Статья Плясунова.
Кто из нас не знает комсомольцев — наших молодых передовиков? Знают все, кто часто бывает в комсомольских клубах кто участвовал в Комсомольском Рождестве, в демонстрациях молодежи или каких-либо других празднествах, устраиваемых Комсомолом, кто, наконец, вступает в его славные ряды.
Но знать Комсомол в его нынешнем виде — мало.
Это все равно, что отнять от дерева его сердцевину, а все остальное — кору, ветки, листья, иглы — засчитать за целое дерево. И выйдет: как будто дерево и как будто и не дерево.
Так и с Комсомолом. Его надо знать не только таким, каков он есть.
Надо знать откуда он взялся, как появилась его сердцевина, как она развивалась и в результате чего мы имеем сейчас поразительно быстро выросшее, молодежное дерево — Комсомол, имеющее несколько тысяч ветвей и свыше 400 тысяч листочков — своих членов.
Следовательно, для того, чтобы знать теперешний Комсомол, надо узнать его прошлое, надо изучить его историю.
К этому прошлому, но только не всего Комсомола, а одной из его передовых организаций — Уральской — мы и обратимся.
Начинать изучение приходится с несколько отдаленных времен. Ведь и дерево, о котором мы говорили выше, так, просто, без всего, вырасти не может. Ему нужна хорошая почва, влага, солнце.
Также и юношеское движение не могло зародиться и развиться «по щучьему велению и нашему хотению». Для его зарождения и развития нужны были соответствующие условия, — и эти условия надо искать в той тяжелой жизни, которою мы жили до революции.
Работа по 10 и 11 часов в сутки на «казенных» (другими словами на военную ногу поставленных) заводах, фабриках, рудниках, постоянные подзатыльники и беганье в лавку за полбутылкой и соленым огурцом, ничтожная плата и тяжелая, никогда не изживаемая бедность в семье — вот та почва, на которой зародилась сердцевина юношеского движения.
Культурная отсталость, забитость, сознание своего бессилия в одиночку и липкая, теплая кровь, фонтаном выпускаемая из тех, кто вступал в борьбу с самодержавием — вот та влага, которая питала эту сердцевину.
Мысли страстные, сильные о лучшем будущем, о гибели тяжелых порядков жизни — вот то солнце, которое своими лучами поддерживало жизнь сердцевины юношеского движения.
На Урале эта сердцевина возникла, главным образом, в момент войны в виде анархических организаций молодежи, союзов учащихся и небольших групп молодежи, осознавшей уже к тому моменту всю вздорность лично-бунтарской борьбы анархистов и шаткость, болотистость союзов учащихся и об'единившейся вокруг подпольных большевистских организаций для классовой борьбы за интересы всего рабочего класса.
Все эти маленькие об'единения молодежи, вели, конечно, различную работу.
Так, например, Екатеринбургские анархистские организации молодежи создавали такие же организации по заводам Урала, печатали и распространяли прокламации.
Уфимский союз учащихся занимался «перевоспитанием своих членов» — при чем, как он «перевоспитывал» — на пользу ли рабочему классу или нет — и спрашивать не надо. Это ясно и так. Революции он боялся, как огня.
А молодежь в Екатеринбурге, которая об'единилась вокруг большевиков, помогала настоящей революционной работе и впоследствии стала во главе массового юношеского движения.
Именно эти, работавшие с большевиками группы, мы можем считать сердцевиной юношеского движения, так как и лучшая часть членов анархистских организаций и союзов учащихся впоследствии примкнула к ним.
В таком виде застает уральскую молодежь долгожданный февраль 1917 года.
Во всех описаниях истории возникновения юношеских организаций — февральская революция обыкновенно берется за начало юношеского движения в России. Это об'яснение вошло в какую-то привычку.
Но привычка эта плохая — от нее надо отвыкнуть. Плоха она уже по одному тому, что не отвечает действительности.
Выше мы уже разобрали, что причины для возникновения юношеского движения, как движения пролетарского, имелись задолго до февральской революции, что сердцевина, т.-е. основная, руководящая группа молодежи, вставшая во главе юношеского движения, сложилась тоже значительно раньше. Но февраль 1917 г. дал организациям молодежи широкую возможность развить свою работу, превратиться из небольших ячеек в организации. В этом его заслуга.
В Екатеринбурге 4-го апреля 1917 года, раньше, чем где бы то ни было в России, создалась официальная «Юношеская организация при Комитете РСДРП(б)».
Большинство организаций молодежи, возникших в том или ином виде при партийных комитетах большевиков — вскоре начали серьезно подумывать о создании самостоятельной массовой организации.
Стало очевидно, что юношеское движение может существовать или как небольшие группы при партийных комитетах, уходящие в специализацию по теории и практике рабочего движения, или как большая самостоятельная юношеская организация, охватывающая широкие массы рабочей молодежи.
Екатеринбургские, Пермские, Челябинские и ряд других юношеских организаций в августе 1917 г., на специально созванных широких собраниях рабочей молодежи, превращают себя в массовые Социалистические Союзы Рабочей Молодежи (III-го Интернационала) — с своим собственным уставом и программой.
Молодое деревцо быстро обросло десятком мощных ветвей. Создается несколько десятков юношеских организаций по уральским заводам.
Как мы уже установили выше — Социалистические Союзы Рабочей Молодёжи (III-го Интернационала) возникли, имея во главе себя небольшие группы большевистской подпольной молодежи.
Это обстоятельство, как будто, на первый взгляд исключало возможность каких-бы то ни было политических споров внутри организаций. Но на самом деле это было не так.
Не все организации молодежи имели одинаковую политическую окраску. Во-вторых, — в тогдашние организации дорога никому не была заказана. В Союз вступал, кто хотел.
Конец 1917 года в гущах уральской рабочей молодежи проходит в ожесточенных спорах по поводу политического оформления своих организаций.
Вот что по этому поводу сообщала Челябинская организация Екатеринбургскому Союзу:
«У нас образовалось два лагеря: один большевистский, другой — меньшевистский. Спорим на всех, почти ежедневно происходящих, собраниях»...
И так почти везде.
Одни тянут к большевикам, другие к меньшевикам, третьи — к социалистам-революционерам (эсерам), четвертые к анархистам.
В этой схватке выплывает ряд таких сцен, над которыми посмеяться не грешно. Например, один из делегатов на Областной с'езд приезжает с таким полномочием: «Н-ская организация Молодых людей командирует пред'явителя сего... на Областной с'езд молодых людей, имеющий быть в г. Екатеринбурге».
Полной противоположностью этому документу является следующее отношение Верхотурской организации молодежи:
«Верхотурская Социалистическая партия рабочей молодежи просит выслать устав и программу Социалистической партии рабочей молодежи для ознакомления и руководства».
И эти две крайности уживались до 1-го Областного с'езда.
Однако, из всей этой борьбы победителем выходит большевистская часть молодежи. Она бьет своих противников и в хвост и в гриву. — Но победа эта окончательно определяется только несколько позже.
Что же касается практической работы этих организаций, то в то время она рисуется таким образом:
«Ближайшей работой нашей организации является устройство музыкально-вокально-литературных вечеров и науки молодежи в духе научного социализма», — сообщает одна организация.
«Ближайшей нашей задачей является создание вечерних курсов «Гражданин» и школы для борьбы с безграмотностью», — вторит ей другая.
И только перед самым Областным с'ездом, ряд, главным образом, рабочих организаций поднимает вопросы и экономического характера.
Но здесь чувствуется еще робкость и нерешительность.
Организация одних платиновых приисков высказывается ясно и прямо: «... 6-ти часовой рабочий день провести нельзя, так как союз для этого еще слаб».
Вся эта разнохарактерность возникших организаций зарождает мысль у Екатеринбургской организации Союза о созыве Областного с'езда. На своей обще-городской конференции в начале ноября 1917 года екатеринбургская рабочая молодежь эту мысль облекает в постановление, которое меньше чем через месяц и осуществляется.
Этот с'езд открылся в Екатеринбурге ровно через месяц после Октябрьской революции, т.-е. 7 декабря 1917 года и является первым в России официальным с'ездом рабочей молодежи. Своим созывом с'езд обязан исключительно октябрьскому перевороту — если бы не было последнего — навряд ли бы он собрался так скоро. Здесь сказалась разница во влиянии на юношеское движение февральской и октябрьской революций. Если первая явилась лишь лучом, поддержавшим юношеское движение до более благоприятного времени, то вторая явилась этим самым благоприятным временем, оказавшим огромное влияние на развитие движения молодежи.
На с'езде присутствовало около 40 делегатов от 21-ой организации, в общей сложности об'единивших свыше 2.500 членов союза.
С'езд обсудил ряд, как политических, так и практических вопросов движения молодежи.
Вопросы политического характера вертелись, главным образом, вокруг отношения рабочей молодежи к Октябрьскому перевороту.
Представители Мотовилихинской (крупный пушечный завод на Урале) и Златоустовской делегаций выступили на с'езде против резолюций, в которых одобрялся Октябрьский переворот, говоря, что их организации не уполномочили примыкать к каким бы то ни было фракциям. В качестве основного лозунга они выдвинули непременную беспартийность с'езда и его постановлений.
Но абсолютное большинство с'езда отвергло их предложения. С'езд под шумные аплодисменты принял решение одобрить захват власти большевиками. С'езд признал программу и тактику большевиков и постановил наименовать все организации молодежи организациями Социалистического Союза Рабочей Молодежи. (III-го Интернационала), с принятием соответствующих программы и устава.
Замечательна отповедь колеблющимся делегациям одного из участников с'езда — делегата-рабочего: «Меня тоже организация не уполномачивала голосовать за эти резолюции, — но я, как рабочий, буду за них голосовать... буду голосовать за то, что дало мне возможность открыто быть и говорить на этом с'езде...»
В эту небольшую фразу вложено все, чем жила, о чем думала и что считала своим передовая революционная рабочая молодежь.
Наряду с политическими вопросами с'езд обсудил и ряд практических. К последним, прежде всего, надо отнести решение, носящее чисто экономический характер. Здесь, учитывая тяжелое экономическое положение рабочей молодежи, почти не улучшившееся после февральской революции, — с'езд постановил добиваться проведения 4-х и 6-ти часового рабочего дня для подростков и посылки организациями ССРМ представителей в органы профессиональных союзов для совместной работы.
Решения с'езда по культурно-просветительной работе Союза свелись к разработке такого плана, в котором упоминалось и о школах, ликвидации безграмотности, и об организации клубов молодежи и об устройстве лекций, рефератов, докладов.
Все эти постановления оказали огромнейшее влияние на местные организации молодежи.
По всему Уралу прокатилась волна присоединения ряда организаций молодежи к Социалистическому Союзу (впоследствии к ССРМ примкнули и Мотовилиха и Златоуст), практическая работа всех союзов двинулась по линии решений Областного с'езда. Выбранный с'ездом областной Комитет начинает издавать журнал «Юный пролетарий Урала» и т. д. Движение быстро расширилось, дерево становилось все выше и гуще.
Так бы пошло и дальше, если бы на дерево не садились и не пожирали его — паразиты...
В след. № мы перейдем к разбору второго периода жизни уральской молодежи — периода пушек и пулеметов.