СМЕНА, №4, 1924 год. ШАХМАТЫ и ШАШКИ.

"Смена", №4, март, 1924 год, стр. 33.

ШАХМАТЫ и ШАШКИ

Под редакцией С. Слонима.

ЗАДАЧА № 4.

В. Шошин.

Белые: Крg5, Фb7, Лс6, Кс5, Пd2(5).
Черные: Крd5, Лd4, Кg4, Пb4, d3, е5(6).
Мат в 2 хода.

ЗАДАЧА № 5.

О. Евецкий.

Белые: Крb2, Фc6, Лh4, Ке7, Пf3(5).
Черные: Крe5, Кb7 и g3(3).
Мат в 2 хода.

Теоретические заметки.

В № 1 «Смены» были помещены краткие правила игры, содержавшие в себе самые элементарные сведения по шахматам, то самое основное, что необходимо знать всякому начинающему шахматисту. В последующих очерках мы осветим, постепенно, все более и более сложные стороны этой столь же трудной, сколь и интересной игры.

Начальная часть игры (дебют).

Ту начальную часть игры, когда каждый из противников старается как можно быстрее развиться и как можно выгоднее поставить свои фигуры, мы называем дебютом.

Последующая часть игры, период стремительных аттак, сложных маневров, использовывания малейшего преимущества, носит название середины игры. И, наконец, тот период, когда противники начинают «подсчитывать раны» и, основываясь на своих материальных преимуществах, добиваются выигрыша, — мы называем концом игры.

О дебютной части игры написаны толстые книги, в каждом учебнике и руководстве приводится их более или менее подробный разбор. Мы вернемся к ним позднее, здесь же укажем на то, что варианты в дебютах создавались веками. Человеческий ум легко создавал себе новые варианты и не менее легко через короткий период отвергал их. Первоначально господствовало убеждение, что лучшим первым ходом является ход 1. е2—е4, так как благодаря ему сразу открываются диагонали слону и ферзю. Из тех же соображений черным рекомендовался ответ 1. ... е7—е5. Далее рекомендовались ход 2. Кg1—f3, как развивающий коня, и черным 2. ... Кb8—c6, также дающий соответственное развитие. Так постепенно создавались одни из употребительнейших дебютов «Испанская партия» (с 3. Сf1—b5) и «Итальянская партия» (с 3. Сf1—с4).

Однако, прогрессировали шахматы, прогрессировала и теория игры. Возникал логичный вопрос: если ход е2—е4 делается для того, чтобы открыть дорогу ферзю и слону, зачем же та же теория рекомендует последующий ход конем g1—f3, который закрывает опять дорогу ферзю и, таким образом, противоречит цели первого хода?

Стали употреблять другой начальный ход 1. d2—d4, ход сейчас наиболее часто играемый во всех международных турнирах, так наз. «дебют ферзевой пешки». Уже и он имеет свои наиболее популярные варианты, имеет своих ярых сторонников в лице представителей, так наз., «новых идей в шахматах». Однако, «ничто не вечно под луной» и модному ходу d2—d4 тоже будет суждено померкнуть.

Концы игр.

И этой части игры отводится в учебниках много места и даже разбору их посвящены отдельные книги. Опять таки мы вернемся к ним позже. Покамест же мы не можем обойти молчанием те ценные принципы в конце игр, которые проводит Капабланка в своей книге «Основы шахматной игры». Они не лишены интереса и для слабого шахматиста и безусловно полезны даже наиболее искушенным. Основным принципом Капабланка считает: двигать нужно ту пешку, против которой нет неприятельской.

Если белые в данном положении применят вышеуказанный принцип и сделают код b2—b4, то они добьются ничьей, если же, не зная этого принципа, сделают ход a2—а4, то легко проиграют партию, так как черным на своем правом фланге удается задержать одной пешкой две пешки противника. Читатели в этом легко убедятся, собственноручно разбирая вышеприведенную позицию.

Для малознакомых с теорией, интересен и разбор принципов «оппозиции».

В данном положении, проигрывает тот игрок, чей ход, т. к. он дает возможность прорваться противнику. В таких случаях говорят об игроке, имеющем это преимущество, что он владеет оппозицией. Из тщательного разбора различных случаев оппозиции, Капабланка делает вывод: «когда короли находятся на одной линии, и число полей между ними четное, тот из игроков, чья очередь ходить, владеет оппозицией». Отсутствие места не дает нам возможности подробно остановиться на этом важнейшем принципе для концов игр.

Каждому шахматисту знакомы затруднения, возникающие в концах, когда слон с некоторым количеством пешек вступает в борьбу со слоном или конем противника с тем же количеством пешек. Здесь Капабланка находит следующий принцип: «когда у противника есть слон, держите свои пешки на полях цвета этого слона. Если же у вас есть слон, то держите пешки на полях, противоположных цвету вашего слона, независимо от того, есть ли слон у вашего противника или нет».


В следующем номере мы подробно рассмотрим ту часть игры, которой мало интересуются учебники, но которая является наиболее интересной — это «середину игры».