"Смена", №13, сентябрь 1924 год, стр. 1
9 ЛЕТ ТОМУ НАЗАД, в мрачные удушливые дни всемирной войны, впервые прошел Международный Юношеский День.
Он возник, как протест против затеянной капиталистами бойни, как демонстрация братского единства рабочей молодежи всего мира — в те дни, когда немецкий и французский пролетарий сидели в окопах друг против друга и ждали каждый от другого штык в свою грудь, в те дни, когда мировая социал-демократия предала рабочий класс и повела его на убой, на смерть за интересы своей буржуазии — английской, французской, германской, русской...
Мы всегда будем гордиться тем, что в те годы рабочая молодежь с своим Карлом Либкнехтом не поддалась всеобщему воинственному угару, не дала захлестнуть себя волной всеобщего предательства и мужественно боролась — и в этой борьбе она шла с Лениным — против войны. Так возник 9 лет тому назад Международный Юношеский День.
Только что прошло 10-летие мировой войны. Генеральско-офицерская свора — смотря по тому, принадлежит ли она к победившему или побежденному лагерю — пышно чествовала свои победы и с торжеством бряцала оружием, готовым к новой войне, или, придавленная франко-английским сапогом победителя, ляскала зубами, мечтая о том, чтобы вцепиться ими в этот сапог, когда наступит время. Буржуазия или — в одних странах — потирала руки, подсчитывая барыши от войны, или — в других — угрюмо думала об убытках. Социалисты мило декламировали речи, в которых отважно доказывали, что война приносит большой вред, и обещали пролетариату (и буржуазии) бороться с войной... до самого дня ее наступления.
Коммунисты бросили в массы грозный призыв: "Помните, что пока жив капитализм, войны неизбежны. Боритесь за власть рабочих. Убейте войну, убив капитализм".
7-го сентября вспомнит про войну и рабочая молодежь всего мира.
"Мы помним, мы готовимся в бой", — скажет она на Западе Коминтерну.
Мы помним! Мы готовимся к бою! И поэтому все наше внимание, все наши силы отдаем лучшей угрозе новых войн — Красной Армии! Мы помним и шлем свой привет красному часовому — Мировой Революции — скажет рабоче-крестьянская молодежь Советской страны!
Такова будет первая наша мысль, таково будет первое наше слово 7 сентября.
В этот день молодые пролетарии всех стран выявят свое братское единство. Рабочая молодежь Советской Республики в этот день почувствует, что они не одиноки, что за рубежом, по ту сторону мира, тысячи борются и живут для той же великой цели, что и они.
Братский привет зарубежным братьям! Мы горды тем, что мы — только передовой отряд великой армии КИМ'а, что за нами идут многотысячные колонны западной молодежи! Мы не забудем долг помощи им!
7-е сентября в советской стране проводит Ленинский Комсомол. Демонстрация в Красной Москве будет проходить около Мавзолея, в котором лежит Ильич. Но и в самом глухом и заброшенном уголке нашей страны 7-го сентября колонны рабоче-крестьянской молодежи будут чувствовать, что они проходят около Мавзолея...
Нет Ильича, — но он будет глядеть прищуренным глазом с тысяч красных знамен, которые развернет в этот день РЛКСМ, он будет в наших рядах, — рядах того поколения, которое поклялось стать ленинским поколением.
Выше Ленинское знамя! Становись скорее под него! Заветы Ильича сделай путеводной звездой всей твоей жизни! Иди в Комсомол готовиться встать в ряды стальной армии большевиков-ленинцев! — скажем мы каждому молодому рабочему 7 сентября.
Помни, чему учил нас Ильич! Крепи союз рабочих и крестьян! Сплачивайся под знаменем Ленинского Комсомола, — скажем мы всей крестьянской молодежи.
И от края до края — от Архангельска до Тифлиса, от Москвы до Берлина и Парижа — прогремит и разнесется наш боевой клич:
Да здравствует Мировая Революция! Да здравствует день смотра ее растущих сил! Да здравствует Международный Юношеский День!