Сахара... это слово вызывает представление о беспредельной, выжженной солнцем, таинственной, полной опасностей пустыне: о большом белом пятне на старых картах Африки...
В течение тысячелетий единственным средством сообщения в этом негостеприимном краю был верблюд.
Бесконечные караваны медленно извивались на пространстве, отделяющем Сев. Африку от Центральной Африки, усеивая свой путь скелетами.
Давно делались усилия применить в этой стране более современные средства сообщения: автомобиль как будто создан был для разрешения этой задачи, но для того, чтоб добиться прочного результата, нужна была машина, годная для движения по самым разнообразным местностям, которая могла бы обходиться без дорог и передвигаться достаточно скоро с тяжелым грузом. Такой машиной оказался гусеничный автомобиль, построенный французскими инженерами Андре Ситроеном и Кегрессом.
С целью установить так долго жданное сообщение между Алжиром и французской Западной Африкой и была организована экспедиция.
Восемнадцать месяцев шла систематическая подготовка экспедиции.
Когда все, персонал и материал, было готово, в намеченный день экспедиция двинулась в путь.
В состав ее входили десять человек на пяти автомобилях.
Наконец, — шесть отлично дисциплинированных и вытренированных, прекрасно знающих свои машины механиков.
В Судане экспедицию поджидал продовольственный отряд.
Выехав из Тунурта 17 дек. 1922 г., экспедиция проехала 200 верст по равнине до оазиса Уаргла.
Дальше 400 верст до поста Ин-Ифель пришлось проехать по высохшему руслу р. Мна среди настоящего хаоса перемещающихся песчанных холмов.
Затем экспедиция направилась к большому оазису Ин-Сала. Этот переход проделан по плато Тадемант, местности зловещей и пустынной, покрытой камнями и изрезанной глубокими трещинами, кончающейся ущельем Анн-Геттара, за которым расстилается беспредельная песчаная равнина изменчивого цвета.
Все население Ин-Сала вышло навстречу экспедиции: французские офицеры и солдаты с поста Ин-Сала, именитые туземцы, роскошно одетые каиры в сопровождении арабских всадников и кавалеристов на верблюдах (магеристов), салютовавших ружейными выстрелами.
В честь экспедиции туземцами были организованы празднества, танцы и игры, роскошные пиры (так назыв. «диффа».
24 декабря на рассвете двинулись дальше. Пять автомобилей проехали через Тидикельт, страну великих миражей, район бурь, самума, где путь караванов отмечен множеством верблюжьих скелетов.
После песчаной пустыни — каменистая пустыня. Но гусеничные автомобили по-прежнему двигаются вперед, преодолевая все препятствия, проходя регулярно по 200 километров в день.
Накануне нового года экспедиция делает остановку у голубых гор Мундира, а на следующий день вступает в Центр Сахары, в таинственный Хоггар.
После продолжительных и трудных переходов, экспедиция прибыла в Кидал, проехав 500 километров по Танезруфну — стране ужаса и жажды, где нет ни одного оазиса.
В этой унылой пустыне экспедиция контролирует направление по компасу. Здесь ей пришлось вытерпеть ужасную песчаную бурю.
За скалистой, изрезанной оврагами местностью Кидал, простираются покрытые травой степи Судана.
В ясную звездную ночь экспедиция добирается, наконец, до Бурема. Здесь уже Нигер, великая африканская река, извивается бесконечной серебряной лентой.
6-го января вечером, через двадцать один день после отправления из Тунурта, экспедиция делает привал у Томбукту. На следующий день экспедиция совершает свой в'езд в этот большой африканский город, с материалом и людьми в полной сохранности. Она привезла с собой первую транс-сахарскую почту на автомобиле.
Так Сахара, нетронутая рельсами, опасная для аэропланов, страшная для автомобилей, была побеждена гусеничными автомобилями. Автомобильное сообщение через Сахару открывает новую эру для Африки.
Новое научное достижение открывает французскому империализму пути новых колониальных завоеваний. Связавшись, через дотоле непроходимую Сахару, со своей отдаленной колонией в Западной Африке — Суданом, Франция усиливает там свои позиции в борьбе за влияние на близлежащие колонии других империалистических держав.
Многолетняя борьба за африканские колонии между Францией и Англией вызвала в течение целого ряда лет кровопролитные столкновения. И именно здесь, у границ бесплодной Сахары, мерялись силами европейские империалисты.
Германия, как колониальная держава, теперь выбыла из строя. Колонии ее поделены Францией и Англией и, таким образом, на африканской территории продолжают борьбу за влияние две, вооруженные динамитом и дипломатией, державы.
Все открытия и завоевания в области науки в капиталистическом мире получают применение, в первую очередь, в деле новых капиталистических грабежей. И все же значение этих достижений для человечества несомненно. Они знаменуют собой новые и новые победы человека над природой, власть ею над стихийными препятствиями развитию человечества.
Редакция.