Готовятся красные инженеры, учителя и т.д. А о фабзавуче ведутся по прежнему одни разговоры. Вопрос об инструкторах-педагогах фабзавуча — наболевший вопрос. Кто готовит фабзайцев — будущих сознательных, квалифицированных рабочих? — Старые мастера, обладающие часто скверными недостатками: руганью, выпивкой и т. д. Эти-то инструктора иногда довольно хорошо работают сами, но не умеют учить другого, а большей частью и вовсе мешают ученику, не дают ему работать. О педагогическом подходе их и говорить не приходится. Недаром, поэтому, многие школы фабзавуча выпускают частенько своих учеников в свет с очень низкой квалификацией.
Смена должна работать лучше стариков. Пора подумать о подготовке инструкторов-педагогов фабзавуча.
Фаблисица.
Фабзайчики довольно часто плохо относятся к общеобразовательным предметам. Практическая работа во много раз дороже.
Лучше поспать, чем пойти на урок. А если идешь, так потому, что заставляют итти.
Где же причина?
Из своих наблюдений я делаю выводы: во-первых, несмотря на то, что об этом уже говорили, общеобразовательные предметы слишком оторваны от практической работы. Так, когда нужен пример для арифметики, или алгебраического уравнения, то фабзайцу он не дается непосредственно из его практической работы, а вымышляется: то реку возьмут в пример, а то торговца и т.д. А происходит это потому, что учителя большей частью незнакомы с производством их учеников — фабзайцев. Вот на это-то и надо обратить внимание.
Второе, это то, что тот или иной предмет — фабзайцу кажется мертвым: он не видит практического применения его в дальнейшем. Необходимо раз'яснить: нужно ли изучать тот или иной предмет потому, что все учат, или он кое-что даст.
Это, конечно, еще не все.
Это те выводы, к которым меня привели.
Об этом необходимо поговорить, но нужно добиться того, чтоб фабзаяц ходил на уроки не потому, что его заставляют.
С. Девенинский.
Вопросы, поднятые заметками «Учителя-производственники» и «Смена должна работать лучше стариков», являются злободневными вопросами работы фабзавуча.
Работа по подготовке учителей производственников и мастеров-инструкторов в Москве уже ведется организованно.
Педагогический Институт Имени Карла Либкнехта готовит педагогов-производственников.
Институт Инструкторов при Центральном Доме Коммунистического Воспитания рабочей молодежи готовит новых инструкторов мастеров.
В ближайших номерах «Смены» мы дадим очерки об этих учреждениях.
Но помимо подготовки новых, надо решительно взяться за переподготовку старых.
Эту переподготовку надо вести путем организации педагогических кружков в школах с обязательным привлечением к их работе учашихся, постановкой вопросов об изучении производства и т. д. и т.п.
Об этом надо ребятам подумать, взяться за проведение в жизнь и написать в «Смену» как идет работа.