Статья проф. А. П. Пинкевича.
В докладах, речах, журналах и газетах все чаще и чаще встречается выражение «условный рефлекс». На первый взгляд слова эти кажутся уж очень «научными». Однако, ничего особенного сложного или трудного они в себе не скрывают, а понять их надо, потому что для нас — материалистов1) — это первая и необходимая ступень для познания того, что мы называем «душой», «психикой», «психологией» того или другого человека. Мы — марксисты2) и коммунисты — отлично знаем, что никакой особой «души» в теле человека не существует, и предоставляем суеверным обывателям верить в «душу», которая выходит из тела и самостоятельно странствует по аду и раю. Мы знаем, что и мысль, и гнев, и воображение существуют только постольку, поскольку мы обладаем нервно-мозговой системой в нашем теле, что без этой системы человек был бы куском мяса — не больше. Однако, до сих пор марксисты и вообще материалисты не разработали подробно этого взгляда, так как и среди естествоиспытателей не было исследователей, которые дали бы основу для такой разработки. И вот — одним из первых шагов на этом материалистическом пути познания «психики» человека и животных являются работы проф. Ивана Петровича Павлова, а самой сердцевиной этих работ — понятие «об условном рефлексе».
Лучше всего можно понять, что такое условный рефлекс, разобрав, как проф. Павлов искусственно, на опыте (экспериментально) его получает. Для его опытов служат собаки. На рисунке первом вы видите собаку, на которой в разных местах прикреплено нечто вроде пробок. Мы здесь не будем пускаться в подробные раз'яснения, скажем только, что Павлов и его ученики, ухитряются, оставляя собаку живой и в общем здоровой, выделять соки различных желез3) через особо проделанные отверстия в теле животного. Особенное внимание Павлова привлекли слюнные железы, с которыми им проделано много опытов. Так, выделения слюнной железы могут быть собраны в пробирку (стеклянный сосудик) во время кормления животного. Пища раздражает нервы, мозг, происходит выделение слюны, т.-е. то, что мы вместе с Павловым теперь называем безусловным рефлексом. Вообще же под рефлексом мы понимаем ответ человеческого или животного организма на какое-либо раздражение. Вы схватили горячий кусок железа, ваш рефлекс на это раздражение (обжег) выбросит железо. Вы это делаете без всякого участия мысли, воли, — рефлекторно. Так, в темноте зрачок наших глаз расширяется, а на свету с'ужается — это все рефлексы прирожденные, всегда безусловно происходящие.
Но вот Павлов проделывает следующий опыт. Кормится собака, у которой выделения слюнной железы собираются в пробирку, как было сказано выше. Но это кормление теперь сопровождается ударом в колокол, — несколько раньше начала еды. И так повторяют много раз. Наконец, однажды — ударяют в колокол, но пищи собаке не дают. Тем не менее, в пробирку вытекает слюна, значит, мы вызвали ответ (реакцию, рефлекс) не обычным путем — пищей, а ударом в колокол. Можно было бы вместо удара в колокол взять какой угодно другой раздражитель — световсй, болевой, запах и т. п. и все это могло бы быть сделано искусственным раздражителем.
Вот этот-то рефлекс, привитый собаке искусственно — ведь до этого на собаку никакие колокола не действовали! — называется «условным рефлексом». Следовательно, условный рефлекс создается на основе безусловного и отличается от него тем, что не является прирожденным, а — приобретенным. В течение жизни животное приобретает громадное количество условных рефлексов. Они то усиливаются, то ослабевают: усиливаются, закрепляются при повторении раздражений, ослабевают при отсутствии раздражителя.
Павлов и полагает, что все поведение животного и направляется этими безусловными и условными рефлексами. Изучая, как создаются эти условные рефлексы у собаки, он приходит к выводу, что вся «психика» этого животного может быть об'яснена и сведена к рефлексам. Не нужно придумывать ложных «человеческих» об'яснений: все может быть об'яснено просто при помощи рефлексов. Надо отказаться от неправильных выражений: «собака думает», «радуется», «боится», — мы везде должны отыскать, какие рефлексы в данном случае имеют место.
Если учение Павлова о рефлексах успешно применяется к собакам, то нет никаких оснований предполагать, что его нельзя приложить к человеку. Действительно, и у человека мы наблюдаем безусловные и условные рефлексы, приобретенные человеком во время его жизни. Но о том, какое значение имеет учение Павлова для изучения «психики» человека, поговорим в следующий раз.
1) Материалист — сторонник материализма, учения, признающего, что действительно существует только материя (вещество); все духовные — психические явления производны является от материи.
2) Марксист — сторонник исторического материализма — теории Маркса—Энгельса, научно об'ясняющей исторические явления. Главные положения этой теории — в корне всех исторических явлений лежат явления экономические, условия производства, на почве которых возникают общественные классы; борьба этих классов и определяет содержание истории.
3) Железы — органы в теле человека и животных, выделяющие различные соки, или, научно выражаясь, секреты, напр.: слюнные железы, выделяющие слюну, печень, выделяющая желчь, железы на внутренних стенках кишек, выделяющие кишечный сок и т. п.