чтобы быть членом партии. Мы, конечно, так не можем смотреть на это.
Мы живем в такую эпоху, когда мы уже ясно понимаем, что личная жизнь не может отделяться от общественной жизни. Это в прежние времена, может быть, было неясно, что такой разрыв между личной и общественной жизнью ведет к тому, что рано или поздно человек изменяет делу коммунизма. Мы должны стремиться к тому, чтобы нашу личную жизнь связать с делом борьбы, с делом строительства коммунизма.
ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ писал, что не может быть революционного движения без революционной теории. Над выработкой этой революционной теории он много работал. Ясно поставленная цель, углубление, глубокое понимание цели, определение путей к этой цели, это то, что необходимо каждому революционеру, потому что если он не будет ясно видеть, куда надо итти и какими путями итти, как бы горячо он ни относился к своей работе, он постоянно будет впадать в ошибки.
ЯСНО ПОНИМАТЬ цель, ясно видеть путь — необходимо для того, чтобы уметь в своей деятельности различать основное от второстепенного. Вот у Вл. Ильича было это умение: различать основное от второстепенного. Во время борьбы, во второстепенном иногда можно уступить для того, чтобы больше завоевать основное. Оппортунисты отличаются от революционеров тем, что они уступают важное, основное, что они тот основной путь, то самое, без чего нет никакой революционной деятельности, сдают. И вот мы видим, как на протяжении своей деятельности Владимир Ильич боролся с этим оппортунизмом, с этим неумением отстоять основное, принципиальное. И есть другая ошибка: если человек не отличает основного от второстепенного, он часто дает себя оглушить революционной фразой. Борьба с революционной фразой была также одной из больших сторон деятельности Владимира Ильича.
НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, что эта теория уже разработана. Владимир Ильич писал — мы не предлагаем слепо принимать все на веру: у каждого должна быть своя голова на плечах. Поэтому надо все основательно продумать, самому все основательно проверить. Это одна из задач молодежи, одна из задач комсомольцев, которые хотят стать ленинцами. Владимир Ильич говорил, что теория дает руководство к действию. И действительно, только благодаря тому, что он руководился революционной теорией, он умел нащупывать ту ближайшую цель, к которой надо в данную минуту стремиться.
ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ говорил, что раз поставлена ближайшая цель — необходимо упорно работать. Он говорил: — тот не революционер, кто не умеет делать черновой работы. Надо упорно работать; если уперся в тупик, начинай другой раз, и так десять раз начинай, пока не добьешься своего. Вот это упорство в достижении намеченной цели — было одной из особенностей Владимира Ильича. Он говорил, что надо итти к цели постоянно, упорно, не боясь никакой черновой работы.
Вот, мне кажется, та линия, которой вам надо держаться для того, чтобы стать ленинцами. Нужно связать свою жизнь с работой для дела коммунизма, руководиться революционной теорией, трезво смотреть жизни в глаза, не бояться упорной работы, тогда вы сумеете стать ленинцами.
Товарищи комсомольцы, вся жизнь у вас впереди, вы живете в момент громадного социального сдвига, берите же знамя Ленина и, идя нога в ногу с массами впереди масс, идите к великой цели.
ДВА ГОДА ТОМУ НАЗАД V Всероссийский с'езд комсомола, принимая шефство над Красным флотом, поставил перед собой следущие основные задачи:
1) укрепление связи Красного флота с широкими трудящимися массами и политическое влияние Комсомола на флот;
2) пополнение Красного флота и военно-морских учебных заведений пролетарской молодежью;
3) пропагандирование среди широких слоев трудящегося населения идей строительства Красного флота и значения его для Советского государства.
В какой мере выполнены эти задачи?
НАШ КРАСНЫЙ ФЛОТ получил лучшие пролетарские элементы, и мы без всякого преувеличения докладываем VI с'езду Комсомола, что ныне наш Рабоче-Крестьянский Красный флот является плоть от плоти и кровь от крови нашего рабочего класса. Красный флот имеет лучший классовый состав! Красный флот сейчас является Ленинским флотом.
ТРИ ПОПОЛНЕНИЯ ФЛОТА пролетарской молодежью произведены за счет лучшего классового состава, что выражается в следующем. По социальному составу: рабочих — 75%, крестьян — 23%, прочих — 2%. По профессии: металлистов — 63,5%, чернорабочих — 19%, деревообделочников — 2,5%. По партийности: комсомольцев — 74%, коммунистов — 13,5%, кандидатов в члены партии — 12%. Таким образом, мы видим, что в классовом и партийном отношениях комсомол дал нам действительно лучший состав.
На курсы командного состава флота мы направляем более взрослых ребят, которые уже в большинстве перешли из комсомола в партию. Тем не менее в отдельных наших военно-морских учебных заведениях комсомольцы составляли 95% всего состава; в школах некомандного состава мы имели комсомольцев приблизительно до 85%.
НЕОБХОДИМО отметить чрезвычайную прилежность и восприимчивость комсомольцев в учебе. Я с радостью докладываю с'езду, что, в целом, результаты комсомольского пополнения на экзаменах дали успешность на 30—40% выше по сравнению с довоенным уровнем.