"Смена", №14, сентябрь 1924 год, стр. 1
ИДЕЯ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ стала, с благословения Владимира Ильича, центральной идеей советского народного образования.
Это неудивительно.
Уже Маркс своим орлиным взором усмотрел эту проблему и наметил ее решение.
Когда на одном из международных конгрессов I Интернационала мелкобуржуазные социалисты говорили о том, что должен быть запрещен труд детей и подростков на фабриках и заводах, Маркс противопоставлял этому свою идею. Он заявлял, что, в самом деле, такой труд является лучшей формой воспитания и образования, именно постольку, поскольку маленькие пролетарии выростают в непосредственной связи со всеми колоссальными достижениями индустрии; поскольку они могут приобретать опыт, участвуя в чудесах новейшего производства, как непосредственные работники, именно постольку за классом этим обеспечена культурная победа над буржуазией, дети которой воспитываются схоластически, оторванными от жизни и практики.
Но Маркс, конечно, великолепно понимал, как изнурителен, как вреден этот же самый труд в тех его формах, в каких практиковала его буржуазия. Ведь, буржуазия берет ребенка или подростка на завод именно для того, чтобы сделать из него не настоящего человека, а для того, чтобы высосать из него соки, и нисколько не тревожится, если большинство этих ребят выбрасывается за двери фабрики не в жизнь, а на кладбище.
Маркс считал, что за основу обучения должен быть взят индустриальный или высоко научно-поставленный агрономический труд, но к этому, конечно, должно быть сделано существенное дополнение, не говоря уже о том, что труд этот не должен быть физически изнурительным; он, кроме того, должен быть взят политехнически, т.-е. ребенок или подросток не должен натаскиваться на какую-нибудь узкую специальность, а получать представление о всех важнейших элементах производства в целом и о тех науках, на которых это производство базируется: механике, физике, химии. Подросток должен познакомиться с паровой и электрической силой, с важнейшими техническими установками, котлами, динамо-машинами, турбинами, передаточными аппаратами, важнейшими машинами и главными особенностями самых капитальных производств.
Общая естественно-научная подоснова — математика, черчение не должны быть при этом упущены из виду. Но рядом с этим, конечно, надо воспитывать в рабочем и гражданина, сознательного члена своего класса, для чего ему необходимо получить сведение по общественным наукам: истории, политической экономии и т. п.
Вот как рисовал себе Маркс настоящую рабочую школу, тесно примыкающую к производству.
Само собой разумеется, что мы в России не сможем осуществить сейчас сколько-нибудь полно этого идеала. У нас и вообще промышленность не из первоклассных; к тому же она сильно свернулась вследствие войны и всяких бедствий. Опереть на нее наши городские школы невозможно, зато с особенной силой выдвинулся на первый план фабзавуч.
Ленин целиком одобрял идеи Маркса. Его очень озабочивало, какие затруднения встречала на пути своего развития трудовая школа, когда нам приходилось делать отступление от политехнического характера к более узкому ремесленному. Когда нам пришлось переходить к профессиональному образованию, в собственном смысле слова перенести с 17 до 15 лет, он сердился на тех, кто этому радовался, как прогрессу, и писал: "рассуждения о том, политехническое или монотехническое — эти рассуждения в корне не верны, для коммуниста прямо недопустимы, показывают незнание программы и пустое увлечение абстрактными лозунгами. Если мы вынуждены временно понизить возраст перехода от общего политехнического к профессиональному монотехническому образованию с 17 до 15 лет, то партия должна рассматривать это понижение возрастной нормы исключительно, как практическую необходимость, как временную меру, вызванную нищетой и разорением страны".
Но еще важнее вопроса, о котором здесь прямо говорит Владимир Ильич, был вопрос об индустриальной трудовой школе.
Конечно, теперь дело идет о том, чтобы рядом с хорошей профессиональной подготовкой ученик фабзавуча получил все те необходимейшие дополнения, о которых говорил Маркс и на которых многократно настаивал Ильич.
Непосредственно под ногами фабзавуча имеется зияющая дыра. Дети рабочих кончают обыкновенно школу I ступени в 12 лет. На фабзавуч раньше 15 их не принимают; таким образом образуется пробел в три года, который надлежит, во чтобы то ни стало, заполнить.
Комсомол, имеющий большие заслуги в развитии фабзавуча, этого главного элемента Ленинской учебы, энергично настаивал на пополнении этого пробела, и сейчас Наркомпрос считает это одной из самых важных своих задач. Это будут школы, подготовляющие ребят к заводскому ученичеству. Так как они тоже будут связаны с заводом и фабрикой, то совершенно естественно открывается в них возможность осуществления тех сторон трудовой школы, которые оказались мало осуществимыми в быв. городских училищах, гимназиях, реальных училищах и т.п., и перекидывается мост между школой I ступени и фабзавучами, и это приведет неминуемо к тому, что и сама фабрично-заводская школа I ступени ближе подтянется к трудовым процессам, господствующим на верхних ступенях этой системы фабзавуча.
Получится стройная линия Ленинской учебы от трехлетнего ребенка до юноши, поступающего в производство готовым, квалифицированным рабочим, или передаваемого нашей школой в ВУЗ для дальнейшего усовершенствования, если его способности предназначают его для роли организатора.
Так, фабрично-заводская школа окажется в полном соответствии с детской организацией от октября через юных ленинцев к Комсомолу и партии. А деревня, улучшив свою школу I ступени и умножив детские сады, придав училищу практическо-хозяйственный уклон, найдя свое продолжение в школе крестьянской молодежи, часть своих учеников выпускающая, как носителей высшей культуры в деревне, а часть передающая в высшие эковомические школы, построит рядом другую линию Ленинской учебы, которая была не менее дорога его сердцу, потому что крестьяне и рабочие занимали в нем равное место.
Такова в общих чертах намечающаяся действительность в ближайшие этапы Ленинской учебы.