СМЕНА, №18, 1924 год. ЭДИССОНЫ ИЗ ТОВАРИЩЕСКОГО ПЕРЕУЛКА

"Смена", №18, декабрь 1924 год, стр. 22.

ЭДИССОНЫ ИЗ ТОВАРИЩЕСКОГО ПЕРЕУЛКА

Т. АСТАФЬЕВА, снимки Ф. ЗУБКОВА

ТОВАРИЩЕСКИЙ ПЕРЕУЛОК на Таганке. У двери толпится молодежь.

— Что сегодня в клубе?

— Вечер электричества.

Рогожско-Ленинский клуб сверкает всеми цветами радуги. Лозунги, даже извещения кружков и доска об'явлений празднично глядят со стен красным, зеленым отсветом.

Действующих, вернее говорящих (недостаток инсценировки) — двое: старуха-крестьянка молится Илье-пророку и комсомолец, подробно об'ясняет ей явление грома и молнии.

Затем, после антракта занавес снова поднимается. Огненные буквы кричат:

Действие происходит на квартире членов научно-технического кружка Рогожского клуба. На сцене фигурирует работа кружка. Электрическая печь; артист об'являет, что очень жарко, просит выключить ток. Один гладит электрическим утюгом галстух брату-пионеру. Раскуривают папиросы от электрической зажигалки.

Другой рассказывает, как он читал доклад на тему "Радио". Вбегает хозяйка дома, просит помочь — прервался ток в квартире. Двое несутся со всех ног. Остальные развивают план выступления на домовом собрании с предложением установить радио-приемник.

В заключение, на темном фоне, крупными красными словами зажигаются слова Ленина

Вечер прошел, правда, не совсем гладко, как с художественной, так и с технической стороны; но это только на взгляд чужого в клубе. Свои же знают, как ценны эти достижения.

— Давно кружок организовался?

— Годика два—три тому назад в Рогожском районе принялись организовывать клуб. Помещение, конечно, дали аховое: стены облуплены, провода оборваны и денег на ремонт нет. Что делать?

Кликнули клич — кто по монтерной части хоть малость смыслит? Парочку ребят, кое-что в этом деле смекавших, нашли, к ним помощников назвалось с десяток — наладили работу.

Распределительная доска, установленная самими ребятами.

Эта группка ребят не распалась. Собирались, доклады на научно-технические темы читали, в клубе разные мелкие работы по технике выполнили. Работали без руководителя долго.

К МЮД'у 23 года электрифицировали свой районный сад, здорово — со световыми эффектами. Около недели, днем и ночью копошились, галдели и горланили на весь Товарищеский переулок, а к празднику все-таки поспели.

Ну и МЮД зато веселый был. Посреди сада нагрузили огромный маяк и красную звезду на верхушку. Сад руками "техников" блистал на ять.

Заинтересовались радио. Сказано — сделано. В два дня соорудили антенну. Над приемником поработали дольше: месяца два копались — сами ведь.

Первый прием — концерт какой-то... Ребят набилось — во! Трубку рвут, галдят, чуть не передрались — всем хочется послушать. Но не сумели. Только у трех счастливцев в ушах осталось кое-что.

Закончили приемник за 10 минут до окончания концерта. Какая досада была! Потом каждую неделю принимали. Ну, а теперь у 35% клубистов есть свои приемники.

В начале года дали руководителя. Практический опыт стал подкрепляться научными об'яснениями, подводилась научная основа. Технический кружок обратился в научно-технический. Сцену оборудовали.Сами поставили распределительную доску — на этот раз уже не в слепую, а, получив точное понимание каждого явления, каждого своего шага в работе.

Электрическая зажигалка.

Но вот беда... Кружок потерял меру, ударился в теорию и значительно отощал количественно. Ребята заскучали — не то.

Стали думать, как выйти из такого положения — жаль было старого боевого кружка.

Было в клубе десятка два безработных ребят; большая часть их активно работала в кружке. Вот и решили сколотить артель монтеров. Сказали руководителю — он подал мысль соорудить маленькую фабрику электрических утюгов, обещал помочь. Кружок оживился. Ухватились за мысль, забегали, захлопотали, достали на первое обзаведение в Райкоме кредит.

Не удалось осуществиться этой идее только потому, что некоторые ребята получили работу и это для них перестало быть насущным вопросом.

Затея заглохла. Но дело было сделано — кружок ожил. Завязал связь с вновь открывшимся химкружком и, совместно у всего научного об'единения комсомольского клуба закипела работа.

Спрашиваю во время вечера:

— Который ваш руководитель?

— А его нет здесь.

— Как же это, вечер научно-технического кружка, а его нет?

— А он не из "своих" руководителей. У нас есть "свои" руководители, которые всегда в клубе с нами, и есть такие — на занятия только приходят. Мы у них, что надо, спрашиваем, об'яснений требуем, а уж работаем сами. Вечер то этот мы сами сладили.

Сами, все сами.

Занятия химического кружка.

С гордостью говорится, с гордостью слушаешь. И тяга большая "делать все самим". Кружок химии только что организовался, а уже вечер с опытами (добывание водорода, кислорода, их свойства и т. д.) поставили.

— Девчат вот только нет, туго они в научные кружки идут...

На последнем собрании активистов было постановлено: ввести старостой в научный кружок девушку, чтобы она втягивала девушек тоже.

Любовно, с гордостью отзываются ребята о своих научных кружках. Знают, какую силу в них холят, выращивают. И верно выращивают:

теория для практики и никогда наоборот.