"Смена", №15, октябрь 1924 год, стр. 14-15
САВЕЛОВКА — не Московский вокзал с шумом, гамом, тысячной толпой пассажиров и гудками ежеминутно отходящих поездов. Это просто тихая, сонная станция, каких сотни по всей СССР. Ничего московского, столичного. Просто — станция Москва—Бутырки Савеловской ветки Сев. ж. д.
ТЯЖКО ЖИЛОСЬ Савеловской молодежи годика этак полтора тому назад. Прямо сказать — собачье житье. Мотались из угла в угол по цехам и мастерским, дела не делали, к работе не приучались, только время зря уходило.
Ребята были растыканы по разным местам: человек десять в вагонных мастерских учились гайки подвинчивать, другие — специализировались по части обтирания паровозных колес. Кроме этих "основных" занятий, у ребят были еще и "побочные": делали чеки для вагонных осей, таскали домкраты на носилках, учились, каким концом нужно мастеру шипцы подавать...
— "Подсобляй и приглядывайся"...
И ребята "подсобляли", вихрем носились по шпалам, выполняя поручения слесарей и мастеров.
До мая 1923 года длилось такое положение. Ячейка частенько задумывалась:
— Как бы это ребят об'единить для производственной учебы, дать им руководителя, сделать из них рабочих коммунистов?.. Ведь не пропадать же им весь век на третьем разряде?..
Парень был в ячейке Козлов Колька, сам учился в мастерской... щипцы подавать. Не вытерпел парень и надумал — послал статейку в "Гудок", озаглавил "Дайте знание". Всем досталось там, и администрации, что внимание не обращает на подростков, и мастерам.
Вышла статья, появилась газета на дороге.
Поднялись толки в мастерских, в конторе, в ячейке. Старики ехидно посмеивались:
— Ишь, сопляки, писать умеете, а сделать...
Но не пришлось им торжествовать. Управление дороги прочитало заметку, ячейка РКП нажала, и полетело распоряжение к начальнику участка:
— Разработать вопрос.
Ну, а известно как начальники "разрабатывают", когда дело касается молодежи. Вечеслов — нач. участка, бюрократ, сразу и говорить не хотел. Относился скептически. А тут еще слесаря в амбицию ударились, боялись, что обучение подростков будет за счет тех 2%, которые отчисляются в профсоюз. Пришлось их уламывать.
Две недели топтались комсомольцы по кабинетам у разного начальства. Добились только одного — разрешили:
— Стройте сами, как знаете. Средств нет, хотите бригаду ученичества, ищите себе тиски и проч.
Ребята за дело. Ржавые, ломанные, старые тиски подобрали. В вагонной мастерской маленький уголок. Пристроились.
Работают ребята все вместе, а слесаря кругом ходят, посмеиваются:
— Ничего, мол, из затеи не выйдет, ишь надумали, бригаду...
Раз даже инструментальщик ученику чуть физиономию не разбил за то, что тот сверло сломал.
Прошел месяц. Перевели бригаду в барак. Подобрали ребята еще кучу разных обломков, собрали еще четыре пары тисок. И вдруг — опять новость:
— Выметайтесь. Помещение — для конторы...
Получили ребята по шапке и перебрались в дезинфекционный барак. Маленькую камеру себе отвоевали три на пять саженей. Скандалить пришлось долго даже за эту камеру.
А там до школы, козы жили, вся она в мусоре. Пришлось порядком повозиться, очищать пол, печку ставить.
И в сентябре прошлого года, после торжественного открытия, школа получила права гражданства. 22 парня принялись за учебу. Дорога раскошелилась, дала инструктора. Начали заниматься теорией. А в феврале удалось отвоевать весь барак для школы. С этой поры жизнь пошла своим чередом. Начались хлопоты внутренние, нужно было улучшать завоеванное, ставить школу на ноги.
Тут то стали ребята примечать, что с таким инструктором, как Егоров, Гаврила Тимофеевич, которого им дорога поставила, далеко не уедешь. Сначала-то он был хорош, все к ребятам под'езжал, даже на участковом с'езде в почетные бригадиры пролез.
А потом, чем дальше, тем хуже к ребятам стал относиться. Говорить то он был горазд, а делом — от него ничего не дождешься.
Расходился во всю. Ребят заставлял ключи для начальника дороги делать, посылал к себе домой дрова колоть. Одного погнал за болтушкой (самогонкой), дал парню червонец, а тот деньги утерял. Так Тимофеич не постеснялся из 15-ти рублевой получки ученика самогонный червонец вычесть.
Один парень-комсомолец Воронин жил в мастерской, негде ему было ночевать. Ребята заметили, что новые напильники, которые получены для школы, куда то пропали. А взамен Тимофеич ребятам старые дает. Подняли вопрос. Инструктор свалил все на Воронина, дескать, он в мастерской живет.
И еще одно произошло под Пасху, что окончательно взорвало ребят. У этого инструктора жил ученик Спиридонов в качестве приемного сына. И вот, под Пасху, он его отослал в церковь куличи святить. Спиридонов — комсомолец. Вместо церкви ушел в клуб.
На другой день скандал. Егоров выгоняет из дому и грозит выкинуть из мастерской. Больше ребята не смогли терпеть. Хотя и жалко было без инструктора оставаться, боялись, что долго другого не найдут, но решили этого выставить.
Вызвали его на собрание комсомольской ячейки.
— Делай доклад о школе!..
Егоров начал говорить, а ребята кроют почем зря. Тут Спиридонов выступил, доказал, что напильники сам Егоров куда-то забазарил, а на комсомольца Воронина свалил.
Одним словом, на этом собрании Тимофеич, как говорится, "засыпался", вернее, его ребята засыпали.
Он решил оправдаться. Ругал учеников, говорил, что они его не знают, нельзя им доверить даже сверло заправить.
Ребята гогочут:
— А почему не выучил?..
И решили:
— Работу считать неудовлетворительной, инструктора убрать, просить ячейку РКП разыскать другого...
Так комсомольцы сами, без посторонней помощи, управились со скверным инструктором.
После этого работа пошла с новым инструктором и дело стало расти. Принялись за оборудование мастерских. За месяц стащили со всех концов, где какой испорченный станок — ребятам все пригодилось. Клянчили у начальства, зубами вырывали.
Теперь установка почти окончена. Сами на себе подтаскивали части станков в мастерскую, волочили по земле тяжелые чугунные станины и шкива, любовно прилаживали, заколачивали.
Вытянулись в ряд у бревенчатой стены 5 штук станков: пара сверлильных, токарный, и т. д. Порядочно провозились с установской трансмиссии. Осталось теперь привернуть последние болты и накинуть ремни.
Недавно пришлось школе выдержать первый серьезный экзамен, выпустили 4-х учеников в производство. Получили они пробу, сдали как следует. Слесаря — по седьмому разряду. И эти бывшие бригадиры теперь уже на производстве — хорошие рабочие, не хуже старых слесарей.
Остальные 22 учатся. В маленькой комнатке, почти клетушке, одолевают геометрию, черчение, арифметику, физику, русский, технологию металлов, политграмоту.
Дружная совместная жизнь выковала сознательную товарищескую дисциплину не из под палки. С новым инструктором коммунистом, т. Шумилиным живут хорошо, по-товарищески.
Недавно подвели фундамент под станки. Подведен твердый фундамент и для всей ученической бригады.
К 7-й годовщине Октябрьской революции закончится установка. Осталось достать только мотор для станков. А мотор для всей школьной жизни, залог будущего успеха в работе, уже готов.
Все двадцать два ученика — комсомольцы.