СМЕНА, №19-20, 1924 год. ПИСЬМА РАБФАКОВЦА РУДАКОВА

"Смена", №19-20, декабрь 1924 год, стр. 1.

ПИСЬМА РАБФАКОВЦА РУДАКОВА

ПИСЬМО ВТОРОЕ, В КОТОРОМ тов. РУДАКОВ ПИШЕТ О ПОЛИТНЕГРАМОТНОСТИ В СОЮЗЕ И О ТОМ, ЧТО РЕБЯТА НЕ СЛЕДЯТ ЗА СВОИМ "КОТЕЛКОМ"

Рисунок В. СУТЕЕВА

Здорово ребята!

ПРИСУТСТВОВАЛ вчера на собрании одной комсомольской ячейки.

После собрания, когда все стали расходиться, застряли двое ребят. Подошел послушать, о чем спорят.

— Ты, — говорит один другому, — если уж хвастаешься, что, дескать, понимаешь, скажи мне, что означает слово большевик?

— Большевик? — То же, что и коммунист.

— Ну, а что означает слово коммунист?

— Ну, а это — который большевик...

Так спорили. Оба — комсомольцы Ленинского набора. Ребята заводские. Когда я с ними разговорился на всевозможные темы, касающиеся заводских дел, — про клуб, про ребят из бюро, — у них потекли слова, об'яснения, шутки...

Но как только снова перевел спор на политическую тему, так... тпру!

Будто не те ребята. Косноязычны, заикаются, одним словом, то, что называется — не в своей тарелке.

А, ведь, скоро будет год, как всех этих ребят призвала в союз смерть вождя. И сколько таких, которые не знают, как боролась и борется партия Ленина. Что такое Комсомол, что значит быть ленинцем?...

Тов. Зиновьев говорил на шестом с'езде Комсомола:

"70—75% политнеграмотных в союзе, — это угрожающая цифра. Возьмите эту политнеграмотность за глотку! Нам не нужно словесной шелухи, а нужно чтоб эти 70—75% стали действительно большевиками"...

В "ленинские дни", в дни траурной годовщины смерти Ильича — долг каждого ленинца проверить, насколько серьезно и крепко каждый комсомолец, каждая ячейка и каждая организация "брали за глотку" политнеграмотность.

Конечно, ликвидировать политнеграмотность — еще не значит усвоить полностью учение Ленина. Можно несколько лет подряд изучать ленинизм и все же не исчерпать его до дна. Сам Ленин учился десятки лет. Когда он был в эмиграции, в Париже, он днями просиживал в библиотеке, где читал, читал и читал.

Что такое ленинизм? Это учение Маркса, которое дополнил, обогатил Ленин. Значит, чтобы знать Ленина, надо знать Маркса.

Вот что говорил тов. Бухарин на шестом с'езде Комсомола:

"Мы не сможем быть хорошими ленинцами, мы не сможем вести научной, марксистской и ленинской политики, если будем проходить мимо марксизма во вредном заблуждении, будто бы ленинизм может быть понят без марксизма"...

Получается большая и сложная цепь той науки, которая учит рабочий класс побеждать и которая называется ленинизмом. Крепко держась за эту цепь, скорее придешь к победе. Меньше наделаешь ошибок (а значит и меньше жертв на пути к победе). Легче, успешней, верней начнешь строить новое.

Цепь то большая, что и говорить! Но в этой цепи есть начальное звено, за которое следует ухватиться, — это минимум политграмоты, это ликвидация основной политнеграмотности.

Ленин учил именно таким образом и действовать: уметь ухватиться за первое звено в цепи, потом подтянуться к следующим. Это одна из основ ленинской тактики.

Вот почему Зиновьев так резко ставит вопрос: "За глотку политнеграмотность!"

Все эти 70 процентов политнеграмотных нутром то чувствуют, что такое Ленинский Комсомол.

Но если этот "нутряной" комсомолец пробыл несколько месяцев в союзе и заикается в об'яснении того, что такое "коммунист", — то надо прямо сказать, что он плохой комсомолец. И нутро то его маленько того... испорчено. (Конечно, если нет руководителей, нет книжек, или другие такие серьезные препятствия, то винить нельзя. Это само собой).

Каждый комсомолец, по отношению к своему товарищу, именно так и должен ставить вопрос: насколько крепко ты ухватил первое начальное звено в цепи, которое называется учением Ленина.

В заключение еще хочу сказать пару слов в ответ на письмо Васьки. Он пишет мне:

"Взялся я сразу за многое. Стал наяривать Коваленко, и Бухарина, и еще, и еще. А сейчас башка трещит — совсем перестал читать. Видно, непутевая организация в моей башке".

Вася! Вася! Башка то у тебя путевая, но дураку досталась.

Почему так? А вот почему. Читаешь книгу. Отмахал десяток-другой страниц, — голова, чувствуешь, наливается, тяжелей становится, — а ты продолжаешь читать. "До победного конца". Но конец то получается совсем не "победный".

С больной, утомленной головой работать, это все равно, что усердно топить пустой котел. Все мы знаем, что получается с таким котлом: быстро полопаются все дымогарные трубы.

А между тем, твой "котелок" не менее сложный механизм. Какой из тебя механик, если не следишь за своей машиной? Никудышный из тебя "политграмотей", если не следишь за своим "котелком". Постепенно приучай его к большой работе — помни, что от перенапряжения ухудшается память. А с плохой памятью нашему брату — все равно, что ехать в телеге с тремя колесами.