"Смена", №16, октябрь 1924 год, стр. 12-13
- 29 октября.
- 1-й С'езд Союзов Рабочей и Крестьянской молодежи (1918 г.).
- 5 ноября.
- Начало Октябрьского переворота в Ленинграде (1917 г.).
- 7 ноября.
- Взятие Зимнего дворца революционными матросами и отрядами Красной гвардии. II-й С'езд Советов взял власть в свои руки (1917 г.).
- 15 ноября.
- Ликвидация белогвардейского восстания в Москве (1917 г.).
Ликвидация наступления генерала Юденича на Ленинград (1919.).- 26 ноября.
- Восстание в Черноморском флоте во главе с лейтенантом Шмидтом. Крсйсера "Очаков", "Потемкин" и др. подняли красные флаги (1905 г.).
ЦК РЛКСМ постановил организовать журнал для крестьянской молодежи. Этот вопрос серьезно поставлен на очередь дня.
Журнал будет по цене вполне доступен для деревни — 8 коп. номер. Смета журнала в скором времени будет утверждена ЦК РКП, и тогда можно будет уже практически начать создание журнала крестьянской молодежи.
Центральная Политпроверочная Комиссия при Учупре за короткий промежуток времени пропустила через свое сито свыше 400 человек. Военно-Морские учебные заведения пополняются новым отборным составом.
Наркомтруд недавно обратился в ЦК РЛКСМ с предложением о том, чтобы наниматели брали подростков в работу по добровольному сговору без всяких Бирж Труда.
ЦК РЛКСМ это предложение отклонил. Если при найме взрослого рабочего наниматель заинтересован в получении квалифицированного работника, то подростков будут нанимать не лучших и квалифицированных, а самых слабых, легко поддающихся эксплоатации.
Перед партией и Советской властью стоит задача огромной важности — поднятие производительности труда.
Пленум Центрального Комитета РЛКСМ признал эту задачу одной из важнсйших и центральных для нашего Союза.
Для того, чтобы создать необходимый под'ем, надо вовлечь наибольшее число беспартийной молодежи в активную работу по повышению производительности, проводя беспартийные конференции рабочей молодежи.
Общее собрание служащих Пароремонтного завода постановило с 1-го октября перейти на 8 часовой рабочий день.
В резолюции сказано, что введение 8 часового рабочего дня для служащих поможет поднятию производительности труда на заводе.
Школы ФЗУ окупают себя теперь на 30—50%. Таким образом, открытие новых школ всегда приводит к столкновению с интересами хозяйственников, которые невольно должны кричать о накладных расходах.
Нам нужно обратить внимание на три вопроса в работе школ ФЗУ, от решения которых зависит увеличение самоокупаемости.
Во-первых, не все школы готовят тех рабочих, которые нужны для данного производства. Во-вторых, нужно поставить программу школы так, чтобы ученик, работающий по ней, делал вещи полезные для производства.
В-третьих, нужно избегать в школах отклонений в сторону исключительно теории или практики. Тогда мы ближе подойдем к задаче — поднять самоокупаемость школ ФЗУ.
По Уралу сейчас насчитывается до 300 сельско-хозяйственных кружков. Екатеринбургская комсомольская газета "На смену" организовала конкурс. Участвовало 42 кружка с 700 членов. Отсюда видно, что на Урале об'единено с.-х. кружками до 6.000 молодежи.
В Ленинграде открыто 12 школ крестьянской молодежи. В других губерниях — Самарской, Гомельской, Ярославской, Владимирской, Иваново-Вознесенской — растет количество вновь открываемых школ крестьянской молодежи и сельско-хозяйственных кружков.
Крепнет и множится армия селькозучеников.
Комсомольцы Арзамасского уезда, Нижегородск. губ., со своего опытного участка собрали 800 пудов картофеля. 400 — отдали на школу, остальные — на избу-читальню и комсомольские нужды.
В городе Подольске (сорок верст от Москвы) два года назад организован оптический завод. Вначале он работал слабо.
В нынешнем году проведена большая работа по развертыванию производства. Найдены методы лучшей обработки стекла, установлены новые мощные станки. Сейчас завод уже выпускает до 30.000 дюжин пар очковых стекол в месяц и до 70.000 оправ к ним. А главное — русские очки почти не уступают заграничным.
Теперь перед нами задача — заинтересовать производством русских очков хозорганы, улучшить сбыт и тем увеличить производство.
Тогда возможно будет расширить завод до 2.000 рабочих. Подольский оптический завод № 16 сумеет обслужить русских рабочих и крестьян своими домашними очками, не хуже немецких, без помощи заграничных заводов.
На собрании Сормовской организации Ленинского Комсомола детально разобран вопрос о поднятии производительности.
Поставили перед собой практические задачи.
Провести усиленную кампанию по увеличению сознательности рабочих. Толковали с ними и на собраниях и лично по этому вопросу.
Усилить участие Комсомола в производственных совещаниях.
Сделать стенгазету боевым тараном и на этом фронте, клеймя в газете позором лодырей и дезертиров трудового фронта.
Обратить особое внимание на работу комсомольцев. Проверять их работу через мастера. Запрещать бесцельное шатание в ячейку и т. д. А лодырей подхлестывать, — вплоть до исключения из союза.
Эта резолюция — начало планомерной атаки сормовских комсомольцев на фронте поднятия производительности труда.
Рабочая молодежь в среднем получает сейчас довольно сносную заработную плату. Еслн взять Ленинград, то заработок среднего рабочего парня 16—20 рублей.
За последнее время целый ряд хозорганов предложили снизить тариф подростков и предлагали молодежи, поступающей в производство, сразу платить только ¾ первого разряда, т.-е. уменьшить зарплату молодежи на 25%. Они основывались на том, что производительность труда подростка меньше производительности труда взрослого рабочего.
Центральный Комитет РЛКСМ не согласился с таким предложением, признавая, что такое снижение даст слишком небольшую экономию, ради которой не стоит снижать зарплату молодежи.
ЦК РЛКСМ приступил к окончательному выясиению этого вопроса.
Недавно Военно Морское подготовительное училище выпустило 148 человек курсантов, окончивших первую ступень комсоставской учебы.
Ребята прекрасно подготовлены. Из них выйдут добрые командиры.
Быть старшим товарищем рядовому моряку, политическим руководителем, а не человеком в футляре — вот лозунг, который был положен в основу учебы подготовиловцев.
В начале сентября на Черном море проведены маневры флота. Маневры были развернуты с применением некоторых новых способов борьбы.
После маневров флот вышел в большой поход по берегам Крыма и Кавказа. За этот переход пройдено свыше 1.000 миль. Это был экзамен нашим черноморским судам и молодым морякам-комсомольцам.
Во время срочной погрузки угля на линкор первая рота старшин Электро-минной школы побила рекорд.
В то время, как все вахты поднимали в среднем 40—50 тонн за целую вахту (4 часа), рота старшин подняла 51 тонну в 2 часа. И это после 4-х дней и ночей напряженнейшей работы по разгрузке корабля.
На нашем рисунке — интересный автомобиль, недавно появившийся на улицах Лондона. Он ничем не отличается от обычного автомобиля, за исключением разве того, что у него не 4, а 3 колеса. Но он очень легок, а поэтому и крайне экономен, так как "с'едает" небольшое количсство топлива.
Насколько он легок можно судить хотя бы по такому случаю. Два приятеля, катаясь на нем, принуждены были остановиться в пути из-за случайной поломки машины. Недолго думая, они взяли автомобиль за оба конца и отнесли его в ближайшую мастерскую. Надо сказать, что эти пассажиры были далеко нс силачами. Новые "беби автомобили", благодаря их дешевизне, легкости и экономичности пользуются большим успехом в Англии и за последнее время уже перекочевали оттуда в Германию.
В этом году в крупных американских городах городскими управлениями был введен очень интересный, удобный и быстрый способ чистки улиц.
Два раза в день — ранним утром и в сумерки — по городу раз'езжали десятки особых автомобилей. Сравнительно небольшие по своим размерам, они имели впереди себя большую круглую щетку, которая, вращаясь во время хода автомобиля, прекрасно "подметала" мостовую.
Человеческий механизм представляет идеальную машину для механической работы. Он снабжен нзумительным предохранительным приспособлением, приходящим в действие, когда энергии становится иедостаточно, когди ее израсходовано слишком много. Этот предохранитель — чувство усталости.
По исследованиям английского ученого д-ра Паркеса, среднее количество работы, совершаемое за 8-часовой рабочий день, равно поднятию 5 пудов на 1 версту. При таком количестве работы рабочий чувствует себя после се окончания достаточно бодрым. Но если эта работа выразилась в поднятии этих 5 пудов более, чем на 1 версту 300 саж., тогда приходит в действие прсдохранительиое приспособление человека: "человек-машина" дает "отказ", проявляющийся ощущением "усталости".
Электротехника за последние годы творит чудеса. Разнообразие в устройстве и размерах динамо-машин (машин, вырабатывающих электрический ток) в настоящее время громадно. Примером этого могут быть две динамо-машины, изображенные на наших рисунках.
Первая — самая маленькая. Она прекрасно умещается на ладони руки. Изобретательные американцы ухитрились приспособить ее для особой "машины", хитроумной и дорогой, которая в домах богатых, не знающих куда девать деньги, американцев, вынимает косточки из персиков, не портя самого фрукта.
Вторая — самая мощная из всех, построенных до сего времени. Она выпущена заводом Сименс-Шуккерт в Германии в 1921 г. и теперь установлена на Рейнско-Вестфальской электрической станции. Она дает 80.000 лошадиных сил, т.-е. равна всей мощности Волховстроя. Вес ее громаден, около 150 тонн (т.-е. около 15000 пудов).
В этом номере нашего журнала, в статье о Волховстрое, мы говорили о том, как человек научился использовать силу движения воды и при помощи турбинных колес и динамо-машин получать электрический ток.
Для того, чтобы иметь представление о том, каких размеров достигают иногда турбинные колеса, стоит посмотреть на наш рисунок. Это — величайшее турбинное колесо, устанавливаемое теперь на юго-западе Франции. Оно имеет в диаметре 2½ саж. и весит 2.000 пуд. Оно все изготовлено из чугуна, а его "лопасти" — из листовой стали. Но нагляднее всего размеры этого колеса видны на рисунке, где рядом с колесом стоит человек среднего роста.